Схема анализа/самоанализа работы учителя по формированию учебной деятельности школьников

1. Целеполагание

• какие цели ставились учителем перед учащимися;

• были ли цели учителя приняты учащимися;

• создавались ли ситуации, в которых учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и насколько успешно;

• приходилось ли предлагать учащимся формулировки целей в качестве образцов для самостоятельного целеполагания.

2. Осуществление учебных действий

• принимали ли учащиеся активное участие в анализе учебной проблемы и что для этого предпринял педагог;

• предлагали ли учащиеся способы решения учебной проблемы и как педагог стимулировал их к этому;

• осуществляли ли учащиеся планирование своих практических действий для достижения поставленной цели;

• какие практические действия выполняли учащиеся для достижения целей (для решения учебных задач);

• каким образом контролировали учебные действия;

• удалось ли учащимся выполнить учебные задачи и насколько успешно; обращалось ли учителем на это внимание при подведении итогов работы на уроке;

• как оценили учащиеся свою учебную деятельность и как учитель активизировал у них рефлексивные процессы.

3. Степень сформированности учебной деятельности

• являлась ли учебная деятельность на уроке целостной;

• какие компоненты учебной деятельности осуществлялись учащимися наиболее успешно;

• над какими компонентами учебной деятельности необходимо еще работать.

Как видим, данная программа анализа есть не что иное, как схема аспектного анализа деятельности педагога. Она позволяет судить о том, насколько целенаправленной была его деятельность. Эта схема является наиболее простым способом анализа деятельности педагога, и в этом ее достоинство.

Наряду с анализом деятельности педагога полезно иметь обобщенное представление об индивидуальности каждого учащегося. (См. следующую главу «Педагогический мониторинг».)

Способы анализа деятельности учителя позволяют оперативно судить о будущих ее результатах, связанных с формированием учебной деятельности учащихся и их индивидуальности.

Каждому преподавателю наряду с дидактическими условиями полезно знать принципы, дидактические основы формирования учебной деятельности.

Пришит целостности: необходимо добиваться целостности учебной деятельности, то есть так ее организовать, чтобы обеспечить единство основных ее составляющих – учебно-познавательных мотивов, целей, учебных действий, результатов – на основе ситуаций, характеризующихся противоречивостью и требующих для своего разрешения проявления в единстве всех сфер психики.

Приоритет самостоятельного обучения: под этим понимается не проведение какой-либо самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление своего обучения. При этом необходимо построение учебной деятельности как модели трудовой, практической, профессиональной деятельности с опорой на жизненный опыт обучающегося.

Принцип элективности обучения: означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

Принцип единства деятельностей: требуется обеспечить единство предметной и учебной деятельности, то есть так структурировать процесс преподавания, чтобы он соответствовал строению учебной деятельности учащихся, которую необходимо формировать в единстве с развитием основных сфер индивидуальности человека.

Принцип рефлексии: означает осмысление обучающимся и учителем всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации. Необходимо добиваться рефлексии, осознания учителем и учащимися своих действий. При этом рефлексивные процессы у учащихся будут развиваться значительно эффективнее, если учитель будет специально обучать их самоанализу собственной деятельности.

Из всего изложенного выше следует, что всеми компонентами учебной деятельности можно овладеть только с помощью преподавателя, поэтому и возникла проблема формирования учебной деятельности – обучение тем действиям, которые составляют ее сущность. Решение этой проблемы можно считать успешным, если педагогу удастся добиться у учащихся развития таких качеств, как целенаправленность, организованность, ответственность, способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности, самостоятельность, инициативность, самооценка.

Модуль «Формирование учебной деятельности»

Основные понятия:формирование учебной деятельности, принципы и дидактические условия формирования учебной деятельности.

Требования к усвоению понятий:

• знать и раскрывать содержание понятия «формирование учебной деятельности»;

• знать принципы обучения, лежащие в основе формирования учебной деятельности;

• называть и характеризовать дидактические условия формирования учебной деятельности.

Содержательный блок

Дидактический аспект:формирование учебной деятельности – это управление ее развитием, поэтапный, длительный процесс по отработке умений целеполагания, учебных действий; регулируется принципами целостности, самостоятельного обучения, элективности обучения, единства деятельностей, рефлексии; осуществляется при соблюдении дидактических условий (определение целей деятельности преподавателя; диагностика сформированности учебной деятельности школьников; структурирование деятельности преподавателя в процессе обучения в соответствии со строением учебной деятельности школьников; отбор и конструирование средств формирования учебной деятельности; анализ процесса и результатов формирования учебной деятельности).

Психологический аспект:формирование учебной деятельности и развитие индивидуальности школьника – два взаимосвязанных процесса, находящихся в диалектическом соотношении. Формирование учебной деятельности требует от преподавателя реализации собственной индивидуальности.

Методический аспект:формирование учебной деятельности предполагает использование различных педагогических средств, возможно на материале любого учебного предмета, зависит от педагогического мастерства учителя.

Задания

1. Определите, какие компоненты учебной деятельности формировались у вас в школе, в вузе (в других учебно-воспитательных заведениях).

2. Выразите свое отношение к проблеме формирования учебной деятельности в школе и в вузе.

3. Приведите факты из вашего опыта, подтверждающие направленность действий преподавателя (школьного учителя) на формирование каких-либо компонентов учебной деятельности.

4. Напишите сочинение о том, как бы вы формировали у своих будущих учеников учебную деятельность.

Учебно-исследовательская работа –написание реферата, курсовой и дипломной работы по одной из следующих тем:

1. Формирование учебной деятельности как важнейшая задача образования.

2. Сущность формирования учебной деятельности.

3. Особенности формирования учебной деятельности у младших школьников.

4. Особенности формирования учебной деятельности на уроках разных учебных дисциплин.

5. Формирование у школьников целеполагания.

6. Формирование самоконтроля и самооценки как учебных действий.

7. Подходы к анализу деятельности учителя по формированию учебной деятельности.

Контрольный блок

1. Ответьте на вопросы:

• Что включает в себя формирование учебной деятельности?

• Какими способами можно формировать целеполагание у школьников?

• При каких условиях возможно формирование учебных умений?

• Почему важно развить у школьников действия контроля и оценки деятельности и ее результатов?

• Что, на ваш взгляд, является самым сложным в формировании учебной деятельности?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

– «подведем итоги урока: Иванов – «тройка»! Петров и Сидоров – по «четверке»;

– «кто выполнит эти два задания, переходит к следующему!»;

– «открыли учебник на 18-й странице, нашли параграф – читаем!».

Наши рекомендации