Схема анализа/самоанализа работы учителя по формированию учебной деятельности школьников
1. Целеполагание
• какие цели ставились учителем перед учащимися;
• были ли цели учителя приняты учащимися;
• создавались ли ситуации, в которых учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и насколько успешно;
• приходилось ли предлагать учащимся формулировки целей в качестве образцов для самостоятельного целеполагания.
2. Осуществление учебных действий
• принимали ли учащиеся активное участие в анализе учебной проблемы и что для этого предпринял педагог;
• предлагали ли учащиеся способы решения учебной проблемы и как педагог стимулировал их к этому;
• осуществляли ли учащиеся планирование своих практических действий для достижения поставленной цели;
• какие практические действия выполняли учащиеся для достижения целей (для решения учебных задач);
• каким образом контролировали учебные действия;
• удалось ли учащимся выполнить учебные задачи и насколько успешно; обращалось ли учителем на это внимание при подведении итогов работы на уроке;
• как оценили учащиеся свою учебную деятельность и как учитель активизировал у них рефлексивные процессы.
3. Степень сформированности учебной деятельности
• являлась ли учебная деятельность на уроке целостной;
• какие компоненты учебной деятельности осуществлялись учащимися наиболее успешно;
• над какими компонентами учебной деятельности необходимо еще работать.
Как видим, данная программа анализа есть не что иное, как схема аспектного анализа деятельности педагога. Она позволяет судить о том, насколько целенаправленной была его деятельность. Эта схема является наиболее простым способом анализа деятельности педагога, и в этом ее достоинство.
Наряду с анализом деятельности педагога полезно иметь обобщенное представление об индивидуальности каждого учащегося. (См. следующую главу «Педагогический мониторинг».)
Способы анализа деятельности учителя позволяют оперативно судить о будущих ее результатах, связанных с формированием учебной деятельности учащихся и их индивидуальности.
Каждому преподавателю наряду с дидактическими условиями полезно знать принципы, дидактические основы формирования учебной деятельности.
Пришит целостности: необходимо добиваться целостности учебной деятельности, то есть так ее организовать, чтобы обеспечить единство основных ее составляющих – учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов – на основе ситуаций, характеризующихся противоречивостью и требующих для своего разрешения проявления в единстве всех сфер психики.
Приоритет самостоятельного обучения: под этим понимается не проведение какой-либо самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление своего обучения. При этом необходимо построение учебной деятельности как модели трудовой, практической, профессиональной деятельности с опорой на жизненный опыт обучающегося.
Принцип элективности обучения: означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
Принцип единства деятельностей: требуется обеспечить единство предметной и учебной деятельности, то есть так структурировать процесс преподавания, чтобы он соответствовал строению учебной деятельности учащихся, которую необходимо формировать в единстве с развитием основных сфер индивидуальности человека.
Принцип рефлексии: означает осмысление обучающимся и учителем всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации. Необходимо добиваться рефлексии, осознания учителем и учащимися своих действий. При этом рефлексивные процессы у учащихся будут развиваться значительно эффективнее, если учитель будет специально обучать их самоанализу собственной деятельности.
Из всего изложенного выше следует, что всеми компонентами учебной деятельности можно овладеть только с помощью преподавателя, поэтому и возникла проблема формирования учебной деятельности – обучение тем действиям, которые составляют ее сущность. Решение этой проблемы можно считать успешным, если педагогу удастся добиться у учащихся развития таких качеств, как целенаправленность, организованность, ответственность, способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности, самостоятельность, инициативность, самооценка.
Модуль «Формирование учебной деятельности»
Основные понятия:формирование учебной деятельности, принципы и дидактические условия формирования учебной деятельности.
Требования к усвоению понятий:
• знать и раскрывать содержание понятия «формирование учебной деятельности»;
• знать принципы обучения, лежащие в основе формирования учебной деятельности;
• называть и характеризовать дидактические условия формирования учебной деятельности.
Содержательный блок
Дидактический аспект:формирование учебной деятельности – это управление ее развитием, поэтапный, длительный процесс по отработке умений целеполагания, учебных действий; регулируется принципами целостности, самостоятельного обучения, элективности обучения, единства деятельностей, рефлексии; осуществляется при соблюдении дидактических условий (определение целей деятельности преподавателя; диагностика сформированности учебной деятельности школьников; структурирование деятельности преподавателя в процессе обучения в соответствии со строением учебной деятельности школьников; отбор и конструирование средств формирования учебной деятельности; анализ процесса и результатов формирования учебной деятельности).
Психологический аспект:формирование учебной деятельности и развитие индивидуальности школьника – два взаимосвязанных процесса, находящихся в диалектическом соотношении. Формирование учебной деятельности требует от преподавателя реализации собственной индивидуальности.
Методический аспект:формирование учебной деятельности предполагает использование различных педагогических средств, возможно на материале любого учебного предмета, зависит от педагогического мастерства учителя.
Задания
1. Определите, какие компоненты учебной деятельности формировались у вас в школе, в вузе (в других учебно-воспитательных заведениях).
2. Выразите свое отношение к проблеме формирования учебной деятельности в школе и в вузе.
3. Приведите факты из вашего опыта, подтверждающие направленность действий преподавателя (школьного учителя) на формирование каких-либо компонентов учебной деятельности.
4. Напишите сочинение о том, как бы вы формировали у своих будущих учеников учебную деятельность.
Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой и дипломной работы по одной из следующих тем:
1. Формирование учебной деятельности как важнейшая задача образования.
2. Сущность формирования учебной деятельности.
3. Особенности формирования учебной деятельности у младших школьников.
4. Особенности формирования учебной деятельности на уроках разных учебных дисциплин.
5. Формирование у школьников целеполагания.
6. Формирование самоконтроля и самооценки как учебных действий.
7. Подходы к анализу деятельности учителя по формированию учебной деятельности.
Контрольный блок
1. Ответьте на вопросы:
• Что включает в себя формирование учебной деятельности?
• Какими способами можно формировать целеполагание у школьников?
• При каких условиях возможно формирование учебных умений?
• Почему важно развить у школьников действия контроля и оценки деятельности и ее результатов?
• Что, на ваш взгляд, является самым сложным в формировании учебной деятельности?
2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
– «подведем итоги урока: Иванов – «тройка»! Петров и Сидоров – по «четверке»;
– «кто выполнит эти два задания, переходит к следующему!»;
– «открыли учебник на 18-й странице, нашли параграф – читаем!».