Кантата «Белорусским партизанам» А.Богатырева
Произведение создано в 1942-1043 гг., впервые исполнялось в концерте белорусской музыки в Москве в 1941 году. Она написана на стихи Янки Купалы для хора, солиста (меццо-сопрано) и симфонического оркестра. Патриотическое воззвание «Белорусским партизанам» Я.Купалы получило широкую известность в годы Великой Отечественной войны. Стихи народного поэта печатались в газетах, заучивались воинами наизусть, распространялись в партизанских отрядах, привлекли они и композитора А.Богатырева.
Идейное содержание кантаты отличается патриотической направленностью. В нем повествуется о трагических событиях на временно оккупированной немецкими фашистами территории Беларуси. Авторы – композитор и поэт призывают партизан проявить героизм и стойкость в борьбе с врагами. Кантата написана в сложной трехчастной форме со вступлением и заключением. Все разделы произведения непрерывно развиваются и следуют друг за другом без остановки.
Медленное оркестровое вступление звучит тревожно. Здесь особенно выделяется грозный мотив трубы (на фоне мрачных аккордов) и лирический наигрыш пастушьего рожка. В басах слышится секундовый мотив, который станет затем основой главной темы кантаты. В разделе Allegro moderato на словах «Партизаны, партизаны, белорусские сыны!» появляется ведущая тема кантаты. Она звучит у теноров и басов (а затем у сопрано и альтов). Мелодия этого хора, написанного в трехчастной форме, перекликается с белорусскими народными песнями. В среднем, разработочном разделе хора, передан народный гнев.
Второй раздел кантаты (Moderato) – монолог белорусской женщины-матери (соло меццо-сопрано), обращение к воинам-партизанам:
Клiчу вас я на пабеду,
Хай вам шчасцем свецяць днi,
Выразайце людаедау,
Каб не стала iх i следу на святой нашай зямлi.
В третьем разделе – репризе (Allegro moderato) – мощно, утверждающе звучит в хоре основная тема кантаты. Дважды повторяясь, она приводит к заключению (Agitato) – новому призыву к героям-партизанам бороться с врагами. Скандированием призывных возгласов, усилением динамики, оживлением темпа композитор подчеркивает героико-патриотическое содержание кантаты.
Опера «У пушчах Палесся»
Идейный замысел. В основу либретто оперы, состоящей из четырех действий, драматургом Е.Романовичем положена повесть Я.Коласа “Дрыгва” и отдельные стихи поэта. Центральная тема оперы - героика борьбы белорусских крестьян против белопольских интервентов в годы гражданской войны, а также формирование нового человека в процессе этой борьбы.
По сравнению с повестью, в либретто оперы изменен ряд ситуаций, что вызвано законами оперной драматургии.
Музыка и сюжетная канва оперы. Действие I начинается оркестровым вступлением, которое заменяет отсутствующую в опере увертюру. Вступление основано на развитии мужественной и патриотической темы, воплощающей образ угнетенного оккупантами народа. Она излагается в струнной группе оркестра на фоне тромбонов и тубы и заключает в себе музыкально-драматическое зерно всего произведения.
Продолжением оркестрового вступления служит хор народа “Ты прыйдзі, вясна жаданая’’. Литературной основой его является стихотворение Я.Коласа “Закліканне вясны”. Хор звучит на поляне, на берегу реки, где собрались крестьяне и крестьянки белить холст. В этой песне они призывают весну взглянуть на их тяжелую жизнь. Заметив приближающийся отряд польских легионеров, крестьяне разбегаются.
Поляки маршем проходят на поляне. Характеризующая из музыка носит несколько гротесковый характер: наряду с акцентами у барабана и ксилофона звучат “взлеты” мелодии у деревянных духовых и струнных инструментов оркестра.
После ухода легионеров на поляне в окружении детей появляется дед Тарас. Дети просят рассказать им сказку. Дед Тарас рассказывает сказку про змея-богатея, у которого было много слуг, полицейских и злых собак. Не побоялся, однако, этого змея “молодец-красный удалец” и отрубил ему голову. На помощь молодцу приходит народ.
Сказка деда Тараса - аллегория, призывающая к борьбе против оккупантов-поработителей.
Появляется Кузьмич - большевик-подпольщик, руководящий партизанской борьбой полешуков против легионеров. Он просит детей позвать сына деда Тараса - Андрея. Вместе с дедом дети охотно выполняют просьбу. Оставшись один, Кузьмич высказывает свои чувства в арии “Люблю я прыволле”. В ее основу положено стихотворение Я. Коласа “На полі вясною”.
Приходит Андрей. Кузьмич передает ему листовки, и они с Андреем поспешно расходятся. Однако Бусыге, шпионившему за Андреем (он ревнует его к своей жене Авгинье), удается заметить это, и он решает донести легионерам на своего соперника.
На поляне появляется Авгинья, разыскивающая Андрея. Свою любовь к нему она раскрывает в лирической, по-народному задушевной арии “Я хачу аб табе з кім хоць слоўка сказаць”. Встретившись, влюбленные Авгинья и Андрей высказывают друг другу свои чувства.
Подгоняемые отрядом легионеров на поляну сбегаются крестьяне. Музыка, характеризующая оккупантов, теперь уже носит грозный характер, звучит весь оркестр. В этом эпизоде теме легионеров противопоставлена тема обездоленного народа.
Легионеры облагают крестьян новыми податями. Народ в отчаянии: давно ведь уже все отобрано. От имени народа Тарас высказывает свое возмущение, и, когда легионер хочет его ударить, Андрей вступается за отца. Тогда Бусыга говорит польскому офицеру, что у Андрея спрятаны листовки. Андрея арестовывают. Тарас, пытаясь освободить сына, убивает одного из легионеров, а затем с помощью односельчан бежит в лес.
Действие II также начинается оркестровым вступлением, которое переходит в хор батраков, убирающих под присмотром капрала панский подвал. Входит пан со своими прислужниками. Среди них Бусыга. Пан поздравляет его с назначением войтом (старостой) и обязывает помогать в борьбе против большевиков. Бусыга готов сразу же отблагодарить своего покровителя и предлагает провокационный план, который поможет легионерам разыскать в лесу лагерь партизан. В предательстве ему должен помочь Савка, отец Авгиньи, - бедняк и пьяница. Пьяный Савка, встретив Авгинью, рассказывает ей о провокационном плане. Он должен инсценировать освобождение Андрея из тюрьмы и вместе с ним бежать затем в лес к партизанам, а потом донести об их месторасположении. Происходит взволнованное объяснение Авгиньи с отцом. Савка начинает понимать, что Бусыга хоть и муж дочери, но чужой для нее человек. Он растерян, а Авгинья решает оповестить партизан об опасности.
В панский подвал приводят Андрея. Юноша изливает свою печаль в арии “Дзе ж ты, сонца мае светлае”. Постепенно мысли его обращаются к мести врагам, ария звучит более воодушевленно, но затем снова приобретает характер скорбного раздумья.
Действие завершается появлением в подвале Савки и побегом его и Андрея к партизанам.
События III действия происходят в лесу. У погасшего костра сидят партизаны. Среди них дед Тарас. Оркестровое вступление к этому действию оперы интонационно близко оркестровому вступлению к первому действию, но носит беспокойный, динамичный характер, достигая героической кульминации. Вступление вливается в хор партизан, который напоминает веснянку из первого действия, но приобретает здесь героические черты.
Тарас не принимает участия в песне партизан. Он скорбит о своем сыне. В арии Тараса “О, як мне цяжка, о, як мне балюча” звучат интонации народного причета. В середине арии музыка становится более взволнованной.
Кузьмич успокаивает Тараса, но отвергает его план нападения на тюрьму и освобождения Андрея, как неосуществимый. Появляются Андрей и Савка. Андрей, уже догадавшись о предательстве Савки, объясняет партизанам, что произошло. Партизаны в справедливом гневе хотят тут же казнить изменника, но Андрей советует его отпустить, чтобы тем самым заманить в лес и уничтожить отряд легионеров.
Савку отпускают. Восхищенные планом Андрея партизаны затевают песни и пляски - звучит энергичный и могучий хор “Праз лясы, палі, даліны”. Он изложен в манере советской массовой песни с характерным острым ритмом.
Во второй картине III действия показан панский двор. Бусыга ждет возращения Савки. Появляется Авгинья. В ссоре с мужем она высказывает свой гнев и отвращение, говорит, что причина ее замужества - желание спасти от нищеты отца. Авгинья уходит в лес.
После посещения партизанского отряда в душу Савки вкралось сомнение. Он понял, что хотел совершить недопустимое предательство. В драматически напряженном речитативе Савка восклицает: “Вось і канец маей дарозе”. И он отказывается вести легионеров в лес. Но каратели слой заставляют его указать им дорогу. Картина завершается большим симфоническим эпизодом, где звучит тема легионеров.
IV действие начинается симфоническим антрактом. Это сосредоточенно-глубокая по своему характеру музыка связана с дальнейшим действием оперы - с моментом, когда Авгинья оплакивает гибель Андрея. В основу антракта положена единственная в опере белорусская народная песня, использованная автором целиком,- “Зоранька ўзышла”. Тема изложена в дорийском ладу, что придает ей суровость. Она переплетается с темой партизанского леса, которая также звучит в этой картине.
Снова партизанский лес. Партизаны осматривают свое снаряжение и тихо напевают “Гэй, з-за лесу, з-за гор”. Они готовятся выступить на встречу с частями Красной Армии, чтобы помочь им пройти полесские топи. Во главе партизан дед Тарас. Андрей остается один в лесу, он должен наблюдать за появлением легионеров, увлечь их в топь и ждать прихода красноармейцев. Ариозо Андрея в лесу “Як добра тут, як хораша ў лесе” носит поэтический, лирико-эпический характер и звучит на фоне музыкальной картины леса. В конце ариозо слышны интонации сказки деда Тараса, связанные с образом “молодца”.
Появляется Авгинья. Она сообщает Андрею, что в лес направляется отряд легионеров во главе с Бусыгой. Во время дуэта героев раздается кукование - это Савка оповещает партизан об опасности. Легионеры убивают его, затем Бусыга убивает появившегося из засады Андрея.
Партизаны и красноармейцы окружают легионеров. Оплакивая Андрея, они клянутся освободить родину от врага.
Музыкальная драматургия. Драматургия оперы основана на многоплановом музыкальном развитии образа народа. Особенно ярко это ощущается в сопоставлении народных хоровых сцен I и III действий. Если в I действии в хоровой веснянке звучат лирически скорбные интонации, подчеркивающие угнетенность крестьян, то в партизанской сцене звучит хор народных мстителей “Гэй, ў лесе”. Он отличается мощным, компактным звучанием и энергичным характером.
В опере “У пушчах Палесся” приобретают развитие и индивидуальные образы героев: деда Тараса, Савки, Авгиньи. Композитор показывает, как они постепенно становятся борцами за свободу и свое счастье. Так, дед Тарас, который в начале действия оперы заинтересован только судьбой сына, становится на путь борьбы за освобождение своего народа.
Эволюция образа Савки выражена в музыке переходом от хмельных частушечных интонаций к драматическому монологу.
Авгинья - лирический образ, но и ей присущи драматические интонации. В ее музыкальном языке ощутима связь с белорусской песней; народные интонации пропадают там, где Авгинья пытается скрыть свои чувства. В таких эпизодах композитор вообще обращается к речитации.
Роль оркестра. Оркестр в опере “У пушчах Палесся” является носителем лейтмотивных характеристик и успешно подчеркивает рельефность вокальных партий. Кроме того, инструментальные вступления к каждому действию, носящие программный характер, убедительно вводят в обстановку следующего действия.
В юбилейном 1979 году композитор А. Богатырев начал работу над новой редакцией своей оперы.