Анкетирование

Анкетирование – это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Составление анкеты – сложная задача, тpeбующaя от экспериментатора методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.

По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные.

При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных (включающих вариации содержания, качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций).

Примеры.

А. Что тебя больше привлекает на уроке?

Вариации ответов по содержанию:

1. новизна материала;

2. интересность;

3. связь с жизнью;

4. опыты и демонстрации.

5. показ диа-и-кинофильмов.

Б. Я уважаю в классе тех, кто (вариация качественных признаков):

1. знает больше, чем я;

2. все вопросы стремится решать сообща;

3. не отвлекает внимание преподавателей.

В. Посещаешь ли ты видеобар?

Вариации ответов по интенсивности:

1. всегда;

2. часто;

3. редко;

4. никогда.

Г. Как ты относишься к различным мероприятиям?

Комбинированные ответы (по содержанию и отношению):

  Положительно Нейтрально Отрицательно
Классные часы ….
Собрания ….
Походы
Трудовые десанты

При открытомвопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые.

Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов.

В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.

Структура анкеты. Анкета начинается с введения (обращения к участнику анкетирования; информации об организации, проводящей анкетирование; контактного телефона; объяснения цели анкетирования и как будут использоваться результаты; инструкции по заполнению опросного листа. В основной части анкеты вопросы располагаются в следующем порядке: от начала до середины опросного листа – от простых вопросов к сложным; от середины к концу – от сложных к простым. Сложными считаются открытые вопросы (клиент отвечает на них в произвольной форме; иногда предполагаются несколько вариантов ответов, до десяти). При формулировании закрытого вопроса нужно предложить различные варианты ответов, причем выбор одного из них может быть альтернативным (клиент выбирает один вариант либо несколько по своему желанию). Часть, содержащую демографические сведения о гражданине, рекомендуется размещать в конце опросного листа. Текст анкеты заканчивается выражением благодарности участнику исследования за сотрудничество.

Для повышения степени надежности получаемых данных измерительную информацию следует сверять, сопоставлять, стремится получать несколько оценок одного и того же явления.

Опросные методы позволяют широко использовать разновидностиэкспертной оценки:усредненный экспертный балл, педагогический консилиум, обобщение независимых характеристик, выработку коллективных оценок и мнений в деловых играх, диспутах, советах, совещаниях и др.

Задание практического характера. Разработайте анкету для определения качества социального пространства в группе (классе): выяснения количества микрогрупп, систем связей между ними и выявления лидеров в микрогруппах и группе (классе) в целом.

Педагогический консилиум (по Ю. К. Бабанскому) состоит в коллективном обсуждении и оценке результатов изучения учащихся учителями, классными руководителями, мастерами, администрацией и др. работниками учреждений, в результате которого вырабатывается общая точка зрения (оценка).

Метод обобщения независимых характеристик (по К. К. Платонову) состоит в усреднении информации, поступившей к. экспериментатору из разных источников: от учителей, родителей, сверстников.

Наши рекомендации