Стили поведения родителей и их воздействие на ребенка

Цель — осознание роли семьи в формировании личности ребенка, в развитии его со­циальных навыков; обучение составлению опросника, определяющего стиль родительского поведения; раз­витие умения пользоваться опросниками, позволяющи­ми определить взаимоотношения родителей с детьми.

Эмоциональные связи и привязанности ребенка закладываются в раннем возрасте и прежде всего в семье. Именно позиция родителей по отношению к детям и ложится в основу будущих отношений ребенка с другими людьми и во многом определяет его лично­стные особенности.

Выделяются следующие стили родительского по­ведения и их воздействие на ребенка (6).

1. Авторитетный (высокий уровень контроля; теп­лые отношения).

Родители принимают и поддерживают автономию своих детей. Они при необходимости ограничивают детей, но всегда мотивируют свои требования. Родите­лями допускаются изменения этих требований в пре­делах разумного. Для них является возможным обсуж­дение с детьми установленных правил поведения.

Дети таких родителей уверены в себе, обладают высокой самооценкой. Они способны к самоконтролю. У них достаточно хорошо развиты социальные навыки. Они, как правило, успешны в школе.

2. Авторитарный (высокий уровень контроля; хо­лодные отношения).

Родители требуют точного выполнения своих при­казаний и жестко контролируют их выполнение. Они сдержанны в отношениях с детьми. Установленные родителями требования и правила не обсуждаются.

Дети обычно замкнуты, угрюмы, боязливы, не­притязательны и раздражительны. Причем девочки часто не инициативны, подвержены влиянию, а маль­чики — неуправляемы и агрессивны.

3. Либеральный (низкий уровень контроля, теплые отношения).

Родители слабо или совсем не ограничивают по­ведение ребенка. Для них характерна безусловная родительская любовь. В общении родители уступают ребенку активную позицию. Они, предоставляя детям свободу, лишь незначительно руководят ими, исключая ограничения.

Дети таких родителей часто непослушны, им при­сущи агрессивные проявления. Публичное поведение таких детей, как правило, неадекватно и импульсивно. И лишь иногда они становятся активными и творчес­кими людьми.

4. Индифферентный (низкий уровень контроля; холодные отношения).

Родители не ограничивают своих детей. Они без­различны к ним, а порой даже враждебны. Они закры­ты для общения. Им не присущи теплые и сердечные отношения к собственным детям.

Дети таких родителей часто не сдерживают дес­труктивные импульсы, иногда совершают правонару­шения.

Данная классификация — это своеобразный ори­ентир для лучшего понимания условий, в которых живет ребенок, и возможность прогнозировать, каким он может быть в связи с этим, как будет жить среди людей и взаимодействовать с ними. А следовательно, и возможность осознания необходимости изменить сло­жившиеся устои, т. е. найти оптимальное соотношение контроля и душевной теплоты по отношению к детям.

Существенную помощь родителям может оказать следующая тактика поведения, позволяющая поддер­жать ребенка, помочь ему в трудных ситуациях (11, с. 133):

опираться на сильные стороны ребенка;

избегать подчеркивания промахов ребенка;

показывать, что Вы удовлетворены ребенком;

уметь и хотеть демонстрировать любовь к ре­бенку;

уметь помочь ребенку разбить большие зада­ния на более мелкие, такие, с которыми онможет справиться;

проводить больше времени с ребенком;

внести юмор во взаимоотношения с ребенком; знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;

уметь взаимодействовать с ребенком; позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

избегать дисциплинарных поощрений и на­казаний;

принимать индивидуальность ребенка; проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка; демонстрировать оптимизм.

Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.

Рекомендуемая литература

1.Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.М.,1991.

2.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

3.ВинникотД.В. Разговор с родителями. М, 1994.

4.Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консульта­ции, тренинг. Ярославль, 2001.

5.Кожанова Н.Е. Диагностика семьи и семейного воспита­ния. М., 1995.

6.КрайгГ. Психология развития. СПб., 2000.

7.Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Максимов М.Не только любовь. М., 1992.

8.Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.

9.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002.

10.Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М, 1992.

11.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной.Екатеринбург, 2000.

12.Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. СПб., 1994.

У родного очага / Под ред. Л.П. Стрелковой. СПб., 1999.

14.Фром Э. Человеческая ситуация. М., 1995.

15.ШнейдерЛ.Б. Психология семейных отношений. М., 2000.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

Наши рекомендации