Инструкторская и судейская практика

Инструкторская и судейская практика направлена на освоение элементарных умений и навыков ведения учебной работы и судейства соревнований. Она проводится учащимися учебно-тренировочных групп и спортивного совершенствования. Учащиеся этих групп готовятся к роли инструктора, помощника тренера в организации и проведении занятий и соревнований в качестве судей.

В содержание учебной работы входит освоение следующих умений и навыков:

1)знание терминологии, принятой в хоккее;

2)подача команд на организацию занятий, построение и перестроение группы на месте и в движении;

3)умение наблюдать и анализировать выполнение приемов игры учащимися;

4)определить ошибку при выполнении приема партнером и указать пути ее исправления;

5)составить комплекс упражнений по проведению разминки;

6)составить конспект занятия и провести его с учащимися младших групп под наблюдением тренера.

Для получения звания судьи по спорту необходимо всем учащимся освоить следующие умения и навыки:

1. Составить положение о проведении соревнований на первенство школы по хоккею.

2.Умение вести судейскую документацию.

3.Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.

4.Судейство учебных игр в качестве помощника и главного судьи в поле.

5. Участвовать в судействе официальных игр в составе судейской группы.

6.Судить игры в качестве помощника и главного судьи.

Выпускники спортивной школы должны получить звания «Инструктор-общественник» и «Судья по спорту». С этой целью на этапе углубленной специализации следует провести семинар по подготовке общественных тренеров и судей. Участники семинара сдают
экзамен по теории и практике, который оформляется соответствующим протоколом. Присвоение званий производится приказом или распоряжением по ДЮСШ и СДЮШОР.

9. ПРИМЕРНЫЕ БЛОКИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ
ЗАДАНИЙ

Концепцией периодизации спортивной тренировки предусматриваются различные структурные компоненты. Первичным звеном процесса тренировки является физическое упражнение. Комплекс физических упражнений преимущественно одной направленности образует тренировочное задание. Ряд таких тренировочных заданий определяют структуру и содержание тренировочного занятия. Несколько тренировочных занятий в определенной методической последовательности образуют микроцикл, сочетание которых представляет мезоцикл.

Несколько мезоциклов являются структурными компонентами этапа, которые в итоге определяют структуру годичного тренировочного цикла.

Из приведенной схемы структуры годичного тренировочного цикла его начальный компонент - тренировочное задание имеет важное значение, поскольку именно в нем более обстоятельно формулируются и решаются обучающие и тренирующие задачи. Тренировочные задания группируются в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности. Каждое тренировочное задание должно иметь конкретные задачи, содержание и последовательность выполнения упражнений, дозировку и режим выполнения тренировочных нагрузок, а также организационно-методические указания (где проводится, условия, возможные ошибки и пути их исправления и др.).

В табл. 31 представлены примерные блоки тренировочных заданий по совершенствованию технического мастерства хоккеистов в завершающих бросках шайбы.

Таблица 31
Примерная схема блока тренировочных заданий для групп учебно-тренировочного этапа

Этап подготовки, год обучения Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Задача — совершенствование техники и точности попаданий в бросках шайбы
Учебно- тренировочный этап. Группы на- чальной спе- циализации: 1 год 2 год Углубленная специализация: 1 год 2 год 3 год 4 год Броски выполняются на технику и точ- ность попадания в цель. 1. Броски выполняются с одной точки, расположенной напротив ворот на рас-стоянии 9 м в заданную точку в воротах (из одной точки в одну точку). 2. Броски выполняются из одной точки (9 м от ворот) в разные заданные точки в воротах. 3. Броски выполняются из разных точек (с расстояния 9 м) в одну точку, задан- ную в воротах. 4. Броски выполняются из разных точек (с расстояния 9 м) в разные заданные точки в воротах. 5. Броски выполняются по методу сбли- жаемых заданий. 5 бросков с 5 м после чего 5 бросков с 15 м 5 бросков с 7 м и 5 бросков с 11 м Затем 10 бросков с 9 м 10 бросков с ин- тервалом между бросками 5-6 с     с интервалом между бросками 5—6 с, при смене позиции 12 с Броски выполняются на льду хоккей- ного поля в мишени, подвешенные в хоккейные ворота. Целевая установка: выполнить технически правильно и попасть в цель. Броски выполняются произвольно без проявления максимальных мы- шечных напряжений

Продолжение табл. 31

  Задана — повышение быстроты и силы броска шайбы (скорости вылета)
Учебно- тренировочный этап 1. Броски шайбы на силу с большим ее разгоном в подготовительной фазе     2. Броски утяжеленной шайбы (300-400 г) по льду   3. Броски шайбы на силу с коротким ее разгоном в подготовительной фазе (кистевые броски)   4. Кистевые броски утяжеленной шайбы (250-300 г) с проявлением максимума взрывной силы кистями рук в основной фазе   5. Броски шайбы на дальность   6. Броски равновесомых шайб. В серии 10 бросков утяжеленных шайб, 10 бро- сков — обычных, между ними интервал 1,5-2 мин   7. Выполнение бросков шайбы на быст- роту (скорострельность) 10 бросков в серии. Всего 3 серии, интервал между сериями 2 мин   — « —     10 бросков в серии. Всего 2 серии, интервал между сериями 3—4 мин   — « —     10 бросков в серии. Всего 2 серии, интервал между сериями 3-4 мин 3 серии   1. Целевая установка — проявление максимума взрывной силы в финаль- ной фазе броска. 2. Броски выполняются в парах. Парт- неры располагаются друг против друга на расстоянии 20 м. 1-й бросает шайбу партнеру с макси- мальной силой. 2-й принимает ее мяг- ким уступающим движением и в одно касание отправляет ее обратно также с возможным максимумом силы. 5. Обратить внимание на проявления максимума усилий и оптимальный угол вылета шайбы. 6. Обратить внимание при бросках утяжеленной шайбы на взрывное уси- лие кистями рук. При бросках обыч- ной шайбы на быстроту выполнения броска и захлестывающее движение кистями рук. 7. Игрок занимает позицию напротив ворот, на расстоянии 9 м от них рас- ставляются 10 шайб по линии. По команде игрок выполняет броски в мишень в воротах. Оценивается бы- строта выполнения всех 10 бросков в с и точность попадания в цель.
           

Окончание табл. 31

Задачи — повышение уровня эффективности, надежности, стабильности и вариативности бросков шайбы в условиях, адекватных соревновательной деятельности
Учебно-тренировочный этап 1. Выполнение бросков шайбы из раз- личных исходных положений (и.л.): спиной к цели, стоя на коленях, в паде- нии. С удобной и неудобной стороны.   2. Выполнение бросков шайбы в процес- се ведения, обводки, в силовом едино- борстве.   3. Выполнение бросков шайбы после быстрого приема и подработки в слож- ной игровой ситуации при плохой пере- даче партнера: идущей резко в ноги хок- кеисту, надо льдом, далеко впереди, в стороне и сзади от него.   4. Выполнение бросков шайбы в проти- воборстве с вратарем, в сложных игровых ситуациях, а также выполнение буллитов.   5. Выполнение бросков шайбы в слож- ных условиях соревновательной деятель- ности. 15 бросков в серии. Всего 3 серии     — « —   10 бросков в серии. Всего 3 серии     15 бросков в серии. Всего 2 серии — « — Упражнения проводятся на льду хок- кейного поля. Целевая установка: 1. Выполнять броски шайбы с доста- точно возможной силой и точностью попадания в цель. 2. Упражнения выполняются в арит- мии, при этом темп колеблется от среднего до максимального. 3. В тренировочных занятиях сначала эти упражнения выполняются в отно- сительно простых условиях, затем в сложных модельных ситуациях игро- вой деятельности. 4. Упражнение 1:1 при выходе напа- дающего по центру, с края слева и справа, из-за ворот. Сначала выпол- няются в простых, а затем в сложных условиях. 5. Сначала комплекс игровых упраж- нений выполняется в относительно упрошенных условиях, затем в слож- ных условиях соревновательной дея- тельности.

* Направленность блока — совершенствование технического мастерства в бросках шайбы.

Индивидуальная карта спортсмена

Ф.И.О.____________________________________ Дата и место рождения___________

Год, месяц начала занятия спортом________________ , избранным видом спорта__________ ___________________________________________

Спортивная школа____________ Спортивное общество____________ Город, республика___________________

Учебные группы, год обучения Дата обследо-вания Физическое развитие Заключение врача  
Рост, см Масса тела, кг Сила сгибателей кисти, кг ЖЕЛ МСК
мл/мин мл/мин/кг
Исходные данные при зачислении в ДЮСШ, СДЮШОР                
Этап предварительной подготовки: 1-й 2-й 3-й                
Этап начальной подготовки: 1-й 2-й 3-й                

Продолжение индивидуальной карты спортсмена

Учебные группы, год обучения Дата обследо- вания Физическое развитие Заключение врача
Рост, см Масса тела, кг Сила сгибателей кисти, кг ЖЕЛ МСК
мл/мин мл/мин/кг
Учебно-тренировочный этап начальной специализации: 1-й 2-й                
Учебно-тренировочный этап углубленной специализации: 1-й 2-й 3-й 4-й                
Этап спортивного совершенствования                

Продолжение индивидуальной карты спортсмена

Этапы и годы обучения Дата обсле- дования Физическая подготовленность Тренировочная и соревновательная деятельность Лучшие спортивные результаты
Общая Специальная
Бег на 30 м Прыжок в длину с места Челночный бег 3x10 м, с Сгибание и разгибание рук в висе, кол-во повторений Бег на 30 м, с Челночный бег 3x54 м, с Малая восьмерка, с Количество
тренировочных дней/занятий соревновательных дней/ занятий
Исходные дан- ные при зачис- лении в ДЮСШ, СДЮШОР                      
Этап предвари- тельной подго- товки: 1-й 2-й 3-й                      
Этап начальной подготовки: 1-й 2-й 3-й                      

Окончание индивидуальной карты спортсмена

Этапы и годы обучения Дата обсле- дования Физическая подготовленность Тренировочная и соревновательная деятельность Лучшие спортивные результаты
Общая Специальная
Бег на 30 м Прыжок в длину с места Челночный бег 3x10 м, с Сгибание и разгибание рук в висе, кол-во повторений Бег на 30 м, с Челночный бег 3x54 м, с Малая восьмерка, с Количество
тренировочных дней/занятий соревновательных дней/ занятий
Учебно- тренировочный этап начальной специализации 1-й 2-й                      
Учебно- тренировочный этап углублен- ной специали- зации 1-й 2-й 3-й 4-й                      
СС: 1-й 2-й                      

ЛИТЕРАТУРА

1. Букатин А.Ю., Колузгапов, В.М. Юный хоккеист. - М: ФиС,

1986. 1*И '•</

2. Горский Л. Игра хоккейного вратаря.- М.: ФиС, 1974.

3. Зеличонок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Критерии отбора. -
М.: Терра-спорт, 2000.

А. Железняк Ю. Д., ИвойловА.В. Волейбол. - М.: ФиС, 1991.

5. Матвеев ЛЛ. Основы общей теории спорта и системы подго-
товки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

6. Платонов В.К Общая теория подготовки спортсменов в олим-
пийском спорте. - Киев, 1997.

7. Никитушкин ВТ., Губа ВЛ. Методы отбора в игровые виды

спорта. - М., 1998.

8. Савин ВЛ. Хоккей. Учебник для институтов физической куль-
туры. - М: ФиС, 1990.

9. Савин ВЛ. Теория и методика хоккея. Учебник для студентов
высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.

10. Спортивные игры. Учебник для вузов под редакцией
Ю.Д. Железняка и Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2002.

П. Современная система спортивной подготовки под ред.
Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 19УЬ.

12.1шш Б Л. Теория и методика юношеского спорта. - М.. ФиС,

1987.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………..……3

1. Нормативная часть…………………………………………………….5

2. Методическая часть…………………………………………….….….9

2.1. Организационно-методические указания………………….….. 9

2.2. Учебный план………………………………………………...….15

2.3. План-схема годичного цикла подготовки……………………...18

2.4. Программный материал для практических занятий…………..36

2.4.1. Физическая подготовка……………………...……………37

2.4.2. Техническая подготовка…………………………………...42

2.4.3. Тактическая подготовка…………………………………..53

3. Теоретическая подготовка…………………………………………….59

4. Психологическая подготовка………………………………………..65

5. Воспитательная работа………………………………………………71

6. Восстановительные мероприятия……………………………………73

7. Контроль за подготовкой юных хоккеистов………………………..76

8. Инструкторская и судейская практика………………………………89

9. Примерные блоки тренировочных заданий ……………………….91

Литература………………………………………………………………99

Учебное издание

Хоккей

Примерная программа

Редактор Ю.Г. Казанцев

Художник ЕЛ. Ильин

Художественный редактор Л.В. Дружинина

Технический редактор Т.Ю. Кольцова

Корректор Л.В. Лапина

Компьютерная верстка О.Ю. Шепетухи

Подписано в печать 21.11.2008. Формат 60х90»/16

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 6,5. Уч.-изд. л. 6,2. Тираж 500 экз.

Изд. № 1373. Заказ № 7547.

ОАО «Издательство "Советский спорт"».

105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.

Тел./факс: (499) 267-94-35,267-95-90.

Сайт в интернете: www.sovsportizdat.ru

Е-mail: [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ».

140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.

Тел.(495)554-21-86

Книги можно заказать по системе «Книга – почтой» наложенным платежом
или по безналичному расчету на основании выставленного счета.

Наш адрес:

105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
ОАО «Издательство "Советский спорт"».

Наши рекомендации