Демократический -либеральный
Психология педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Стили общения учителя с учеником.
Педагогическая деятельность - одна из наиболее сложных областей человеческой деятельности. И в то же время одна из наиболее распространенных. Практически каждый человек в той или иной мере оказывается в роли педагога: как родитель, как руководитель, как член коллектива. Однако профессиональная педагогическая деятельность является самой сложной, требовательной и ответственной деятельностью человека.
Основная задача педагога - это подготовка ребенка к жизни, воспитание всесторонне развитой личности. В деятельности педагога эта задача реализуется в 2-х его функциях:
- педагог должен передать знания ученику, сформировать у него умения и навыки.
- педагог должен развивать индивидуальность ученика.
Каждый педагог должен иметь педагогические способности. Сложность педагогической деятельности определяет сложность структуры педагогических способностей.
Структура педагогических способностей
1-ый уровень педагогических способностей - это обязательное наличие специальных способностей (математических, музыкальных, художественных и т.д.). Педагог должен быть хорошим специалистом в своей области, учитель - музыкант должен быть хорошим исполнителем, знать и любить музыку.
2-ой уровень - собственно педагогические способности. Они связаны с передачей знаний, умений и навыков учащимся. То есть педагог должен быть не только хорошим специалистом, знать свой предмет, но и уметь передать свои знания ученику, знать, как развивать его способности, эффективно использовать методы и формы обучения
3-ий уровень — коммуникативные способности (связанные с общением), а также организаторские способности. От умения общаться с учениками, их родителями, коллегами во многом зависит успешность учебного процесса. Педагог должен стремиться создать творческую, продуктивную атмосферу в классе, уметь организовать концерты, тематические вечера, родительские собрания.
Сочетание этих 3-х уровней являются обязательным для педагога - профессионала.
Преподаватель ДМШ должен
1) хорошо знать свой инструмент, быть хорошим исполнителем, уметь
проиллюстрировать на инструменте произведение, которое играет ученик, показать
способы работы над сложными местами.
2)3нать методическую литературу, быть в курсе новинок нотных изданий.
3)Хорошо знать программу каждого класса;
4)3нать индивидуальность каждого ученика, его возрастные способности;
5)Быть интересной личностью и примером для ученика, постоянно
совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень, посещать концерты,
знакомиться с новыми аудио- и видеозаписями исполнения произведений, посещать
открытые уроки других преподавателей.
Стили общения учителя и ученика.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения с учеником, предполагающая наличие высокого уровня коммуникативных умений. Педагогическое общение служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Очень важно организовать общение с детьми, чтобы между педагогом и учеником возник психологический контакт, который в существенной мере может определить эффективность обучения и воспитания. Каждый педагог формирует свой индивидуальный стиль педагогического общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных:
- авторитарный
демократический -либеральный
Авторитарный стиль.Авторитарные учителя руководят, не считаясь с мнением окружающих, сами определяют способы и средства достижения цели, потому что считают, что они все знают и что лучше их все равно никто не решит. Всю информацию такой учитель «замыкает» на себя, поэтому актив класса живет догадками, слухами. Вольно или невольно учитель сковывает инициативу школьников, поэтому у них ослабляется чувство ответственности за общее дело, общественные поручения становятся для них формальностью, общественная активность падает. Школьники становятся лишь исполнителями замыслов учителя, его планов, Свои решения такой учитель выражает в форме указаний, приказов, инструкций, выговоров, благодарностей.
Он мало считается с межличностными отношениями в группе. Учитель, придерживающийся этого стиля руководства, догматичен, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу учащихся, жестко контролирует их действия, требует пунктуального исполнения своих указаний. Критики он не выносит, своих ошибок не признает, однако сам любит критиковать. С его точки зрения, лучший способ воспитания - это наказание.
У первоклассников, попадающих к авторитарному учителю, охлаждение к школе за I четверть учёбы происходит в значительно большей степени, чем у тех, кто попадает к учителям демократического или либерального стиля. У авторитарных учителей слабоуспевающие учащиеся чаще жалуются на пристрастие учителя к двойкам. Эти жалобы имеют некоторые основания, установлено, что такие учителя имеют тенденцию к занижению отметок. Кроме того, они склонны переоценивать отрицательные качества учащихся и недооценивать положительные. Большинство детей, по их мнению, ленивые, безответственные, недисциплинированные, импульсивные и т.д. Возможно, эта позиция и становится основанием для проявления ими жесткого стиля руководства.
Старшеклассники в большинстве своем отрицательно или настороженно относятся к учителям с авторитарным стилем, особенно к тем, которые только приказывают, угрожают, наказывают.
Но немало учащихся, которые положительно относятся к учителям авторитарного стиля руководства, особенно, если они высоко ценят его деловые качества, знания, эрудицию, умения интересно преподавать свой предмет. В классах, где преподают такие учителя, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость (исключение - крайне авторитарный стиль, при котором успеваемость падает из - за негативного отношения учащихся к учителю).
Однако за внешним благополучием при авторитарном стиле руководства могут скрываться значительные изъяны работы учителя по формированию личности ученика.
Между учащимися и учителем, ориентирующимся при принятии решений, в основном, на собственное мнение и не учитывающим мнение класса, может возникать барьер нетерпимости. Он выражается в нежелании учителя сблизить свою позицию по некоторым вопросам с позицией коллектива школьников. Возникает взаимная неуступчивость, ненужная запальчивость, переходящая в упрямство и вызывающая взаимные обиды.
Конечно, не следует понимать сказанное выше таким образом, что авторитарный стиль руководства должен быть совершенно исключен из практики учителя. Он может использоваться, но важно, что бы он соответствовал ситуации, а не носил стихийный и неосознанный характер. Например, когда руководимая учителем группа безынициативна, привыкла к пассивному выполнению распоряжений, на первых уроках целесообразнее использовать авторитарный стиль руководства, что бы предать её деятельности организованный характер. Иногда учителю требуется проявить « силу воли», чтобы побороть нежелательные тенденции в жизни школьного коллектива. Однако при этом важно, чтобы волевые и авторитарные приемы руководства были направлены не на обезличивание и подавление индивидуальности учащихся, а, наоборот, на пробуждение активной жизненной позиции личности.
Демократический стиль
Учителя, придерживающиеся этого стиля руководства, можно охарактеризовать как «первого среди равных». Своим поведением он показывает, что его власть является необходимостью для эффективного выполнения стоящим перед школьным коллективом задач, и не более. Он пытается руководить так, чтобы каждый школьник принимал максимальное участие в достижении общей цели. Для этого он распределяет ответственность между школьниками, поощряет и развивает отношения между ними, создаёт атмосферу сотрудничества и товарищества. Решение принимает коллективно, с учётом мнения актива. Опирается в деятельности на помощь школьников, учитывая их склонности и способности. Умело привлекает к работе школьников, пользующихся среди сверстников авторитетом, для укрепления сплочённости и дисциплины.
Учитель демократического стиля видит смысл своей деятельности не только в контроле и координации школьного коллектива, но и в воспитании, и в привитии школьникам организаторских умений и навыков, поэтому ставит перед ними мотивированные задачи, поощряет индивидуальные усилия каждого, делает их достоянием гласности. Это способствует развитию инициативы и творческой самостоятельности учащихся.
Учитель демократического стиля более доступен учащимся, они чувствуют себя с ним свободно и охотно с ним общаются. Поэтому учитель с таким стилем руководства лучше знает внутреннюю жизнь учеников, их переживания, страхи, стремления, надежды.
Либеральный (попустительский) стиль.
Главной особенностью либерального стиля по сути дела является самоустранение педагога из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Результаты его - наименьший объём выполненной работы и её наихудшее качество. Этот стиль характеризуется стремлением учителя как можно меньше вмешиваться в дела актива, предоставлением учащимся большой свободы действий, притом неоправданной во многих ситуациях.
Брать на себя ответственность за принимаемые решения и их последствия такой учитель не желает, инициативы не проявляет, а ждет указаний сверху. Он часто не последователен в действиях и поступках, легко поддается влиянию окружающих, в том числе и учащихся, из-за чего его распоряжения часто остается не выполненным.
Учителя с этим стилем руководства не пользуются авторитетом у школьников из-за их недостаточной требовательности и принципиальности. Т.к. не умеют организовывать и направлять деятельность учащихся. Для таких учителей характерно переоценивание положительных качеств и недоценивание отрицательных.
Важно отметить, что учащиеся чаще всего не бывают удовлетворены результатами такой работы, хотя на них не лежит никакой ответственности.
Следует подчеркнуть, что в «чистом» виде авторитарный и либеральный стили руководства встречаются редко. В основном, это смешанные стили: авторитарно-демократический и либерально-демократический.