Характерологические особенности в спорте

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА:

«ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ КИКБОКСИНГОМ) НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА»

Исполнитель:

Студент группы 141004

Потеряхина Алексей

Проверила:

Корнеева Светлана Анатольевна

г. Белгород

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ................................................................5

1.1. Характерологические особенности в спорте.................................................5

1.2. Влияние спорта на формирование характера................................................7

1.3. Исследование педагогического стиля учителя с учеником..........................9

РАЗДЕЛ II. ТЕСТ И ОПРОС СПОРТСМЕНОВ.................................................13

2.1. Тест-опрос спортсменов, занимающиеся кикбоксингом, на индивидуальном стиле профессиональной деятельности тренер....................13

2.2. Ответы на тест................................................................................................13

РАЗДЕЛ III. Оценка влияния спорта на личностные аспекты спортсменов...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................17

ВВЕДЕНИЕ

Данная исследовательская работа посвящена теме «Влияние характерологических особенностей спортсменов (на примере детей занимающихся кикбоксингом) на индивидуальный стиль профессиональной деятельности тренера». Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что проблема развития характера личности ребенка относится к числу глобальных воспитательных задач. Развитие интеллектуальных и характерологических способностей, занимающихся кикбоксингом, предполагает деятельность в самых разных направлениях.

Павлов И.П. первым выдвинул идею о корреляции индивидуальных особенностей развития с характеристиками деятельности головного мозга. Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных способностей.

В настоящий момент особое внимание уделяют проблеме влияния функциональной асимметрии головного мозга на развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей детей. Исследования Еремеевой В. Д., Иванова В. В. показывают, что часто образовательный процесс строится без учета индивидуальных различий.

От того, каким образом будет происходить процесс обучения, зависит результат развития психических функций каждого спортсмена, его личности и его головного мозга.

Цель исследования - анализ влияния характерологических особенностей спортсменов и определение ее роли при индивидуальном стиле профессиональной деятельности тренера.

Гипотеза исследования: Характерологические особенности спортсмена меняются при занятии кикбоксингом, что необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:

1. провести теоретический анализ по проблеме взаимоотношения тренера и спортсмена;

2. провести опрос спортсменов, занимающиеся кикбоксингом;

3. оценить влияние индивидуального стиля профессиональной деятельности тренера на личностные аспекты спортсменов;

4. сформулировать выводы о роли кикбоксинга в жизни детей;

Объект исследования - дети, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися СК "Бумеранг" (ДЮСШ №4) г. Белгород.

Предмет исследования - характер и его связь с учебным процессом.

Методика: Тест-опрос спортсменов, занимающихся кикбоксингом, на определение индивидуального стиля профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Характерологические особенности в спорте

Термин «характер» часто встречается в обыденной и научной речи в самых разных значениях. Многие под характером понимают силу воли человека. Еще П. Ф. Лесгафт считал, что «характером можно назвать проявления воли человека, основанные на истинах, которые твердо усвоены разумом» (Лесгафт, 1900). В разной мере этого взгляда придерживаются и развивают его некоторые известные советские психологи. Характер — приобретенное качество личности. Общество создает систему тех отношений человека с другими людьми, которые определяют его характер. Человек не родится трудолюбивым или ленивым, общительным или замкнутым, а становится таким или другим под влиянием воспитания в процессе жизни и деятельности. Вместе с тем природные свойства человека в определенных условиях могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник. Но при правильном индивидуальном подходе и методике воспитания и у того и у другого можно развить смелость.

Академик И. П. Павлов называл характер «сплавом» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

Спорт... является важнейшим средством воспитания социальных идеалов, нравственных, моральных и волевых качеств личности. Занятия любым видом спорта требуют развития у спортсмена вполне определенных свойств характера. А. Ц. Пуни считает, что целеустремленность, увлеченность, трудолюбие, добросовестность, самостоятельность и творчество, настойчивость и упорство являются типичными чертами характера советских спортсменов (Пуни, 1962). К этому набору качеств спортивные психологи также добавляют: силу воли, волю к победе, Смелость, активность, инициативность и мужество.

Анализируя черты характера, отражающие отношение спортсменов к коллективу, А. Ц. Пуни отличает коллективизм, доброжелательность, критичность, требовательность, честность, бескорыстие, внимательность, корректность, готовность прийти на помощь другому.

А. Ц. Пуни, О. А. Черникова и другие спортивные психологи выделяют также следующие черты характера, отражающие отношение спортсмена к самому себе: требовательность, самокритичность, дисциплинированность, принципиальность, выдержку и самообладание, высокий уровень притязаний, эмоциональную устойчивость и самоконтроль, уверенность в своих силах, аккуратность, скромность, способность к самопожертвованию. Этот список качеств может быть продолжен. Однако перечисленные выше черты характера не принадлежат одному, пусть самому выдающемуся спортсмену.

При формировании свойств характера имеют значение общие, особенные и единичные условия спортивной деятельности.

Общие условия спортивной деятельности образованы существованием в нашей стране развитого социализма, а это, несомненно, оказывает благоприятное влияние на формирование характера спортсменов.

Особенные условия занятий спортом в данном городе, районе, спортивной секции в целом также благоприятны для формирования личности спортсменов, но они в разных местах значительно различаются между собой. Например, в одних аэроклубах время на дорогу от города до аэродрома не превышает десяти минут, в других на это тратится несколько часов. Конечно, удаленность аэродрома от города влияет и на характер работы штатных работников со спортсменами.

Характер — это целая система связанных между собой черт. Наблюдением за поведением, речью, мимикой человека можно определить важные черты его характера. Так, Л. Н. Толстой, великий знаток человеческих характеров, писал, что те люди, у которых одни глаза смеются, хитрые и эгоисты, а те, у которых рот смеется без глаз, слабые, нерешительные. Глаза человека — зеркало души, но надо быть очень тонким психологом, чтобы по их выражению определить характер другого, незнакомого человека.

Для определения характера по результатам обследования спортсменов различной квалификации можно использовать и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела (формы А и С), тест рисуночных ассоциации Н. Розенцвейга, методики Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова и другие специальные психологические тесты и методики, применяемые в нашей стране и за рубежом. [1]

Наши рекомендации