Виды профессиональной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОГРАММЕ СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ
Специальность: «Культурология», квалификация учитель культурологии с дополнительной специальностью «мировая художественная культура» и «этнокультурология»
Санкт-Петербург 2012
Форма обучения дневная
Курс: 5
Семестр: 9
Продолжительность: 8 недель
Форма аттестации: зачет (дифференцированный)
Сроки проведения с 03 ноября по 27 декабря 2012 года.
В соответствии с ГОС ВПО по Культурологии[1] областью профессиональной деятельности специалиста является система среднего общего (полного) образования.
Виды профессиональной деятельности.
Учебно-воспитательная;
социально-педагогическая;
культурно-просветительная;
научно-методическая;
организационно-управленческая.
Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя культурологии являются:
¾ в области учебно-воспитательной деятельности:
¾ осуществление процесса обучения культурологии в соответствии с образовательной программой (с учетом дополнительной специальности);
¾ планирование и проведение учебных занятий по культурологии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
¾ использование современных научно обоснованных образовательных технологий, методов, приемов и средств обучения культурологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
¾ применение современных средств оценивания результатов обучения;
¾ воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
¾ реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
¾ работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
¾ в области социально-педагогической деятельности:
¾ оказание помощи в социализации учащихся;
¾ проведение профориентационной работы;
¾ установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
¾ в области культурно-просветительной деятельности:
¾ формирование общей культурной компетентности учащихся;
¾ в области научно-методической деятельности:
¾ выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
¾ самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;
¾ в области организационно-управленческой деятельности:
¾ рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
¾ обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
¾ организация контроля результативности обучения и воспитания;
¾ организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;
¾ ведение школьной и классной документации;
¾ выполнение функций классного руководителя;
¾ участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
Цель проведения стажерской педагогической практики:
Целью стажерской практики является формирование основ профессиональной компетентности, осуществляемое в педагогической деятельности через интеграцию ключевой, базовой и специальной компетентности, овладение практическим опытом деятельности учителя культурологии на рабочем месте специалиста. Под профессиональной компетентностью учителя культурологии в данной концепции понимается интегральная характеристика специалиста, отражающая его способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности на основе культуроориентированной системы ценностей и наклонностей, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта. «Способность», в данном случае понимается как готовность - наличествующие и диагностируемые умения. В качестве диагностируемых проявлений уровня профессиональной компетентности учителя культурологии рассматривается умение:
¾ диагностировать сущностные характеристики классного коллектива и отдельных учащихся в образовательном процессе, применяя современные технологии исследования результативности обучения и воспитания;
¾ строить образовательный процесс, обеспечивающий достижение целей конкретной ступени обучения как классом в целом, так и отдельными учащимися;
¾ разрабатывать концепцию построения культуросообразного общего школьного образования;
¾ привлекать к сотрудничеству других субъектов образовательного процесса, обеспечивая интегрированное освоение общекультурной составляющей гуманитарного и художественного образования;
¾ проектировать в учебных и воспитательных целях различные учреждения культуры как образовательную среду (пространство школы, музеи, театры, архитектурно-пространственные объекты);
¾ устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;
¾ проектировать и осуществлять самообразование и самосовершенствование через повышение уровня рефлексии как осмысления, переосмысления и преобразования собственного профессионального педагогического опыта.
Основные задачи стажерской педагогической практики:
¾ углубление и закрепление теоретических знаний, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с учащимися;
¾ формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по культурологии;
¾ самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по культурологии;
¾ развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя культурологии и помощника классного руководителя;
¾ овладение современными педагогическими технологиями в преподавании культурологии;
¾ формирование приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;
¾ развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
¾ овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
В период прохождения практики учителя-стажеры:
¾ своевременно выполняют задания, предусмотренные программой практики, индивидуальным планом практики, а также указания группового руководителя и учителя-методиста, соблюдают действующие в учреждении правила внутреннего распорядка;
¾ при нарушении правил внутреннего распорядка (систематическом опоздании, неоднократном или грубом нарушение норм и правил общения и пр.) отстраняются от практики, а программа практики практикантов признается невыполненной по неуважительной причине;
¾ по окончании практики составляют отчет о ее прохождении, с приложением документов, указанных в программе практики;
¾ направляются для вторичного прохождения практики в свободное от учебы время в том случае, если программа практики не выполнена по уважительной причине;
¾ могут быть отчислены из учебного заведения в порядке, предусмотренном Уставом вуза, как имеющие академическую задолженность при неудовлетворительной оценке итогов педагогической практики без уважительной причины.
Итоговая аттестацияпроводится в форме дифференцированного зачета на бинарной основе: балльно-рейтинговой системы (накопительная) оценки портфолио практики и анализа отчета, содержащего отчетную документацию в соответствии с программой практики. Оценка рабочих учебно-методических материалов и планов работы относится к форе промежуточного контроля и осуществляется по завершении соответствующего этапа.[2] Текущий контроль осуществляет учитель-методист, а оценивает научный руководитель практики.
Итоговую оценку определяет групповой руководитель практики на основе анализа результатов педагогической, учебно-методической, учебно-исследовательской и организационной работы. Результаты работы учителя-практиканта характеризуются оценками «отлично» (90-100 баллов), «хорошо» (70-89 балла), «удовлетворительно» (40-69 баллов), и «неудовлетворительно» (менее 40 баллов). Зачет по практике приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Единицей построения содержания стажерской педагогической практики является профессиональная задача. Совокупность профессиональных задач образует «ядро» содержания определенного этапа, а их последовательность определяют логику «актуализации» содержания стажерской педагогической практики. Перечень задач и последовательность их выполнения отражает технологическая карта практики.