Краткий фонетический справочник
М. Г. Аханова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендовано редакционно-издательским советом
Таганрогского государственного педагогического института
в качестве учебного пособия
для студентов I, II курсов заочного отделения
по курсу «Английский язык»
Под редакцией Е. Е. Дебердеевой
Таганрог
Издательство ФГБОУ ВПО
«Таганрогский государственный педагогический институт
имени А. П. Чехова»
УДК
ББК
А
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт
имени А. П. Чехова»
Рецензенты:
канд. филол. наук, доц. каф. ин. яз. Г. С. Плотникова
канд. филол. наук, доц. каф. ин. яз. О. А. Шатун
Аханова, М. Г.
ААнглийский язык для студентов заочной формы обучения: учеб. пособие/ М. Г. Аханова; под ред.
Е.Е. Дебердеевой. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова, 2012. – 166 с.
ISBN 978-5-87976-
В данном учебном пособии представлен фонетический и грамматический справочный материал, подобранный с учетом требований программы по английскому языку для студентов-заочников (бакалавры) высших учебных заведений. Учебник содержит профессионально ориентированные, страноведческие тексты и устные темы, лексические и грамматические упражнения, задания к семестровым контрольным работам, что решает две основные задачи: 1) оказать практическую помощь студентам-заочникам, снабдив их необходимым учебным материалом; 2) проверить знание студентами-заочниками пройденного за 3 семестра учебного материала.
УДК
ББК
ISBN 978-5-87976- | © Аханова М. Г., 2012 © Издательство ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», 2012 |
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 7
ВВЕДЕНИЕ.. 9
I СЕМЕСТР.
Грамматический материал. 10
Краткий фонетический справочник. 11
Краткий грамматический справочник (Grammar revision course) 18
Имя существительное (The Noun) 18
Категория числа имен существительных (Plural of nouns) 18
Категория падежа существительных (The Case) 20
Неопределенный и определенный артикли.
(The Definite / Indefinite Articles) 22
Имя прилагательное (The adjective) 25
Образование степеней сравнения прилагательных.
(Degrees of comparison of adjectives) 25
Употребление имени прилагательного.
(Using of adjective) 28
Местоимение (The Pronoun) 30
Структура предложения (Word Order) 32
Система видо-временных форм английского глагола.
(Verb Tenses) 34
Времена группы INDEFINITE.. 34
Спряжение глагола to be. 36
Спряжение глагола to have. 36
Оборот there is (there are) 37
Страдательный залог (The Passive Voice) 38
Перевод глаголов в страдательном залоге на русский язык.
(The Ways of Translating the Passive Voice into Russian) 42
Контрольно-тренировочные упражнения. 43
Контрольная работа № 1. 49
Текст № 1.
NATURE’S BUILDING BLOCKS. 50
Текст № 2.
SWIMMING.. 51
Текст № 3.
TOOL.. 52
Дополнительные тексты для чтения. 53
Текст № 1.
Wonders of the MODERN WORLD.. 53
Текст № 2.
MIKHAIL LOMONOSOV.. 55
Текст № 3.
THE HISTORY OF GEOMETRY.. 56
Устные темы..
Тема № 1. 57
INTRODUCING MYSELF. 57
Тема № 2.
MY WORKING DAY.. 58
Тема № 3.
TAGANROG.. 60
Тема № 4.
OUR INSTITUTE.. 62
II СЕМЕСТР. 63
Грамматический материал. 63
Наклонение (Mood) 64
Повелительное наклонение (The imperative mood) 64
Модальные глаголы (Modal verbs) 65
Группа временных форм CONTINUOUS. 70
Группа временных форм PERFECT. 71
Неличные формы глагола. 74
Инфинитив (The infinitive) 74
Причастия (participles) 77
Герундий (The gerund) 79
Неопределенные местоимения. 81
Функции и перевод слова one. 83
Функции и перевод местоимения that. 84
Контрольно-тренировочные упражнения. 85
Контрольная работа № 2. 91
Текст № 1.
METHODS IN THEORETICAL PHYSICS. 92
Текст № 2.
TENNIS. 93
Текст № 3.
RADIUM... 95
Дополнительные тексты для чтения. 96
Текст № 1.
THE HISTORY OF PERSONAL COMPUTING.. 96
Текст № 2.
ACCURATE TIME.. 98
Текст № 3.
TELEVISION AND RADIO.. 99
Устные темы.. 101
Тема № 1.
Sports in Great Britain.. 101
Тема № 2.
SCIENCE IN BRITAIN.. 103
Тема № 3.
Customs and Traditions in Great Britain.. 104
Тема № 4.
English as world language.. 106
III СЕМЕСТР. 108
Грамматический материал. 108
Перфектно-длительные времена (Perfect Continuous Tenses) 108
Сложные предложения. 111
Типы придаточных предложений. 111
Прямая и косвенная речь (Direct and Indirect Speech) 115
Согласование времен (Sequence of Tenses) 117
Употребление имени существительного. 118
Усилительная конструкция (It is (was)... that) 119
Наречие (The Adverb) 120
Классификация наречий по значению.. 121
Словообразование (Wordbuilding) 122
Контрольно-тренировочные упражнения. 125
Контрольная работа № 3. 134
Текст № 1.
PROOF AND PROGRESS. 134
Текст № 2.
GAME - PLAYFULNESS - CREATIVITY.. 136
Текст № 3.
TELESCOPE.. 137
Дополнительные тексты для чтения. 138
Текст № 1.
PROBABILITY.. 138
Текст № 2.
HEALTH AND PHYSICAL EDUCATION.. 140
Текст № 3.
GRAVITATION.. 141
УСТНЫЕ ТЕМЫ... 142
Тема № 1.
THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND 143
Тема № 2.
LONDON.. 145
Тема № 3.
HIGHER EDUCATION IN GREAT BRITAIN.. 147
Тема № 4.
BRITISH MEALS. 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 152
Библиографический список. 153
Приложение №1.
Транслитерация. 154
Приложение №2. 155
Таблица наиболее употребительных неправильных глаголов английского языка 155
Приложение №3
Вводные фразы для написания эссе на английском языке.
(с переводом на русский язык) 161
Приложение №4.
Выражения для пересказа статьи. 166
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено для студентов-заочников первого и второго курсов (бакалавры) педагогических институтов, составлено в соответствии с требованиями программы по английскому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений и может быть использовано как для аудиторной, так и для самостоятельной работы. При отборе материала учитываются и развиваются достижения коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам специалистов разного профиля.
Автор пособия ставит перед собой две задачи: 1) оказать практическую помощь студентам-заочникам, самостоятельно изучающим английский язык, снабдив вводным фонетическим курсом, подробным грамматическим справочником, большим количеством тренировочных упражнений, охватывающих основные разделы грамматики; 2) проверить знание пройденного учебного материала.
Учебное пособие состоит из трех частей в соответствии с тремя семестрами, в течение которых студенты изучают иностранный язык. Каждый раздел включает в себя:
1. Грамматический материал, который должен быть усвоен студентами (первый семестр дополнен кратким фонетическим справочником).
2. Контрольно-тренировочные упражнения.
3. Контрольную работу.
4. Тексты для дополнительного чтения.
5. Устные экзаменационные темы.
Во вводном фонетическом курсе рассматриваются такие понятия, как звуки, фонетическая транскрипция. Краткий фонетический справочник содержит таблицы, в которых отражены правила чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний.
Грамматический курс каждого семестра построен по морфологическому принципу: он включает в себя теоретический материал по всем темам, предусмотренным Программой, а также практическую часть – систему контрольно-тренировочных упражнений.
В грамматических упражнениях используются общеупотребительные слова школьного минимума, что снижает дополнительные трудности усвоения грамматического материала. Контрольно-тренировочные упражнения могут выполняться студентами на практических занятиях по английскому языку в аудиторных условиях, на учебно-консультационных пунктах (УКП), а также в качестве самостоятельного закрепления пройденного грамматического материала.
Контрольная работа каждого семестра включает в себя текстовые, грамматические и лексические задания, которые выполняются на материале трех основных текстов, предназначенных для студентов различных профилей: «физика/математика», «физическая культура», «технология и предпринимательство», и трех дополнительных профессионально ориентированных текстов, предназначенных для самостоятельной работы в межсессионный период. К текстам даны вопросы для проверки понимания прочитанного, а также перевод слов и выражений там, где это необходимо.
Устные темы пособия представляют собой адаптированные и неадаптированные оригинальные тексты, что даёт возможность студентам подготовиться к экзаменам на хорошем языковом уровне. Упражнения к текстам помогают учащимся освоить содержание и тематический словарь основных экзаменационных тем и научить излагать эти темы.
В приложении помещена таблица основных форм неправильных глаголов, правила транслитерации, вводные фразы для написания эссе на английском языке, выражения для пересказа статьи.
GOOD LUCK!
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время большое внимание в вузах уделяется иностранным языкам. Сегодня ценность специалистов во многих сферах деятельности определяется способностью общаться с представителями других стран, а также читать специальную литературу. Поэтому целью освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» в педагогическом вузе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в двух ее составляющих: общей коммуникативной компетенции как части социальной компетенции студента и профессиональной коммуникативной компетенции как части его профессиональной компетенции.
Данное учебное пособие соответствует требованиям программы по иностранным языкам для неязыковых специальностей и позволяет достигнуть выше изложенной цели.
Работу с предлагаемым грамматическим материалом пособия, с текстами для дополнительного чтения и устными темами рекомендуется организовывать по усмотрению преподавателя, как с точки зрения методики, так и форм проведения (аудиторная или внеаудиторная). Предлагаемая тематика текстов и тем носит рекомендательный характер, в тоже время оно является тем минимумом, который обеспечивает переход к послевузовскому этапу обучения в аспирантуре.
I СЕМЕСТР
Грамматический материал
1. Особенности произнесения гласных звуков английского языка. Изменение значения слова в зависимости от долготы и краткости гласного. Особенности произнесения согласных звуков английского языка.
2. Множественное число имен существительных. Выражение падежных отношений в английском языке с помощью предлогов, окончания ‘s и порядка слов.
3. Определённый / неопределённый артикль.
4. Степени сравнения имен прилагательных и наречий.
5. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные, относительные, неопределенные.
6. Простое распространенное предложение; прямой порядок слов повествовательного предложения в утвердительной и отрицательной формах; обратный порядок слов вопросительного предложения.
7. Времена группы Indefinite в действительном залоге.
8. Спряжение глаголов to be, to haveв Present, Past и Future Indefinite.
9. Оборот there is (are).
10. Страдательный залог и особенности перевода пассивных конструкций.
Краткий фонетический справочник
Рис. 1. Особенности произношения гласных звуков
В отличие от русского языка гласные звуки в английском языке подразделяются на краткие, долгие и дифтонги.
Краткие гласные –
[ɪ], [е], [æ], [ɔ], [u], [ʌ], [ə].
Долгие гласные – [i:], [а:], [ɔ:], [u:], [ə:].
Дифтонги – [eɪ], [aɪ], [ɔɪ], [аu],[ou], [ɪə], [εə], [uə].
При произнесении гласных необходимо строго соблюдать краткость и долготу, так как долгота гласных имеет смыслоразличительный характер. Сравните: feel [fi:l] – чувствовать, fill [fɪl] – наполнять; leave [li:v] – покидать, live [lɪv] – жить.
Английские согласные звуки имеют ряд особенностей: они никогда не смягчаются, перед всеми гласными произносятся твердо; в конце слов звонкие согласные не оглушаются, глухие согласные произносятся четко; глухие взрывные согласные [р], [t], [k] произносятся с придыханием; сонанты [m], [n], [ŋ], [l] произносятся более звучно и длительно, чем в русском языке.
При произнесении звуков [t, d, l, n] кончик языка ставится не на зубы, а на альвеолы.
В английском языке имеются звуки, которых нет в русском языке. Например: [θ, ð, w, ŋ, dʒ].
Фонетическая транскрипция
Фонетическая транскрипция – это система знаков, каждый из которых имеет определенное звуковое значение. Количество звуков в английском языке превышает число букв. 26 букв алфавита обозначает 44 звука. Система передачи звуков знаками транскрипции широко используется в учебных целях.
Таблица 1
Сводная таблица чтения согласных
Буква и буквосо-четание | Звук | Положение в слове | Примеры |
B | [b] | bus, but, about, better, butter, by, book, bed, bag, bad. | |
Bt | [t] | в конце слова | debt, doubt |
[s] | перед е, i, у | face, city, cinema, cycle, since, ice, space, centre | |
С | [k] | в остальных случаях | cap, cat, cut, cry, copy, capital, come, close, clock |
[ʃ] | перед безударной гласной | ocean, social, special, musician, ancient, racial |
Продолжение таблицы 1
Cc | [ks] | перед е, i, у | accept, success, accent, accident |
[k] | в остальных случаях | occur, accord, accomplish, accumulate, occupy, occasion | |
ch tch | [tʃ] | chess, rich, cheese, chop, much, match, kitchen, watch, catch | |
Ch | [k] | в словах греческого происхождения | school, architect, chemistry, character, archiology, technical |
[ʃ] | в словах французского происхождения | machine, machinery, machinist | |
Ck | [k] | black, sick, back, pack, neck, check | |
D | [d] | date, made, end, decide, old | |
[-] | перед согласными | grandmother, handsome, handkerchief | |
Dg | [dʒ] | bridge, knowledge, judge, siedge | |
F | [f] | five, if, finish, face, family | |
Ften | [fn] | often, soften | |
G | [dʒ] | перед е, i, у | page, change, gymnasium, stage |
[g] | в остальных случаях | go, get, green, grey, grow | |
Gh | [-] | после аu, оu и перед t | weight, eight, bought, brought, fought, daughter |
[f] | после аu, оu | laugh, enough, cough | |
Gn | [n] | в начале и в конце слова | foreign, sign, campaign |
H | [h] | he, his, here, have, home, hundred | |
[-] | в начале и середине некоторых слов | hour, honour, honest, exhibition | |
J | [dʒ] | just, major, object, subject | |
K | [k] | kill, keep, Mike, kitchen, like | |
Kn | [n] | в начале слова | know, knee, knife, knock |
L | [l] | lake, late, light, listen, leg | |
[-] | в сочетаниях aim, alf, alk | talk, calm, half, chalk | |
M | [m] | miss, meal, seem, team, home | |
Mb | [m] | в конце слова | climb, bomb |
Mn | autumn, column | ||
N | [n] | never, number, nobody, next, notice |
Окончание таблицы 1
Ng | [ŋ] | в конце слова | sing, song, interesting, thing |
Nk | [ŋk] | drink, bank, ink, tank, thank | |
P | [p] | pen, pencil, pupil, publish, top | |
Ph | [f] | в словах греческого происхождения | Phone, physics, philosophy, philologist, symphony, phase |
Qu | [kw] | queen, question, quick, quite, queue | |
[k] | в словах французского происхождения | unique, technique | |
R | [r] | red, ready, rain, sorry, mirror, trip | |
S | [s] | в начале слова и после глухих согласных | see, sea, son, sun, stand, stop, maps, cats, books, hats, caps |
но: [ʃ] | sugar, sure | ||
[z] | после звонких согласных и гласных | pens, bags, days, girls, boys | |
между гласными | these, cheese, please, nose, rose | ||
Ss | [s] | class, pass, success, kiss, miss | |
[ʃ] | перед безударными ia, io | Russian, Belorussian | |
Ssion | [ʃn] | session, discussion, comission | |
Sion | [ʒn] | в конце слова | decision, conclusion, revision, invasion |
Sure | [ʒe] | pleasure, treasure, leisure, measure | |
Sh | [ʃ] | ship, fish, short | |
Sc | [s] | перед е, i, у | science, scientist, scene, scenery |
Sten | [sn] | listen, fasten | |
Stle | [sl] | whistle, wrestling | |
T | [t] | ten, twenty, table, sit, teeth | |
Th | [θ] | thing, thank, three, tooth | |
[ð] | this, those, with, without, weather | ||
Tion | [ʃn] | demonstration, revolution, dictation, translation, attention | |
Ture | [tʃə] | picture, future, lecture, culture, nature, feature, furniture | |
V | [v] | live, leave, voice, move, vase | |
W | [w] | win, want, water, wind, twins | |
Wh | [w] | when, where, why, what, which, white, whisper, while | |
wh+o | [h] | who, whom, whose, whole | |
Wr | [r] | wrong, write, writer, wrestling |
Таблица 2
Сводная таблица чтения гласных
Буква и букво-сочетние | Звук | Положение в слове | Примеры | Исключение |
A | [eɪ] | в открытом слоге | place, came, later | [æ] have, atom |
[e]any, many | ||||
[æ] | в открытом слоге некоторых двусложных слов с буквой i в заударном слоге | habit, rabit, vanish | ||
[æ] | в закрытом слоге | land, fact, carry | [a:] example | |
[ɔ:] | перед i плюс согласная, кроме m, f | also, talk, salt | [æ] rally, shall | |
[a:] | в некоторых словах перед n плюс согласная | answer, France, can’t, chance, demand | ||
[a:] | перед s, f плюс согласная | class, draft, ask, last | [æ] classic, mass, passive | |
[eɪ] | перед ste, nge | taste, danger, change | ||
[a:] | перед th | father, path, rather | [æ] gather | |
[ɔ:] | после w, qu в открытом слоге и перед r | water, quarter, war | [eɪ] wage, wake, wane | |
A | [ɔ] | в закрытом слоге | was, want | [æ] wag, wax |
ai, ay | [eɪ] | aim, aid, may, day | [e] says, said | |
Air | [εə] | air, pair, chair | ||
Al | [а:] | перед f, m | calm, palm, half | |
Ar | [а:] | в закрытом слоге | cаr, part, garden | |
[εə] | в открытом слоге | care, careful | [a:] are | |
au, aw | [ɔ:] | cause, law, pause | [a:] aunt | |
Au | [а:] | перед gh(t) | laugh | |
Augh | [ɔ:] | перед t | daughter | |
E | [i:] | в открытом слоге | we, Pete, eve | [e] very, edit, medal |
[e] | в закрытом слоге | get, settle, fell, egg |
Продолжение таблицы 2
Ea | [i:] | не перед d, th | tea, peace, meat | [e] deaf, heavy, peasant, weapon [eɪ] break, great |
[e] | перед d, th, 1th | bread, breath, dead, death, head, health | [ɪə] idea, real [i:]beneath, breathe | |
Ear | [ɪə] | clear, hear, near | ||
[ə:] | перед согласной | earth, heard, learn | [a:] heart [ɪə] beard | |
Ee | [i:] | green, free | ||
Eer | [ɪə] | deer, engineer | ||
Ei | [i:] | после с, s | ceiling, conceive | |
ey, ei | [eɪ] | convey, grey, they, obey, vein | [i:] key | |
Eigh | [eɪ] | eight, neighbour | [ai] freight, height | |
Er | [ə:] | в закрытом слоге | term, person, emerge | [a:] clerk |
Er | [ɪə] | в открытом слоге | here, tear, serious | [ə:] were |
[εə] there, where | ||||
eu, ew | [ju:] | Europe, feud, new | ||
I | [aɪ] | в открытом слоге | fine, life, time | [ɪ] give, live |
[ɪ] | в закрытом слоге | sit, little, written | ||
[ɪ] | в открытом слоге с i или у в безударном | civil, city, limit | [aɪ] tiny | |
[aɪ] | перед ld, nd | bind, find, child, wild | [ɪ] wind (ветер) | |
[i:] | в словах французского происхождения | machine, police, prestige, regime | ||
[-] | после u | cruise, fruit, juice | guide, guilty | |
Ie | [i:] | перед согласной | achieve, brief, chief | [e] friend |
ig(h) | [aɪ] | sigh, high, night | ||
Ir | [ə:] | в закрытом слоге | shirt, bird, firm | |
[aɪə] | в открытом слоге (ire) | fire, tired |
Продолжение таблицы 2
O | [ou] | в открытом слоге | no, note, home, open | [u:] do, move [ɔ] gone, body |
[ɔ] | в закрытом слоге | hot, bottom, horror | ||
[ou] | перед l плюс согласная | old, cold, folk, told | ||
[ʌ] | перед m, n, v, w, th | another, above, among, brother, come, done, govern, London, Monday, month, none, won | ||
[ou] | перед st | most, post | [ɔ] coat, float | |
Oa | [ou] | boat, cost, frost | [ɔ:] broad | |
Oar | [ɔ:] | board, coarse, hoarse | ||
oi, oy | [ɔɪ] | boil, soil, boy, enjoy | ||
Oo | [u] | перед k | book, look, cook | |
[u:] | в конце слова и перед i, m, n | too, tool, moon, soon | ||
Oor | [uə] | moor, poor | ||
Or | [ɔ:] | в закрытом и открытом слогах | for, order, port, morning | |
[ə:] | после w | word, work, world | [ɔ:] worn | |
ou, ow | [au] | round, sound, now | ||
Ou | [ʌ] | в некоторых словах, в том числе в словах французского происхождения | double, country, couple, courage | |
[u:] | group, rouble, soup | |||
Ou | [ʌ] | перед gh | enougn, rougn, tough | [au]plough [ou]though |
[ou] | перед l | poultry, shoulder | ||
Ough | [ɔ:] | перед t | bought, brought | |
our, ower | [auə] | our, power | ||
Ow | [au] | в середине слова | down, now, town | |
[ou] | в конце слова | grow, know, low | ||
U | [ju:] | в открытом слоге | use, student, music, future | [ɪ] busy, [ʌ] study |
[u:] | в открытом слоге после j, l, r | June, include, rule, true |
Окончание таблицы 2
[ʌ] | в закрытом слоге | bus, subject, current | ||
[u] | в закрытом слоге после b, f, p | bullet, bush, full, pull, push, put | ||
Ue | [(j)u:] | в конце слова под ударением | blue, clue, due | |
Ui | [ju:] | suit | suite [swi:t] [-]guide, guilty [ju:ɪ] suicide, tuition | |
[u:] | перед j, i, r | cruise, fruit, juice | [uɪ] ruin, fluid | |
Ur | [ə:] | в закрытом слоге | burn, curl, turn | |
[juə] | pure, cure | |||
[uə] | в открытом слоге | sure, surely | [e] bury | |
U | [-] | после g перед ударной гласной | guarantee, guard, guess, guide, guilty | |
Y | [aɪ] | в открытом слоге | by, type, cycle | |
[ɪ] | в закрытом слоге | myth, system | ||
[j] | перед гласной | yoke, beyond | ||
Yr | [ə:] | в закрытом слоге | Myrch, myrtle | |
[aɪə] | в открытом слоге | tyrant, tyre |