Упражнение "Две собаки"

Первая: Эта кость моя. Отдай! Вторая: Ты за это мне полай.

Голос!

Первая: Аф!

Вторая: Голос!

Первая: Аф!

Вторая: Кость твоя, мой друг Гав-гав. Целевая установка: тренировка опоры звука на мягкой атаке.

Упражнение "Команды".Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напраааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два! рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! лЕвой! лЕвой!..

При усилении звука не поставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз. Так как команда произносится в побудительной интонации, то голос все равно не сколько повысится.

Упражнение "Прыгуны".Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) — "Алле - гоп!" Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывай те руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите на зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем, чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой — без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют. Упражнение "От стона к лаю".

От "стона" к "лаю" переход

Продуманный и верный ход:

Соединяет он бесспорно

Свободу звука и опору.

На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! — требуете все более активно, не забывая "подлаивать": На стоне: Ах, больной я. Ай-ай-ай!

Молока мне, мама, дай.

Но мама несет очень маленькую чашечку молока, останавливаете ее приказом:

Мало! Мало! Поскорей

Молока еще налей!..

От "стона" перешел к приказу.

И что ж? Как будто по заказу,

Звук диафрагма "оперла"

И напрягаться не дала.

Свободен голос, благозвучен?!

Так, значит, я уже обучен

Звук диафрагмой опирать

И напряжение снимать

При самой экспрессивной речи.

А это всех побед предтеча.

Дыхание должно легко "переключаться" с первого вида выдыхания на третий. Этот навык понадобиться актеру, когда возникнет необходимость изменить темп, ритм звучания речи, вызванный иным характером действия.

В первых же упражнениях необходимо выработать ощущение, что говоришь "диафрагмой". Так ведь оно и должно быть: она, диафрагма, тоже "артикулирует".

Упражнение "Наша река". Вы— два ленивых, флегматичных человека — ведете диалог:

Первый: Наша река широка, как Ока.

Второй: Наша река широка, как Ока?

Как? Как Ока??

Первый: Так! Как Ока, широка наша река!

Оба вместе: Во кака наша река!!

Ощущение такое, что, открыв и не закрыв рот (ведь тугодумы ленивые, еле ворочают языком, хотя и спорят), говорите диафрагмой. Это хорошо ощутимо особенно при выделении ударных слов: "Ока", "Как", "Так".

После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди-холерики. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает "подпереть" каждое слово.

Придумайте другие обстоятельства, когда можно разговаривать с отключенной ротовой артикуляцией (при ослабленной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.

Упражнение "У зубного врача".Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!...

Два часа ждать? Ерунда.

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя — не стану есть.

Активная "артикуляция" диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, "опоре" звука.

Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. "Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке — таким будет и все звучание голоса".[9]

Итак, запомним:

Избави бог на "твердой" говорить.

При напряжении нельзя творить,

В атаке мягкой голос зарожден-

Ты, говорящий, будешь награжден:

Твой голос выразит все точно до конца,

Все, чем наполнена душа творца.

"При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой ата­ки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е - из голосовой щели, И - протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадает в такие места, из которых их никак не вытащишь".[10] Надо научиться "собирать" звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.

Упражнение "Колыбельная".Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:

Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru М М М М

М М М

А затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными:

Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru Упражнение "Две собаки" - student2.ru а а а а о о о о у у у у

а а а о о о у у у

Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!

Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий "белый" звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О. Упражнение "Гудок". Слитно, как гудок, тяните гласный:

УУУУУУУУ... "Гудок" не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении "хоботка". Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание уууОуууАуууЭуууИуууЫууу...

Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО !уА! уЭ! уИ! уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.

Упражнение"Дудочка".

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

И я иду, иду

И дую в дудочку — ДУДУ!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Следите за собранностью губ "в рупор", за легким возвращением губ из положения их при произнесении гласных А, И, Я — в положении на гласном У.

Упражнение "Буква У"*.

Уля с Юлей букву "у"

Уронили вдруг в траву

Пусть лежит упавший звук!

Уля, Юля, — живо в круг!

Целевая установка упражнения: тренировка собранности звука на гласных У. Ю. При команде "живо в круг!" не забыть "подлаивание", которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией.

Упражнение "Бабушки".Для верного звучания гласного А (это значит — близкого, собранного, "опертого") полезно "передразнить" подруг, ахающих по любому поводу:

"Ахти! Ахти! Ахтушки! —

Разахалися бабушки.

"Ахти — ах! Ахти — ах!"

Не держатся на ногах.

Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить "разошедшегося" человека, передразниваем его междометиями: "Ах-ах-ах!— скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно"— или что-нибудь в этом роде",

Упражнение"Хохлатки". Представьте, что вы "хохлатки". Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки—это крылья хохлатки, которые отходят от боков при "кудахтании". Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и "кудахтайте!":

Кудах-тах-тах!

Кудах-тах-тах!

Кудахтают хохлатки.

Куда?

Ах-ах!

Куда?

Ах-ах!

Попрятались цыплятки?

На ударных гласных (указаны черточкой) руки отходят от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко отходят "крылья" на междометии "Ах-ах!", как будто звук отбрасывает в сторону от боков "крылья". Это приносит свободу звучания. Ищите и "кудахтайте" с верой в то, что делаете. Упражнение раскрепощает глотку, опирает звук, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.

Упражнение "Птичий двор". Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-

тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д.

Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах. Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело —зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...

Упражнение "Айда гулять".Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:

Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля!

Аида гулять!

Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально по­добранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но, тем не менее, с мягким атакированием. Междометие «ай-да» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.

Упражнение "Победительницы".Приветствуйте своих друзей (девушек — волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:

Ай да Аля!

Ай да Уля!

Ай да Оля! Ай да Юля!

Ай да Эля! Аи даИя!

Спорт - родная вам стихия!

Просто чудо-мастера!

Браво, девушки! Ура!

Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе и голосо-речевой аппарат. Упражнение "Частушки".

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича —

За Петра Петровича!

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — "гармонь". Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей "гармоники". Движения свободные.

Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи — все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута — встанете и действительно пойдете в пляс!

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

Да с парнями "гопака"!

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..

Пляшем, сердце веселя...

Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх — в головной резонатор.

Упражнение "Междометия".Целевые установки упражнений с междометиями заключаются в свободном и непосредственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.

Ах, какой цветок пахучий!

Ой-ой-ой! Да он колючий?!

(С подтекстом "Чуть не укололся. Хорошо, что слегка дотронулся! ")

Ах, какой зверек прекрасный!

Э-э-э! Да он зубастый?!

(С подтекстом "Хорошо, что успел отдернуть руку»)

Ой, как дует из окошка!

Эй-эй-эй! Прикрой немножко!

(Волево приказываете.)

Ах, какая красота!

Посмотри-ка ты сюда.

Видишь, бабочка какая?

Разноцветная такая,

Что неможно глаз отвесть!

Сколько красок в мире есть!

Ой! Вспорхнула, улетела...

Эй, взгляни! На кустик села.

(Восприятие сопровождается различными эмоция­ми: радостного изумле­ния, восхищения, огорче­ния, удовлетворения.)

Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!

В стену гвоздь забить хочу.

Ой, летит мой гвоздь в кусты!..

Погоди ж, найду, где ты!

(Действие сопровождает­ся различными эмоциями и проявлением воли.)

Упражнение "Рыболов"

Рыболову рыболов

Говорил про свой улов:

— Нынче мой улов не мал.

— Сколько рыбы ты поймал?

— Два карасика, плотву.

— И всего-то? Ну и ну!

— С ними вот таких лещей!

— Хей!

— И метровых два ерша.

— Ша!

— Да! И щуку метров двух. - Ух!

— Вот такую камбалу!

— У-у!

— И горбушу — метров семь!

— Э, заврался, брат, совсем.

Упражнение "Шутка".Представьте, что вам запрещено говорить и петь "по-человечьи". Только "по-собачьи". Послушно и радостно выполняете приказы своего "дрессировщика". Ведь он помогает вам закрепить навык "опоры звука".

Дрессировщик:

Приветствую, друзья!

Группа:

Ав-ав!

Дрессировщик:

Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!

По одному:

Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..

(с подтекстом "Я здесь ")

Дрессировщик:

Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте - марш!

Эй, запевала!

Споем, как пели мы бывало!

Все "поют":

Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

(на мотив маршевой песни)

Дрессировщик:

Стой!

Поняли, как "лаем", "Опоры звука" достигаем? И навык закрепили прочно? Группа:

Ав-ав!

Так точно!

Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. "При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений".[11]

Верно используемый прием междометий в работе над голосом помогает:

а) найти и укрепить "центр" голоса;

б) сохранять и совершенствовать координационную деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, деятельности гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);

в) тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;

г) предоставляя полную свободу глоточной и ротовой полостям, рефлекторно расширять их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

д) развивать голосовую гибкость, легкость модулирования, перехода из одного тона в другой, при сохранении качественного звучания;

е) обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства, отношения, всей внутренней жизни человека;

ж) воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи, то есть при любых изменениях в силе, вы­соте, темпо-ритме речи обеспечивать звучание хорошей "опорой" дыхания.

Упражнение "Эхо".Владеть навыком "эхового" звучания особенно важно чтецам. Ведь когда ведется рассказ о событиях, в которых герои действуя громко говорят и даже кричат, то нельзя самим исполнителям воспроизводить их звучание. Все равно не получится. Надо именно рассказывать о том, с какой внутренней силой, страстным желанием спасти товарищей, кричал, например, Тарас Бульба, сгорая на костре: "Занимайте, хлопцы, занимайте скорее горку, что за лесом: туда не подступят они!.."

В этих случаях, наполненное "подтекстом", отношением исполнителя "эховое" звучание дает возможность слушателям довообразить, внутренним слухом услышать, как звучала речь героев повествования.

Попробуйте трижды произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Первый раз, активно посылая звук, призывая кого-то к себе. Второй раз воспроизведите услышанное вами эхо на ваш призыв. А в третий — еще более активно откликнитесь. При выполнении упражнения проследите за тем, что происходит с мышцами щек и губ, как звучит голос.

Заметили, что при звучании голоса на "эхо" губы и щеки несколько расслабляются и звук резонирует где-то далеко (в затылке)? Но как только откликаетесь на "эхо", так щеки и уголки губ становятся более напряженными (они в положении "рупора"). А звук как бы собирается в этом "рупоре"— в вытянутых губах.

Проверьте еще раз близость и собранность звука, умение приближать звук к губам и отдалять его в свободное "эховое" звучание в таком тексте:

Это кто там каждый раз передразнивает нас? Кто кричит там, вот потеха?

Эхо.

Эхо? Эхо, замолчи-ишь ты?

Ишь ты?

Ну дразни! Ты дразнишь скла-адно!

Ладно.

Первая кто в мире де-ева?

Ева.

А жила в каком краю-ю?

Раю.

Шутишь, эхо, так всегда-а?

Да.

За игру благодарю-ю!

Дарю.

Упражнение "Кончил дело - гуляй смело".Вэтом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи.

Для того чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово "мама" одним слогом — "ма". Этим междометием (условным, сокращенным названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.

Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: сообщаю, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаюсь.

— Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.)

— Сядь!

— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)

—Подождут.

— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)

—Помолчишь?

 
  Упражнение "Две собаки" - student2.ru

— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос на гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.)

— Не канючь и не грусти.

 
  Упражнение "Две собаки" - student2.ru

— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления - голос опускается и тут же поднимается в слоге МА.)

— Да.

Кончишь дело — гуляй смело.

Делайте упражнение в движении. Пустите в действие руки и тело. Пусть в диалоге участвует не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы расправить уставшее

тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ: "сядь" реагирует тело - невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: "Ма, меня друзья ведь ждут!" На ответ матери: "Подождут" — плечи и руки от недоумения (никогда такого не было) пошли вниз со словами упрека; "Ма, зачем так говоришь?!" И так далее.

Приучайтесь "одновременно наблюдать за разными областями своего существа. Такая работа тоже весьма полезна для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества! многоплоскостное внимание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности".[12]

Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные "сами по себе поют, как в вокальном искусстве"— говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно исправляя дикцию.

Красиво должен звучать не только голос актера, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функцию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писателях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, бо, ео, еоо.

Нельзя переносить в сценическую речь привычные в жизни искаженные словесные комплексы, такие, например, как "чек" вместо "человек", "мо быть", вместо "может быть", "тащи" вместо "товарищи" и т. д. Это делает речь неразборчивой, звучащей не эстетично, не выразительно,

Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между выступающим и аудиторией, "затушевывает" согласные, а "звуковой поток" поглощает их, "размывает". И они в значительно ослабленном виде доходят до слушателей.

Разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (происходит скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких точках голоса (снижается интенсивность звучания согласных). До зрителей долетают слова и фразы, изменяющие подчас смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В - Ф,— и зрителю слышится: "Надо кусить плоды своих трудов" (вместо "вкусить"), "Дорогие товарищи тираны" (вместо "ветераны").

Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще и с "проматыванием" гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще стран­но: "Она очень баятельна на кране" (Она очень обаятельна на экране), "Ленинградские странные артисты" (эстрадные), "Ки лики дела дела мы!" (Какие великие дела делаем мы!), "Наши де сё ярче расту" (Наши идеи все ярче растут). "Целый вечер на крылечке просидела я с душком" (вместо "с дружком").

Значит, разрабатывать свой речевой аппарат, занимаясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержательность звуков речи - настоятельное требование к тем, кто овладевает речевым мастерством.

В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г; согласные Ч-Ц, часто заменяемые звуками Щ-С (шеловещество); согласные В-Ф, которые как бы "запирают" звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). При образовании этих звуков требуется координированная работа ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам (Т-Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому небу (К-Г), затвора обеих губ (П-Б). В силу своей активной природы рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть!т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук.

Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! Бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П-Б-губы, Т-Д—кончик языка К-Г — корень языка.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только не делайте формально, мертво, механически, "без душевного участия", как говорил К. С. Станиславский.

Упражнение "Поезд".Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТуктУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:

Вагоны вперед покатили, как мячики:

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики,

ТАк-чики...

(Ю. Тувим)

Упражнение "Цокот подков".Передайте цокот подков изящным звуком:

ЦОк-цок!

ЦОк-цок!

ЦОк-копытце!

ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!

Упражнение "Трубочист".Вы "моете" трубочиста. Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

МОем, мОем, ТрУбочИста

ЧИсто, чИсто, чисто, чИсто!

БУдет, бУдет, ТрУбочИст

ЧИст, ЧИст, ЧИст, ЧИст!

(К. Чуковский).

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко "вылетают". Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее донести смысл, "дорисовать картину", передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кон чая слова, невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый "добор" воздуха. (Плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что осталась в легких.)

Наши рекомендации