Практическое занятие 2.2.1

Задание 1.

Известно, что «повышению интереса и звуковому анализу способствует применение на уроке игровых приёмов, в особенно­сти таких, которые требуют выполнения тех или иных физичес­ких действий, предполагают элементы инсценизации» [Вашуленко М.С., Скрипченко Н.Ф., Прищепа О.Ю. Навчання в 1 класі. – К., 1991.

Проанализируйте содержание представленных ниже игр из учебного пособия «Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения», под редакцией М.С.Соловейчик (М.: Ака­демия, 1998) и пособия для учителя «Навчання у 1 класі» Н.С.Вашуленко, Н.Ф.Скрипченко и др. (К.: Радянська школа, 1991) с точки зрения рациональности, методических задач и использо­ванных приёмов.

Игра на определение ударного слога при помощи вопросительной интонации

Одному ряду учащихся раздаются карточки с изображением зверей, а другому - слоговые схемы с ударением на разных слогах. Ученик одной группы берёт схему, которая, как он считает, соответствует картинке, находящейся в руках кого-то из детей другой группы, под­ходит к однокласснику и спрашивает, выделяя ударный слог: «Ты лиса?» Если схема с указанием ударного слога соответствует слову, называющему зверя (или птицу), ребята берутся за руки. Так две группы детей перестраиваются в пары, которые держат над головой картинку и соответствующую слоговую схему.

Игра «Найди предмет!»

Учитель подбирает группу предметов (или их изображения) так, что их названия начинаются (заканчиваются) одним и тем же зву­ком. Так же составляется другая группа. Предметы в перемешку раскладываются на столе. Вначале школьники рассматривают и называют их (сами или вслед за учителем), вычленяют первый (пос­ледний) звук каждого слова. После этого две группы детей подхо­дят к столу, получив задание как можно быстрее отобрать те пред­меты, у которых название начинается таким-то звуком. Победившие показывают классу отобранные предметы, называют их, объясняют, почему они их отобрали.

Пользуясь специализированными периодическими издания­ми (журналами «Початкова школа», «Початкове навчання та виховання», «Начальная школа», «Русская словесность в шко­лах Украины» (рубрика «Русский язык в начальной школе»), газетами «Початкова освіта», «Розкажіть онуку» и др.), подбе­рите или придумайте игры со слоговыми и звуковыми схемами.

Оформите результат в виде тестового документа

Задание 2.

С целью реализации основного требования к орфоэпичес­кой работе в процессе обучения школьников русскому литера­турному произношению необходимо на каждом уроке использо­вать слуховые упражнения. Слушание при этом должно быть активным: оно сочетается с заданиями, которые сосредоточива­ют внимание ученика на определенном звуковом явлении. А.П. Коваль разработала систему подобных заданий. Познакомь­тесь с ними:

- послушайте слово, назовите второй звук ([вада ] );

- послушайте слово, скажите, какой звук слышится в конце (зуб);

- послушайте слово, повторите третий звук (Харьков);

- послушайте слово, скажите, какой звук (слог) произносится с большей силой (вода, поля);

- послушайте слова, поднимите руку, когда будет произнесено слово, содержащее изучаемый звук (экскурсия, рыба);

- послушайте слово, произнесите слог с мягким согласным зву­ком (мясо);

- послушайте слово, скажите, сколько раз в нем встречается звук (указываем какой);

- послушайте слово, назовите все звуки в слове.

К каждому из приведенных заданий подберите свои примеры.

Оформите результат в виде текстового документа

Задание 3.

Прочитайте статью Н.Притулик « Формування умінь українського комунікативного мовлення першокласників в умовах російсько-української двомовності (Початкова школа. - 2004. - № 6.- С. 12 - 15).

Проанализируйте разработанную автором статьи систему фор­мирования у первоклассников коммуникативно-речевых умений на уроках украинского языка в условиях русско-украинского двуязычия с точки зрения возможности экстраполяции (распрос­транения) её на процесс развития подобных умений на уроках русского языка в условиях украинско-русского билингвизма.

При анализе данной системы обратите внимание на:

1) основной тезис статьи, состоящий в том, что работа по формированию коммуникативно-речевых умений должна осуществляться систематично, комплексно и поэтапно от развития частноречевых (произносительных, лексических и грамматических умений) и общеречевых (в устном прак­тическом курсе - это слушание/понимание и говорение) к формированию коммуникативно-речевых умений;

2) определение понятия «коммуникативно-речевые умения» (выпишите это определение);

3) систему речевых ситуаций (естественных и учебных).

Наши рекомендации