V. Письмо. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму
VI. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 65
Развитие речи. Звук [в]--[в']. Профессии
Цель:
• уточнить произношение 'звуков [в], [в'], дифференцировать звуки по
Твердости-мягкости; упражнять в составлении звуко-буквенных схем; определять позицию звука в слове;
• расширять знания и представления о профессиях; активизировать
словарь по теме; составлять рассказ о профессиях, используя схему предложения:
·упражнять в подборе родственных слов:
·учить понимать переносный смысл слов, объяснять его;
·учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям (отглагольные существительные); активизировать глагольный словарь;
• упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом
«потому что»;
·развивать фонематический слух, внимание, память. мелкую моторику;
·воспитывать уважение к людям труда; знать, что для получения профессии нужно учиться.
Ход занятия
1. Психогимнастика«Ой, ой, живот болит». Два медвежонка Тим И Том ели немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
ОЙ, ой, меня тошнит!
ОЙ, мы яблок не хотим!
Мы хвораем - Том и Тим!
Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.
11. 1. Отгадайте загадку:
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Врач)
А кто помогает медвежатам и другим животным? (Ветеринар) Врач и ветеринар - это что? (Профессии)
2. Рассмотрите картинки в тетради. Что делает врач? (Врач осматривает
горло мальчика.) Что делает ветеринар? (Ветеринар обследует собачку.)
111. 1. Какой первый звук в слове врач? (Звук [в])
А в слове ветеринар? (Звук [в'])
Сегодня мы с вами поговорим о профессиях и звуках [в], [в']. Артикуляция, характеристика (согласный, 'звонкий, может быть твердым и мягким).
2. Звуковой анализ слов врач, (ветеринар. Объясните, почему так называются профессии? (Работа со сложными словами.)
3, Люди каких еще профессий здесь нарисованы? (Дворник, водитель певец, регулировщик, космонавт, повар) Найдите место звука [в] в названиях профессий и соедините со схемой (начало, середина). Как еще называют учителя? (Преподаватель)
4. Рассмотрите предметы на наклейках. Игра «Кому что нужно?» Наклейте их рядом с людьми этих профессий. Как еще можно назвать детей в детском саду? (Воспитанники)
5. Подберите слова-родственники к слову повар (поварешка, повариха (женщина), поваренок (ребенок), поварской (фартук), поваренная (книга) (работа по картинкам).
6.Игра «Кто что делает?» Составьте предложения по схеме:
--Что делает повар? (Повар варит обед.)
--ЧТО делает регулировщик? (Регулировщик управляет движением.)
-_ Что делает преподаватель? (Преподаватель учит детей.)
- Что делает водитель? (Водитель управляет автомобилем.)
-Что делает врач? (Врач лечит людей.)
- Что делает ветеринар? (Ветеринар лечит животных.)
LV. Рассмотри картинки.
- Кто по профессии эти люли?
- Что о профессии этих людей ты можешь рассказать?
-- Помоги прочитать стихотворение.
Самолетом правит ... (летчик),
Трактор водит ... (тракторист),
Электричку ... (машинист).
Стены выкрасил ... , (маляр),
Доску выстругал ... (столяр),
В доме свет провел ... (монтер),
В шахте трудится ... (шахтер).
В жаркой кузнице .. , (кузнец),
За прилавком - .. , (продавец).
Кто все знает - .. , (молодец)! (А. Шибаев)
2. Вспомни, о каких профессиях мы сегодня говорили. Какие ещё профессии ты знаешь? Какая профессия тебе нравится? Знаешь ли ты, кто по профессии твои родители? Если нет - обязательно узнай.
3. Послушай стихотворение.
Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.
Погляжу внимательно,
Подношу поближе,
Маме руки глажу-
Золота не вижу.
Почему же люди
Наши заводские
Говорят, у мамы
Руки золотые
Спорить я не стану,
Им видней,
Ведь они работают
С мамой моей.
(М. Родина)
Объясните значение поговорок.
Что имели в виду люди, когда говорили, что у мамы золотые руки'?
--Знаешь ли ты людей, о которых тоже можно сказать, что у них золотые
руки? Кто это?
• Словообразование существительных, обозначающих лица по их занятиям:
Строит - строитель (учит, пишет книги, спасает, водит машину, изобре-
тает, воспитывает, оформляет).
4. Кем вы хотите быть, когда вырастите? (Составление сложноподчиненных предложений.)
_ Когда я вырасту, я хочу быть врачом, потому что он лечит людей и т.д,
V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.
VI. Итог.
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного,
Новедь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук и куртку, и брюки,
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает,
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, нужно.
М ного ль нашьет, натачает? Стало быть, так и Выходит: |
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно. (Ю.Тувим)