Функции и Закономерности процесса обучения.

Процесс обучения осуществляет не только образовательную, но и воспитательную и развивающую функции.

Обучение, развитие и воспитание тесно связаны между собой.

Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее обучения целостен и един.

Формировать всесторонне развитую личность - значит обучать её основам наук, общим методам познания,

творческому мышлению и рациональному использованию знаний на практике, эмоциональному восприятию окружающей действительности.

Устойчивые связи в процессе обучения, помогающие повысить эффективность воспитания, называются закономерностями воспитания.

К таким закономерностям относят:

1. Характер воспитания определен социальными и экономическими потребностями общества, а также интересами правящих классов.

2. Цели, методы и содержание воспитания едины.

3. Воспитание и образование едины.

4. Эффективное воспитание происходит при высокой мотивации человека.

5. Эффективнее воспитание происходит при условии взаимоуважения ученика и учителя.

6. В ходе воспитания важно учитывать психологические и возрастные особенности ученика.

7. Процесс воспитания должен опираться на положительные качества ученика.

8. Ученик должен видеть перспективы воспитания, получать радость от достижения успеха.

9. Воспитание происходит в ходе деятельности человека.

10. Чрезвычайно важно воспитание в коллективе.

11. Важно развивать в учениках стремление к самовоспитанию.

Как и обучение в целом, воспитание может быть основано на авторитарном либо на свободном начале.

Развитие, являясь результатом обучения, выступает как готовность личности к самостоятельной организации своей умственной деятельности

Признаками развития можно считать:

· дисциплинированность мышления,

· способность продуктивно усваивать новое,

· системность знаний,

· умение применять их в разнообразных условиях,

· способность переносить приемы умственной деятельности в новые условия,

· познание сущности явлений,

· теоретическое мышление и способность организовать свои действия.

Всестороннее развитие личности означает рост ее духовных и физических сил, ее творческих способностей и индивидуальных дарований, формирование человека как гражданина, как нравственной и культурной личности.

Цели обучения.

Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его цель. (Задаётся ФГОСами, ОПОПами)

Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса обучения, определяет

его направление и в значительной степени детерминирует общий результат, эффективность педагогических воздействий.

1) цель№1 – концепция обучения, задающая общее направление деятельности всех учебно- воспитательных учреждений общества и определяющая характер педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку; (технократическая, гуманитарная; экологическая, религиозная и т.д.). В исторической перспективе концепции могут видоизменяться в зависимости от экономических проблем, нравственных качеств руководителей страны и всего общества)

2) стратегические цели №2(перспективное планирование на 1-2-3 года) на определенном уровне формирования

личности;

3) тактические, оперативные цели №3, которые ставятся при проведении отдельного занятия или какого-то иного мероприятия.

7.Приемы обучения (методы)

Совокупность знаний о способах и средствахпроведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией обучения и воспитания или - Методом, методами. (методикой)

Метод обучения от др.-греч. μέθοδος — путь, «Мой путь» или « моя дорога», или «моё движение». (2-х корневое слово).

Методика – «мои способы передвижения и игры», «мой способ игры («ика» - игра, состязание, например: «Музыка»: «Муза+ ика» – игра мыслей)

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания.

Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

Методы – это способы и действия педагога и учащегося,посредством которых передается и принимается содержание. Метод – это комплекс научных, поэтапных, взаимообусловленных, системных, разносторонних приёмов коммуникации с целью передачи и усвоения ЗУНов в области воспитания, развития, обучения, образования.

*1.Необходимо различать Метод - как концепцию обучения – в широком, историческом, глобальном значении. (концепция Песталоцци, концепция Ренессанса, концепция барокко, концепция венских классиков (К.Черни), концепция Макаренко и т.д.

*2. И Метод– как методический приём конкретного назначения, для конкретного Ученика, для для конкретного Урока, для конкретного времени (для Экзамена, для академического концерта, для технического зачёта, для конкретного произведения, для конкретной ситуации). Ещё одно его название – дидактический приём(греч.: «взаимодействие двоих», «назидательный акт», - способ передать содержание – ЗУНы)

Приёмами обученияпринято называтьсоставные части метода, которые ведут к достижению частных задач. Методические приёмы ещё называют дидактическими приёмами или формами изложения содержания.

Приём обучения (Дидактический - приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Метод – это комплексноепонятие (и процесс и действие),включает в себя следующие компоненты:

1. Концепции:

- концепцию государственную, выраженную через Закон РФ об Образовании, ФГОСы, ПООПы

- концепцию личную (мировоззрение, нравственные ценности, опыт, мастерство, психику и тип личности Учителя)

- концепцию общественную (социальную - понимание значимости образования, профессии),

- концепцию сословную (аристократическую, демократическую, интернациональную, христианскую и др.)

- концепцию корпоративную - (профессионалов – «пианисты», «народники», «духовые», «струнные», «чиновники», инженеры, строители и т.д.)

2. Формы коммуникации – общения с учеником на уроке:

- пассивные

- активные

- интерактивные

-демократические

- авторитарные

- сотрудничество

-

3. Методические Приёмы:

По способу обращения с материалом на уроке, по способу объяснения материала:

- словесные

- наглядныеосновные, классические;

- практические

- контрольно-экзаменационные

- ролевые игры

- мозговые штурмы

- блочно-модульные

- эвристические

- инновационные

- метод сценариев современные (авторские)

- программирование

- проблемный приём

- компьютерные

- игровые (постановки, сказки, сценки)

- поисковые и т.д.

В настоящее время ко всем методам обучения предъявляются два обязательных требования: они должны способствовать активности учащихся в учебном процессе и обеспечивать глубокое понимание ими изучаемого материала.

Методы обучения и способы их реализации должны способствовать включению в учебный процесс на уроке не только мышления, но и воображения школьников, которое относится к активной внутренней жизни учащихся.

Воображение – это сила, которая делает учение интересным и увлекательным. Чтобы воображение учащихся включилось в процесс обучения, обычные виды деятельности на уроке должны сочетаться с необычными, особенными.

Помимо уже перечисленных, необходимо принимать во внимание способности учащихся, их знания, умения, навыки по изучаемому вопросу, отношение к предмету, а также сильные и слабые стороны самого учителя.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

1. Методы организации и осуществленияучебно-познавательной деятельности:

§ Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).

§ Репродуктивные (воспроизведение материала, пересказ, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности ученика).

§ Индуктивные (обобщение) и дедуктивные (анализ) - по логике изложения и восприятия учебного материала;

2. Методы контроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности:

§ Устные,

§ Письменные проверки и

§ самопроверки результативности овладения ЗУНами;

§ исполнение на сцене, репетиции

3. Методы стимулированияучебно-познавательной деятельности:

§ Определённые поощрения за формирование мотивации к учёбе,

§ За чувство ответственности,

§ За выполнение обязательств,

§ За развитие интересов в овладении ЗУНами

§ За самостоятельность, и творческий подход к заданиям

§ За новый взгляд на проблему и её решение

§ За яркое, самобытное оформление, исполнение, проекта, или пр-ия и т.д.

4. Основным звеном и ядром процесса обучения является отдельный Урок. На уроке происходит основной актобучения, образования, воспитания. Урок – это часть системы – отдельное звено общего процесса обучения, и часть Метода.

I. Текущее и перспективное планирование.

Индивидуальный план ученика — это «диагноз» и «прогноз» его развития на. Чтобы построить эффективно учебный план ученика (репертуар), педагогу надо диагностировать:

- уровень способностей ученика,

- уже полученных учеником навыков,

- школьный репертуар с позиции педагогической целесообразности и качества, по художественным задачам и технической проблематики,

- индивидуальные особенности ученика, его комплекс задатков и способностей:

а) качество и уровень музыкальных способностей

б) степень обученности и интеллектуально-музыкального развития;

в), волевые и рабочие качества;

г) особенности психики — подвижность, возбуждение, торможение, координация;

физиологические и нервно-психические реакции личности, особенности характера, возраста;

д) интересы, склонности,

е) позитивные качества и задатки, требующие развития и негативные свойства, требующие исправления – коррекции и т.д.

На основе диагноза составляется План Развития уч-ка. Текущие задачи и ЗУНы и Перспективные задачи ЗУНы развиваются через Репертуар, Слушание, Исполнение.

II. Метод формирования репертуара ученика строится с учетом:

а) ответственных концертов, экзаменов, конкурсов;

б) классных вечеров для родителей;

в) постепенного развития ученика;

г) интенсивного развития ученика (с 1-2 произведениями более сложными);

д) с учётом перспективных и стратегических целей:

«целевые программы» (подготовка к исполнению, например «Экспромта» Сонаты Бетховена); приём «репертуарных цепочек» для закрепления и развития определенного навыка на аналогичном по фактуре репертуаре (например, Черни-Гермер, этюд № 1, I ч.; № 1, II ч.; № 5, 299; № 1, 740 и т.д., т.е. развитие);

е) с учётом стилистического и жанрового разнообразие репертуара;

ж) «эскизное разучивание» нескольких пьес для расширения кругозора;

з) самостоятельное разучивание произведений учеником – как проверка полученных знаний и навыков.

Наши рекомендации