Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: Са старажытных часоў да 1917 г. / пад рэд. М.А. Лазарука [і інш.]. €

4. Буткевич, В.В. История педагогики: Развитие начального образования и педагогической мысли в России XIX века: Учеб. пособие / В.В. Буткевич. – Мозырь: ИД «Белый ветер», 2000. – 119 с.

5. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

6. Закон Республики Беларусь «Об образовании» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст.598 ; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844.

7. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»; Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы; образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». – Минск : НИО, 2007. – 120 с.

8. Закон Рэспублікі Беларусь «Аб правах дзіцяці» // Наст. газета, 1992. 16 мая.

9. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М. : Педагогика, 1990.– 418 с.

10. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

11. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. посо­бие / В.А. Капранова. – Минск : Новое знание, 2007. – 160 с.

12. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1987. – 416 с.

13. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов [и др.]. – М. : Просвещение, 1982. – 447 с.

14. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 3–48.

15. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. – М. : Педагогика, 1988. – 400 с.

16. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / А.С. Макаренко – М. : Педагогика, 1977. – Т. 1. – 400 с. ; Т. 2. – 320 с.

17. Пискунов, А.И. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для пед. ун-тов / А.И. Пискунов, В.М. Кларин, М.Г. Плохова. – М. : Сфера, 2001. – 512 с.

18. Сегянюк, Г.В. Гісторыя педагогікі: Вучэб. Дапаможнік / Г.В. Сегянюк. – Мазыр : Белы вецер, 2000. – 432 с.

19. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1971. – 336 с.

20. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям) / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288 с.

21. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1982. – 288 с.

22. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой ; cост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – 544 с.

23. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические труды. В 2-х т. / К.Д. Ушинский – М. : Педагогика, 1974. – 440 с.

24. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М. : Просвещение, 1981. – 528 с.

25. Хрестоматия по истории педагогики / сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Минск. : Вышэйшая школа, 1971. – 608 с.

26. Хрестоматия по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. З.И. Равкина ; сост. М.Г. Бушканец, Б.Д. Мухин. – М. : Просвещение,1976. – 432 с.

Занятие 6. Тема «Развитие, социализация и воспитание личности»

Вопросы для подготовки:

1. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы и условия, детерминирующие формирование личности в современных социально-экономических условиях.

3. Наследственность и ее роль в развитии личности. Становление личности в процессе социализации.

4. Понятие среды, ее влияние на формирование личности.

5. Самовоспитание как решающий фактор развития личности. Деятельность личности как важнейшее средство воспитания и развития.

Студенты должны знать:

– сущность понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и их соотносимость;

– основную научную проблематику рассмотрения процесса формирования и развития личности;

– основные факторы и условия, детерминирующие процесс формирование личности;

– механизмы воздействия на ход процесса формирования личности;

– роль самовоспитания и деятельностного аспекта в педагогическом процессе.

Студенты должны уметь:

– оперировать научными категориями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», а также их сущностно соотносить;

– вычленять и критически характеризовать основную научную проблематику рассмотрения процесса формирования и развития личности;

– определять основные факторы и условия, детерминирующие процесс формирование личности, их взаимосвязь;

– выполнять предлагаемые теоретические и прикладные ситуационные задания (задачи) практикума.

Для подготовки к семинару необходимо:

– усвоить определения предлагаемого категориального аппарата по теме;

– рассмотреть и дать характеристику основным научным проблемам, существующим в области теоретического знания о процессах формирования и развития личности;

– определить основные факторы и условия, детерминирующие процесс формирование личности, их взаимосвязь;

– усвоить положение о том, что самовоспитание является решающим фактором, а деятельность – важнейшим средством воспитания и развития личности.

Темы рефератов

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Проблема факторов и условий, детерминирующих формирование личности.

3. Роль наследственности в развитии личности.

4. Самовоспитание как решающий фактор развития личности.

5. Процесс воспитания и развития личности: соотношение факторов и средств.

Контрольное задание: задания практикума к занятию 6.

Рекомендуемая литература

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. –192 с.

2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – 6-е изд. – М. : Университет, 2006. – 336 с.

3. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. – М. : Дом педагогики, 1996. – 208 с.

4. Заколодная, Е.Е. Общие закономерности развития личности: Лекция для студ. / Е.Е. Заколодная – Минск : АВФиС, 1999. – 22 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. ; Ростов н/Д : Март, 2005. – 448 с.

6. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

7. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2006. – 928 с.

8. Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н.К. Степененков – Минск : Адукацыя і выхаванне. 2007. – 496 с.

Занятие 7 (2/2). Тема «Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности»

Вопросы для подготовки:

1. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.

2. Принцип природосообразности Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

3. Периодизация возрастного развития личности (по Д.Б. Эльконину).

4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).

5. Детская одаренность.

Студенты должны знать:

– основные положения теорий возрастного развития личности и их генезис;

– особенности физиологического и психологического развития детей в различные возрастные периоды;

– сущность феномена детской одаренности и ее критерии;

– сущность понятий «задатки», «способности», «одаренность», «талант», «гениальность».

Студенты должны уметь:

– вычленять основные периоды возрастного развития личности;

– определять и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей в учебно-воспитательной работе;

– определять в соответствии с усвоенными критериями феномен детской одаренности.

Для подготовки к семинару необходимо:

– усвоить основные положения и идеи теорий возрастного развития личности;

– усвоить определения понятий «задатки», «способности», «одаренность», «талант», «гениальность» в их сущностной и системной соподчиненности;

– усвоить основные критерии феномена детской одаренности.

Темы рефератов

1. Теории возрастной периодизации: за и против.

2. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития детей в разные возрастные периоды.

3. Детская одаренность и специфика педагогической деятельности с одаренными детьми.

4. Дети-индиго. Кто они?

Контрольное задание: задания практикума к занятию 7.

Рекомендуемая литература

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000. –192 с.

2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – 6-е изд. – М. : Университет, 2006. – 336 с.

3. Заколодная, Е.Е. Общие закономерности развития личности: Лекция для студ. / Е.Е. Заколодная – Минск : АВФиС, 1999. – 22 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. ; Ростов н/Д : Март, 2005. – 448 с.

5. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

6. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2006. – 928 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.

Занятие 8. Тема «Проблема цели воспитания в педагогике»

Вопросы для подготовки:

1. Понятие цели воспитания. Обусловленность воспитания объективными закономерностями общественного развития.

2. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики. Цель воспитания на современном этапе развития общества.

3. Иерархия целей воспитания. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.

4. Педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их устранения.

5. Условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя.

Студенты должны знать:

– сущностное значение понятий «воспитание», «цель воспитания»;

– многообразие целей воспитания в образовательной системе общества;

– сущность идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики;

– современные зарубежные педагогические концепции воспитания;

– положения образовательного стандарта, в которых отражены формулировки педагогических целей;

– необходимые условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя;

– педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их минимизации и устранения.

Студенты должны уметь:

– определять многообразие воспитательных целей и их иерархию;

– характеризовать эволюцию взглядов на проблему определения воспитательных целей в истории педагогики;

– ориентироваться в современных зарубежных педагогических концепциях воспитания;

– определять условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя;

– определять педагогические аспекты возникновения негативных явлений в воспитании молодежи и возможные пути их преодоления.

Для подготовки к семинару необходимо:

– усвоить сущностное значение ключевых понятий «воспитание», «цель воспитания»;

– обратить внимание на объективную историческую и социально-культурную обусловленность процесса воспитания, значение целей воспитания для разработки педагогической теории и практики;

– уяснить существующие иерархии целей воспитания (в их обусловленности), а также их соотносимость с идеей гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики;

– уяснить предъявляемые на современном этапе общественного развития цели воспитания;

– ознакомиться с содержанием образовательного стандарта, в котором нашли свое отражение формулируемые педагогические цели;

– ознакомиться с современными зарубежными педагогическими концепциями воспитания;

– определить условия успешности целеполагания и реализации целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя (обратить внимание на аспект комплексности организационных и методических мероприятий);

– продумать и предложить конкретные мероприятия по преодолению негативных явлений в воспитании молодежи.

Темы рефератов

1. Воспитание как социально обусловленный процесс.

2. Условия успешного воспитания ребенка.

3. Развитие идеи гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.

4. Негативные явления в молодежной среде: возможные пути преодоления.

Контрольное задание: задания практикума к занятию 8.

Рекомендуемая литература

1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст.598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844.

2. Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»; Программа развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007–2016 годы; образовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования». – Минск : НИО, 2007. – 120 с.

3. Закон Рэспублікі Беларусь «Аб правах дзіцяці» // Наст. газета, 1992. 16 мая.

4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 3–48.

5. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. – М. : Новая школа, 1992. – 128 с.

6. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) : для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. ; Ростов н/Д : Март, 2005. – 448 с.

7. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

8. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2006. – 928 с.

9. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 336 с.

10. Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н.К. Степененков – Минск : Адукацыя і выхаванне. 2007. – 496 с.

Наши рекомендации