Развитие методики преподавания природоведения на современном этапе

Наиболее существенным изменением в структуре и построе­нии курса средней школы в 70-е годы явился переход с четы­рехлетнего на трехлетний курс начального обучения, что свя-

зано с изменением роли начального обучения в общей систему, народного образования. В условиях всеобщего восьмилетнего и тем более десятилетнего образования излишне растянутый, курс начального обучения неизбежно приводил к повторениям., одного и того же материала на смежных ступенях обучения.

В соответствии с этими изменениями, природоведение как учебный предмет изучалось во II—III классах начальной шко­лы и в IV классе. В I классе дети знакомились с отдельными элементами и явлениями природы во время наблюдений, экс­курсий, чтения статей из учебника «Родная речь». Такая сис­тема обучения начальному природоведению просуществовала

до 1984—1985 годов.

В связи с сокращением срока начального обучения (до трех лет) были разработаны новые программы начальной школы, в том числе и по природоведению, в основу которых легли следу­ющие теоретические положения: а) знания должны быть до­ступны детям, вытекать из их осознанных практических потреб­ностей; б) усвоение знаний должно происходить в условиях целенаправленной учебной деятельности детей, при их высокой активности и самостоятельности, не исключающей помощи со стороны учителя; в) в процессе обучения у школьника форми­руются мотивы учебной деятельности, соответствующие целям и содержанию обучения; г) учитель обеспечивает применение приобретенных ранее знаний для усвоения новых; д) учебный материал максимально используется в целях коммунистическо­го воспитания учащихся. Учитель формирует их мировоззрение, правильное отношение к событиям, фактам и явлениям обще­ственной жизни.

Перестройка содержания начального образования потребо­вала совершенствования методической системы начального об­учения. Программы требовали от учителя такой организации учебной деятельности учащихся, в ходе которой он должен опи­раться на все разнообразие практических и умственных дейст­вий, которые способны выполнять дети. Учитель должен не толь­ко формировать у школьников систему знаний, но и учить их умениям и навыкам умственного труда, практических действий. В основу перестройки начальной школы и перевода ее на трехлетний срок обучения была положена идея развивающего обучения. В сложной структуре этого понятия ведущая роль принадлежит развитию мышления ребенка, а дальнейшее со­вершенствование образования предполагает изменение самого

типа мышления.

Развитию методики преподавания природоведения как нау­ки в 60—80-е годы способствовали известные методисты этого времени П. А. Завитаев, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Мельчаков,

3. А. Клепинина и др.

За-зитаев Петр Александрович (1890—1970) в своих рабо­тах показал возможность формирования природоведческих

3 Заказ 5300 33

rill

представлений и понятий методами,: свойственными естествен­ным наукам, т. е. посредством проведения наблюдений и по­становки опытов, способствующих созданию конкретно-чувст­венной основы для формирования природоведческих понятий. Много внимания уделял П. А. Завитаев занятиям учащихся на учебно-опытном участке, где можно формировать умения и на­выки по выращиванию растений и уходу за ними. Он считал, чтоприродоведение составляет начальную ступень политехни­ческого обучения учащихся.

П. А. Завитаев разрабатывал методику проведения предмет­ных уроков и был уверен, что их успех определяется широким применением разнообразных наглядных средств обучения. Он много работал над совершенствованием методики применения разнообразного оборудования и наглядных пособий на уроках природоведения.

Скаткин Михаил Николаевич— методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по при­родоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведе­нию, большое внимание уделяет разработке проблемы активи­зации познавательной деятельности учащихся.

Мельчаков Леонид Федорович— методист по природоведе­нию в начальной школе. Он является автором школьного учеб­ника по природоведению для учащихся третьих классов. Л. Ф. Мельчаков изучает проблемы воспитания и развития де­тей в процессе обучения природоведению.

Много внимания уделяет он методической подготовке бу­дущих учителей природоведения, создает методические пособия по природоведению для учителей начальных классов. Им напи­саны «Уроки природоведения в 3 классе» (М., 1980).

Клепинина Зоя Александровна•— автор ряда учебников по природоведению для учащихся начальных классов. Занимается проблемами разработки содержания начального природоведе­ния. Ею в содружестве сЛ. П. Чистовой разработаны «Дневни­ки наблюдений над природой и трудовой деятельностью чело­века» для учащихся I, II и IIIклассов. 3. А. Клепинина пишет методические пособия по природоведению для учителей на­чальных классов, разрабатывает методику проведения уроков природоведения, экскурсий в природу. Совместно с Л. П. Чис­товой ею написаны «Уроки природоведения во 2 классе» (М., 1980).

В 1984 г. были обнародованы «Основные направления ре­формы общеобразовательной и профессиональной школы», цель которых — преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений,. накопившихся в деятельности школ. Прежде всего речь идет о необходимости усовершенствовать

структуру образования, повысить качество общеобразователь­ной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения. Задачи школьной реформы: поднять работу общеоб­разовательной и профессиональной школы на качественно но­вый уровень; устранить недостатки, имеющиеся в ее деятель­ности; обеспечить овладение учащимися основами наук; форми­рование у них трудолюбия, нравственной чистоты; воспитание в духе любви к нашей Родине.

В соответствии с основными направлениями реформы сред­няя общеобразовательная школа должна стать одиннадцати^ летней.

В начальных классах (I—IV классы) продолжительность учебы увеличивается на один год. Это позволит обеспечить бо­лее основательное обучение детей чтению, письму и счету, эле­ментарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить умст­венную нагрузку учащихся и обеспечить последующее усвоение основ наук.

В совершенствовании деятельности школы особое значение придается коренному улучшению подготовки молодого поколе­ния к труду. Соединение обучениях производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших класг сов, в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд — труд настоя­щий, необходимый обществу.

Учащиеся начальной школы (I—IV классы) должны овла­деть необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания сельскохозяй­ственных растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов­ления игрушек, различных полезных предметов для школы, дет­ского сада, дома и т. д.

Реформа школы потребовала составления новых программ, разработки новых форм, методов и средств обучения.

В связи с этим перед методической наукой встали задачи, требующие безотлагательного решения. Это — создание новых учебников, комплексное воспитание учащихся в процессе обуче­ния природоведению, формирование ответственного отношения к природе, развитие активности, самостоятельности младших школьников в процессе изучения природоведения и целый ряд других, решение которых зависит от активности, творчества уче­ных и широких масс учительства.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1.Чем обусловлено введение преподавания естествознания в
русской школе во второй половине XVIII века?

2, Каково значение педагогической деятельности В. Ф. Зуева
для становления отечественной методики естествознания?

3* 35

3. Почему А. Я. Герда называют основоположником науки ме­
тодики естествознания?

4. Какое влияние на развитие методики естествознания ока­
зали работы Д. Д. Семенова?

б. Какой вклад в развитие отечественной методики естество­знания внес В. П. Вахтеров?

6. Как развивалась методика природоведения в период с 1917
по 1930 годы?

7. Как повлияли на преподавание природоведения постановле­
ния о школе (1931 — 1932)?

8. Какое значение для дальнейшего развития методики есте­
ствознания имели работы К. П. Ягодовского?

9. Чем была вызвана перестройка общеобразовательной шко­
лы в 70-х годах нашего века и как она повлияла на обуче­
ние природоведению?

10. Что изменилось в методике преподавания природоведения в связи с реформой средней и профессиональной школы?

Глава III.

СОДЕРЖАНИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Задание. Пользуясь знаниями из курса педагогики, объясните,
в чем заключается взаимосвязь содержания образования и вос­
питания учащихся? Как следует понимать комплексное воспи­
тание учащихся в, процессе обучения? Какая-.система критери­
ев разработана учеными для отбора содержания основ наук в
школьный предмет?

Наши рекомендации