VI.3. Массовые соревнования
Соревнования по гимнастике — неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса. Они являются основной формой проверки подготовленности гимнастов. Соревнования помогут наиболее точно и «объективно» подвести итоги учебной работы за определенный период тренировки. Они служат эффективным средством проверки морально-волевой подготовленности участников соревнований и способствуют развитию чувства коллективизма, организованности, дисциплинированности, а также воспитанию воли и настойчивости. По результатам соревнований определяют не только состояние работы по гимнастике, но и направление учебно-тренировочного процесса на будущее, вносят коррективы в методику работы и т.д.
Наконец, в соревнованиях «просто» определяются сильнейшие гимнасты.
У соревнований есть еще одна роль, весьма важная в агитационно-пропагандистском аспекте. Соревнования — мощный агитатор за стремление к двигательному совершенству, к телесной красоте и духовной возвышенности. Естественно поэтому, что в соревнованиях должна отражаться и массовость и мастерство.
Между тем, вопрос согласования условий зачета в массовых соревнованиях с их задачами имеет особое значение. Актуальность его одинакова и когда гимнасты выступают только по программе третьего разряда, и когда в единой системе зачета нужно свести их с мастерами, объективно оценивая необходимость и значимость и того и другого.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
В отечественной гимнастике накоплен огромный опыт проведения самых различных соревнований, в том числе и массовых. Именно этим опытом, прежде всего, мы и воспользовались при написании данного раздела. В то же время на современном этапе развития массовой гимнастики при организации соревнований необходимо учитывать весьма важные моменты. Оговорим некоторые из них.
1. В соревнованиях массовой гимнастики участвующие организации должны иметь большое и, по возможности, неограниченное представительство.
2. В связи с невозможностью участия в соревнованиях между коллективами физкультуры всех имеющихся в них гимнастов, особое значение приобретают соревнования, проводимые на местах. Они характеризуют уровень работы по гимнастике в коллективах, стимулируют занимающихся к занятиям. Важно, чтобы организации, проводящие соревнование, имели возможность выделить средства для поощрения победителей.
3. В массовых соревнованиях должно стимулироваться (мы подчеркиваем — стимулироваться, а не ограничиваться) выступление гимнастов по любой доступной для них разрядной программе.
4. В связи с наличием в некоторых коллективах физкультуры гимнастов — кандидатов в мастера и мастеров спорта, тренирующихся по классификационной программе «А», и которые обязаны выступить за свой коллектив, так же как и гимнасты категории «Б», нужно использовать комплексную систему зачета.
5. В итоговых результатах массовых соревнований
должны учитываться командный результат по сумме бал
лов зачетных участников и индивидуальный вклад каж
дого участника независимо от занятого им места и раз
рядной программы, но с учетом трудности выступления в
более старших разрядах. Именно так можно стимулировать
и вообще занятия каждого гимнаста, и тех, кто добился
лучших результатов, овладев более сложными упражне
ниями.
На основе этих принципиальных моментов, которые были апробированы в практике массовой гимнастики, разработано типовое положение о массовых соревнованиях по гимнастике, которое предлагается читателю ниже.
Естественно, что с учетом местных условий в положение могут быть внесены соответствующие изменения. Но важно, чтобы изложенные выше основные принципы проведения массовых соревнований по гимнастике сохранялись.
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МАССОВЫХ
СОРЕВНОВАНИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ НИЗОВЫХ
КОЛЛЕКТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
I. Цели и задачи
Массовые соревнования проводятся с целью агитации и пропаганды гимнастики и физической культуры в целом, обеспечения высокого уровня физической подготовленности и технического мастерства гимнастов и решают задачи:
- определения состояния работы по развитию массовой гимнастики;
- выявления наиболее активных занимающихся;
— определения лучших гимнастических подразделений, команд и отдельных гимнастов;
— подведения итогов учебно-спортивной работы.
П. Сроки проведения
Массовые соревнования проводятся в сроки, обусловленные местными возможностями, обеспечивающими контроль и подведение итогов учебно-тренировочной работы за учебный год. Отдельные этапы могут приурочиваться к памятным или социально важным датам.
Ш. Участники соревнований
К соревнованиям допускается любой член низового коллектива физкультуры, имещий соответствующую подготовку и визу врача. В открытых соревнованиях могут участвовать гимнасты из других коллективов.
IV. Программа соревнований
Соревнования проводятся в три тура: 1 тур — массовые соревнования в низовых коллективах физкультуры по программе любых разрядов, по пол-
ному или неполному многоборью, которые предусмотрены классификационной программой категории «Б».
Полный отчет представляется в вышестоящую организацию для учета в итоговых результатах соревнований.
II тур — финал массовых соревнований среди низовых
коллективов физкультуры. Программа III разряда катего
рии «Б» (в школах может быть юношеского и третьего или
только юношеского) — полное или неполное многоборье.
Состав мужской и женской команд по 20 человек. Зачет по 18 лучшим результатам в многоборье для мужчин и женщин раздельный.
Исходя из местных условий, количественный состав команд может быть увеличен.
III тур — соревнования сборных команд коллективов
физкультуры. Состав мужской и женской команд — по 8
человек. Гимнасты, выступавшие во II туре, имеют право
выступить только по программе III разряда.
Программа: упражнения юношеского, III, II и I разрядов категории «Б», а также кандидатов в мастера и мастеров спорта — категории «А»: только по произвольной программе или по произвольной и обязательной. В личных и командных соревнованиях программа выполняется дважды (в два дня).
Зачет по 7 лучшим результатам в многоборье с учетом разрядных коэффициентов, начисляемых только за результат в полном многоборье и не ниже 80 % возможных баллов: юношеский разряд —1,00; третий разряд — 1,05; второй разряд — 1,10; — первый разряд — 1,15; кандидаты в мастера, произвольная программа — 1,20; кандидаты в мастера, обязательная программа — 1,25; мастера спорта, произвольная программа — 1,30; мастера спорта, обязательная программа — 1,35.
Упражнения юношеского, III, II и I разрядов оцениваются из 10 баллов, кандидаты и мастера — по действующим правилам. В связи с разницей исходных оценок программ категории «А» и «Б» в командных соревнованиях к результату в многоборье зачетных участников автоматически прибавляются:
у женщин — кандидатов и мастеров, выступавших дважды по произвольной программе, — 4 балла;
у женщин — кандидатов и мастеров, выступавших с обязательной и произвольной программами, — 2,8 балла;
у мужчин — кандидатов и мастеров, выступавших дважды по произвольной программе, — 7,2 балла;
у мужчин — кандидатов и мастеров, выступавших с обязательной и произвольной программами, — 4,8 балла.
Разъясним эти прибавки. У женщин и мужчин обязательная программа кандидатов и мастеров оценивается из 9,8 балла. Поэтому на каждом снаряде они заведомо недополучают по сравнению с гимнастами категории «Б» по 0,2 балла, а в многоборье соответственно 0,8 и 1,2 балла. Произвольная программа у женщин — кандидатов и мастеров оценивается из 9,5 балла, а у мужчин — из 9,4. Таким образом, здесь проигрыш составляет 1,5 и 3,0, не считая прыжков.
Прыжки в категории «А» оцениваются по специальной таблице трудности, в то время как в категории «Б» все прыжки — из 10 баллов. Если учесть, что в коллективах физкультуры, например, самого многочисленного их отряда — вузов, кандидаты и мастера выполняют, как правило, прыжки, которые в основном оцениваются из 9,2—9,6 балла, то можно и за этот вид многоборья давать кандидатам и мастерам такую же поправку, как и на других видах. Ошибка возможна лишь в единичных случаях. На основании такого расчета и приведены суммы поправок выше в тексте положения.
Однако следует отметить, что возможна и другая поправка к результатам в произвольной программе кандидатов и мастеров (в обязательной остается такой же, как показано выше в положении). На всех снарядах, кроме прыжков, у мужчин и женщин поправка составляет соответственно 0,6 х 5 = 3 балла и 0,5 х 3 = 1,5 балла. Если произвольная выполняется дважды, то эти суммы, естественно, удваиваются.
На опорных же прыжках в каждом конкретном случае поправка делается с учетом базовой оценки, из которой судится прыжок. Например, гимнастка исполняет прыжок «переворот — сальто вперед», базовая оценка которого 9,8 балла; значит, поправка для командного зачета составит (еще до умножения на разрядный коэффициент) 0,2 балла к полученной гимнасткой оценке. Гимнаст выполнил прыжок, согнув ноги, который для мастеров оценивается из 8,0 балла, и получил 7,2. К этой оценке нужно прибавить 2,0 балла и в зачет команде пойдет 9,2. Ясно, что такую оценку за тот же прыжок может получить и гимнаст второго разряда, у которого он оценивается из 10 баллов, т.е. такая нивелировка вполне оправданна.
В личную же сумму зачета гимнасты получают истинную, заработанную ими оценку, и, таким образом, правила оказываются не нарушенными и по данному пункту классификационность соревнований также не нарушается. В техническом отношении это осуществить нетрудно: арбитр должен поставить в протокол базовую оценку, асекретариат сделать соответствующую поправку.
V. Определениепобедителей
1. Победители личного первенства в мужских и женских соревнованиях определяются вкаждом разряде и каждом туре раздельно. Личные результаты IIтура в комплексном зачете по сумме трех туров не учитываются.
2. Победители командных соревнований (мужских иженских раздельно) вI туреопределяются по наименьшему количеству очков, начисленных за процентное отношение количества участников соревнований к общему количеству членов коллектива (учащихся, студентов, рабочих и т.д.);
во IIтуре — по наименьшей сумме очков, начисленных за место команды в соответствии с набранной суммой баллов;
в IIIтуре — по наименьшей сумме очков, начисленных за место команды (по баллам) и личные результаты в каждом разряде всех участников.
3. Коллективы победители массовых соревнований по
результатам трех туров определяются у мужчин ижен
щин раздельно по наименьшей сумме очков, начислен
ных за массовость в I туре, командные результаты во II
туре, командные и личные результаты всех участников в
IIIтуре (табл. прилагается).
VI. Награждение победителей
Награждение победителей и призеров в командных иличных первенствах проводится во всех турах и во всех разрядах у мужчин и женщин.
Таблица 16 Таблица очков для определения победителей массовых соревнований
Очки | I тур | II тур | III т | У Р | |||||
% участников к общему количе- | место команды по баллам | место команды по баллам | личные | места | |||||
юн. | III | И | I | кмс | МС | ||||
ству чле- | |||||||||
нов кол- | |||||||||
лектива | |||||||||
— | |||||||||
- | |||||||||
- | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | - | |||||
- | - | - | - | ||||||
- | - | - | |||||||
- | - | ||||||||
- | |||||||||
И т.д. по количеству команд и участников.
Примечания.
1. Вслучае выполнения нормы I разряда, КМС и МС начисляется на одно очко меньше табличного значения, соответствующего занятому месту.
2. Коллективы, не участвовавшие вI и IIтурах, к IIIне допускаются.
3. В случае неучастия команды или зачетных гимнастов в IIIтуре (при участии впервых двух) коллективу каждый раз начисляется наибольшее количество очков: за 7 зачетных участников и команду.
4. При одинаковых показателях массовости в I туре командам начисляется одинаковое количество очков, соответствующее процентному показателю.
Для подсчета очков в IIIтуре соревнований, когда выступают гимнасты разных разрядов, возможен еще один вариант подсчета очков в личном первенстве.
Результат в баллах, показанный гимнастом, умножается на коэффициент его разряда, а затем уже по убывающей заносится в таблицу очков: наивысшему результату с коэффициентом, уже вне зависимости от разряда, будет соответствовать наименьшее количество очков, которое затем приплюсуется к очкам за командное первенство в данном третьем туре и за все туры.
Например:
III разряд: 58 баллов х 1,05 = 60,9 — 3 место — 3 очка; II разряд: 56 баллов х 1,1 = 61,6 —1 место — 1 очко; I разряд: 53 балла х 1,15 = 61,15 — 2 место — 2 очка и т.п.
В этом случае для команды личные результаты будут учитываться не по разрядам, а в общем ранжире. Таким образом, в этом случае разрядный коэффициент играет свою роль дважды: при подсчете командных результатов по баллам и при определении личного места в общем ранжире гимнастов в большей мере будет играть роль качество выступления гимнаста, а не вообще занятое им» место, что при разном количестве участников весьма существенно.
В организации массовых соревнований весьма важное значение имеет предварительная агитационно-пропагандистская работа и освещение хода соревнований, их результатов и поощрение лучших коллективов.
Заключение
Ознакомившись с материалами учебника, внимательный читатель обнаружит, что, несмотря на обилие представленной информации, в нем освещены далеко не все насущные вопросы проблемы оздоровления и методических путей их реализации.
Главная причина этого недостатка заключается в том, что очень многие стороны оздоровления еще не исследованы, другие — не получили соответствующего теоретического и методического обоснования и одобрения практикой.
Авторы старались увязать в едином информационном поле доступные для обозрения анализа и обобщения материалы, позволившие разработать представленные в учебнике теоретико-методические основы оздоровительной гимнастики — области специфической и для оздоровления весьма благодатной. Это — главная цель, которую ставил коллектив.
Может быть, недостаточная разработанность и слабая освещенность каких-либо вопросов послужит основанием продолжить исследования и привлечет к участию в них новых специалистов, несущих новые идеи и проекты, имеющих особые взгляды на проблему и основания для ее решения. Такую преемственность можно только приветствовать.
ЛИТЕРАТУРА
Агаджанян И. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1989.
Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. — СПб.; Петрополис, 1992.
Афанасьев А. А. Школа йоги. Восточные методы психофизического совершенствования. - Минск: Полымя, 1991.
Балъсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, 1987.
Биндусов Е. Е., Жолдак В. И., Менхин Ю. В. Гимнастика и здоровье. — Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму. М.: МГАФК, 1988.
Боброва Г. А. Художественная гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1978.
Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987.
Верещагин В. Г. Физическая культура индийских йогов. — Минск: Полымя, 1982.
Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. — Учебное пособие, М.: Советский спорт, 1996.
Виноградов П. А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Основы физической культуры. — Учебное пособие, ч. 3, «Валеология», Гос. ком.' РФ по физ. культуре и туризму, МГАФК, Уральская гос. академия физической культуры, Челябинск, 1997.
Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. — Киев: 1981.
Виру А. А., Юркемяэ Г. А., Смирнова Г. А. Аэробные упражнения, - М.: Физкультура и спорт, 1988.
Гимнастика и методика преподавания. — Учебник для ифк./ под ред. В. М. Смолевского. — М.: Физкультура и спорт, 1987.
Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания и спорта. — М.: Просвещение, 1983.
Купер К. Новая аэробика. — М.: Физкультура и спорт, 1979.
Лисицкая Т. С. Аэробика на все вкусы. - М.: Просвещение, Владос, 1994.
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - Учебник для ифк. - М.: Физкультура и спорт, 1991. Менхин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике. -М.: Физическая культура и спорт, 1989.
Менхин Ю.В. Формы организации занятий по гимнастике. - Учебное пособие, Малаховка: МОГИФК, 1989.
Менхин Ю.В., Менхин А. В. Комбинированные и комплексные упражнения. - Учебное пособие, Малаховка: МГАФК, 1999.
Петров Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики.— М.: ФОН, 1998.
Прохорцев И. В., Пшендин А. К., Сергеева Е.В. Шейпинг - питание. - Часть 2, СПб.: МФШ, 1998.
Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. — М.: Просвещение, 1989.
Скачков И. Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. - Книга для учителя, М.: Просвещение, 1991.
Смолевский В. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика. — Киев: Олимпийская литература, 1999.
Смолевский В. М., Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 1992.
Смолевский В. М., Менхин Ю.В., Силин В. П. Гимнастика в трёх измерениях. - М.: Физкультура и спорт, 1979. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений. -Пер. с польского, ред. А. Скородумова, М.: Физкультура и спорт, 1998.
Теория и методика физического воспитания. Том 2. Методика физического воспитания лиц различного возраста. / Под общ. ред. А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева. -М.: Физкультура и спорт, 1968.
Уилмор Дж. X., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двигательной активности. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
Физиология мышечной деятельности. — Учебник для ифк./ Под ред. Я. М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
Хоули Э. Т., Френке Б. Д. Оздоровительный фитнесс. — Киев: Олимпийская литература, 2000.
Энока Р. М. Основы кинезиологии. — Киев: Олимпийская литература, 1997.
Дополнительная литература
Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск: Наука, 2-е изд., 1989.
Актуальные проблемы физического воспитания школьников. Материалы Всерос. науч. конф. Мин-ва РФ по физ. культуре, спорту и туризму/ под ред. Ю.В. Менхина. — Малаховка: МГАФК, 1999.
Андреев Ю. А. Раздумья о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
Апарин В. Е. Физкультура для среднего и пожилого возраста. — М,: Физкультура и спорт, 1985.
Атлетизм. Научно-методический сборник.— М.: МО-ГИФК, вып. 1,3,5, 1989.
Афанасьев А. А. Йога пранаяма. Дыхательная система йогов. — Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1990.
Белокопытова Ж. А. Художественная гимнастика. Поурочная программа обучения упражнениям без предметов и с предметами. — Мет., разр. для ст-ов, слушат., ф-та повыш. квал. вузов и препод, школ. — Киев: Киевский ГИФК, 1982.
Богачихин М. М. Урок китайской гимнастики. — М.: Советский спорт, вып. 1, 1990.
Борискевич В. Е. Организационные и методические принципы системы аэрофитнесс. - ж. «Теория и методика ф.к.», 1997, № 8, 1998, № 3.
Булгакова Н. Ж., Васильева И. К. Аквааэробика. — Метод, разраб. для ст-ов, аспир., слушат, фпк, М.: РГАФК, 1998.
Букреева Д. П., Косилов С. А., Тамбиева А. П. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. — М.: Педагогика, 1975.
Бутпейко Б. И. Новое в понимании здоровья. — ж. «Теория и практика ф.к.», 1988, № 7.
Васильев Т. Э. Начала хатха-йоги. — М.: Прометей, 1989.
Васнева Т. М., Тетерников Л. И. Йога - как система и практика. Философско-критический анализ, — Душанбе: Ирфон, 1990.
Виноградов П. А., Гуськов С. И. Рекреация по-американски. — М.: Знание, 1990.
Губанов В. А., Губанова М. И. Проведение занятий гимнастов с музыкальным сопровождением. — М.: 1988.
Губанова М. И., Дружков А. Л., Табаков С. Е. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздниках. — М.; 1995.
Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. — Минск: Высшая школа, изд. 3-е, 1985.
Делиев И. Проблемы судейства в фитнессе. — ж. «Фитнесс ревю», 1998, № 7.
Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. — М.: Медицина, 1988.
Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка.— М.: Физкультура и спорт, 1986.
Жидков С. Н. Российская йога. — М.: Московский рабочий, 1990,
Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. -М.: Физкультура и спорт, изд. 2-е, 1970.
Земское Е. А. Гимнастика во время рабочей паузы, -Метод, разраб. для ст-ов ифк, - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
Зубков Л. Н„ Очановский А. П. Хатха-йога для начинающих. - М.: Медицина, 1991.
Зыков Б.К., Лотоненко А. В., Родионова П. И. Музыкальные ритмы здоровья. — Воронеж: Центр.-черноземное книж. из-во, 1990.
Иваницкий А. В., Матов В. В., Иванова О. А., Шараба-рова И. Н. Ритмическая гимнастика на ТВ. — М.: Советский спорт, 1989.
Иванова О. А. Комнатная гимнастика. — М.: Советский спорт, 1990.
I
Иванова О. А., Лукьянова Е. А. Американские фитнес-стандарты в занятиях с пожилыми. — М.: НАС, 1992.
Ивлев М.П., Шестаков М.П., Тэй Ю Сиан. Китайская гимнастика ушу. — Метод, разраб., М.: РГАФК, 1997.
Китайская цигун-терапия. — М.: Энергоатомиздат, 1991.
Козлова Л. В. Домашний шейпинг для начинающих. — М.: 1991.
Корнюхин Д. Фитнесс по-нашему. — ж. «Архитектура тела и развитие силы», 2001, № 2.
Кочегпкова И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. — М.: Советский спорт, 1989.
Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. — М.: Знание, 1991.
Круцевич Г.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре. — Киев: Здоровье, 1985.
Крючек Е. С, Кудашова Л. Г. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. - Учебное пособие, СПб: 1994.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.; Физкультура и спорт, 1987.
Кызим П. Н., Алабин В. Г., Макурин Ю. К., Мулла-гилъдина А. Я. Акробатический рок-н-ролл. — Учебное пособие, Харьков: Основа, 1999.
Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. — П.: Медицина, 1991.
Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
Лисицкая Т. С, Сиднева Л. В. Учебник по аквааэроби-ке. - Троицк: Тровант ЛТД, 1998.
Лисицкая Т. С, Сиднева Л. В. Хореография в аэробике. - Троицк: Тровант ЛТД, 2000.
Лубшев М.А., Менхин А. В. Атлетическая гимнастика — оздоровительный и массовый вид гимнастики. — Мет. разраб., М.: РГАФК, 1996.
Майкова О. А. Гимнастика в нашем доме. — Кемерово: Притомское из-во, 1992.
Маслов А. А., Подщеколдин А. А. Уроки китайской гимнастики. — М.: Советский спорт, вып. 3, 1990.
Медина Е. Правила здоровой жизни. — ж. «Архитектура тела и развитие силы», 2000, № 4.
Медина Е. Фитнесс для всех. — ж. «Архитектура тела и развитие силы», 2000, № 5 и 6.
Менхин А. В., Попов Ю. А., Шаниязов А. М. Батут для гимнастов. — Ашхабад: Магарыф, 1990.
Менхин Ю. В. Гимнастика в высших и средних специальных учебных заведениях. — Учебное пособие, Малаховка: МОГИФК, 1987.
Менхин Ю. В., Биндусов Е. Е„ Попадъина Л. В. Оздоровление людей среднего возраста, занимающихся умственным трудом. — Учебное пособие, Гос. ком. РФ по физ. культуре и туризму, Малаховка: МГАФКД999.
Менхин Ю. В., Волков А. В. Начала гимнастики. — Киев:
Здоровье, 1980.
Менъшуткина Т. Г., Шибалкина М. Г., Хорольская И. Р. Плавание в массовой физкультурно-оздоровительной работе с населением. — СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996.
Методика занятий ритмической гимнастикой с населением. — Метод, указания для преподавателей школ, пту, вузов, Комитет по физ. культ, и спорту. М.: Управление гимнастики, 1984.
Миллер Е. Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки. — ж. «Теория и практика физ. культуры», 2000, № 9.
Мороз Р. П. Стань сильным. — М.: Физкультура и спорт,
1983.
Москатова А. К. Гармония и здоровье. — Учебное пособие по валеологии для ст-ов, магистров, аспирантов и преподав., М.: РГАФКД999.
Музыка и танцы на уроках гимнастики, (под ред. В. И. Мамзина), Учебное пособие, Волгоград: ВГАФК,
1996.
Мякинченко Е. В., Ивлев М. П., Шестаков М. П. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике. — ж. «Аэробика», 1999 — осень.
Новикова М. Сравнение фитнесса в разных федерациях. — ж. «Архитектура тела и развитие силы», 1997, № 12.
Нормативные требования советской системы физического воспитания, (под общ. ред. Е. Я. Бондаревского, И. Т. Осипова). - М., 1976.
Обучающее руководство. Фитнесс 24 часа. — Учебное пособие для инструкторов, 3-е изд., APEX, 1997.
Общеразвивающие упражнения. — Пособие для преподавателей, М.: ГЦОЛИФК, 1975.
Петров В. К. Грация и сила. — М.: Советский спорт, 1989.
Попов Ю. А. Пирамидковые упражнения. - Мет. разработка для ст-ов ифк, М.: Советский спорт, 1991.
Правила проведения конкурсов по шейпингу. — Международная федерация шейпинга, СПб.: МФШ, 2001,
Правила соревнований по акробатическому рок-н-роллу. — Федерация по акробатическому рок-н-роллу России, М.: 1998.
Прохорцев И. В. Шейпинг — высокая технология в социальных программах для женщин. — СПб.: 1989.
Рахматов А. Г. Гидроаэробика. — ж. «Наука и жизнь», 1993, № 7.
Рейзин В. М. Гимнастика и здоровье. — Минск: Полымя, 1984.
Рейф И. Полчаса побеждающие усталость. Восстановительная статическая гимнастика. — М.: Советский спорт, 1994.
Разин Е. Ю. Содержание и методы работы с группами начальной гимнастической подготовки. — Мет. разраб. для ст-ов ифк. М.: ГЦОЛИФК, 1991.
Розин Е. Ю. Гимнастика, возраст и мастерство. Педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием. - М.: ФОН, 1997.
Романенко В. А., Максимович В. А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. — М.: Физкультура и спорт, 1986.
Сандерс М. Гидроаэробика: круговая тренировка в воде. — М.: Национальная школа аэробики, 1990.
Сборник комплексов производственной физкультуры. — М.: ВС ДСО профсоюзов, 1988.
Селуянов В. Н., Мякинченко Е. Б. Основы теории оздоровительной физической культуры. — Учебное пособие для ифк, М.: РГАФК, 1994.
Семёнов Л. П. Советы тренерам. — Сборник упражнений и методических рекомендаций, М.: Физкультура и спорт, 1964.
Сиднева Л. В. Слайд — аэробика, — Троицк: Тровант ЛТД, 1997.
Сиднева Л. В. Степ — аэробика. — Троицк: Тровант ЛТД, 1997.
Сиднева Л. В. Учебное пособие по аэробике на мячах. -Троицк: Тровант ЛТД, 1997.
Сиднева Л. В., Алексеева Е. П. Учебное пособие по базовой аэробике. — Троицк: Тровант ЛТД, 1997.
Сила и здоровье. (Составители: А. П. Колтановский, В. В. Абушкевич); — Метод, рекомендации для индивидуальных и семейных занятий оздоровительной силовой гимнастикой способом круговой тренировки. М.: ЦС ВФСО «Динамо», 1990.
Смирнов В. А. Физическая тренировка для здоровья. -Л.: 1991.
Соколов Г. Я., Алябышев А. П. Основы техники парно-групповых акробатических упражнений. — Учебное пособие, Омск: Омский ГИФК, 1988.
Сулимцев Т. И. Основы методик немедикаментозной реабилитации. — Учебное пособие, Малаховка: МОГИФК, 1994.
Сулимцев Т. И., Сахно А. В. Медико-педагогические аспекты оздоровительной физической культур различных категорий населения, включая лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов. — Учебное пособие, Малаховка: МОГИФК, 1993.
Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. (Составители: Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: Спортакадемпресс, 2001.
Укран М. Л., Смолевский В. М., Шлемин А. М. Атлетическая гимнастика. — М.: Физкультура и спорт, 1965.
Филиппова Ю. С. Оздоровительная аэробика. — Метод, разработка, Новосибирск: 1995.
Формирование познания в нетрадиционных видах гимнастики. МГК по народному образованию, ГЦОЛИФК. — Метод, рекоменд. для учителей физ. культ, в школе, спту.
(Состав.: В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев, Г. А. Колодниц-кий), - М.: 1990.
Френсис Л. Методика преподавания оздоровительной аэробики. — М.: Национальная школа аэробики, 1992.
Художественная гимнастика. Учебник для ифк. / Под ред. Т. С. Лисицкой. — М.: Физкультура и спорт, 1982.
Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста. — Учебное пособие, СПб.: ГАФК им. Лесгафта, 1997.
Шенкман С. Рецепты целительного питания. — Челябинск, 1991.
Шенкман С. Что такое стретчинг. — ж. «Физическая культура в школе», 1987, № 10.
Шейпинг сегодня и завтра. — Тезисы 5-й научно-практ. конференции. /Под ред. А.И. Пшендина, СПб.: МФШ, Колледж шейпинга, 1998.
Шокиров К. К. Упражнения циклического характера на стандартных гимнастических снарядах. — Метод, разраб., М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Эрбах Б., Полъстер У. Гимнастика круглый год. — Минск: Полымя, 1984.
Язловский В. С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. — Киев: Здоровье, 1987.
Содержание
Предисловие................................................................................................. 3
Введение: Проблемы здоровья человека............................................. 5
Часть первая. Научно-методические основы
оздоровительной гимнастики............................... 12
Глава I. Научные основы оздоровительной
гимнастики.............................................................................. 12
1.1. Гимнастика как базовая учебная дисциплина.... 12
1.2. Естественно-биологические основы оздоровления......... 19
1.3. Социально-педагогические аспекты оздоровительной гимнастики 39
1.4. Методологические основы оздоровительной гимнастики 47
Часть вторая. Информационно-ознакомительные
характеристики ОВГ............................................. 67
Глава П. Гимнастика оздоровительно-кондиционной
направленности................................................................. 67
П.1. Гигиеническая гимнастика..................................................... 67
П.2. Ритмическая гимнастика ........................................................ 78
П.З. Гимнастическая аэробика...................................................... 87
11.4. Шейпинг.................................................................................... 95
11.5. Атлетическая гимнастика................................................. 106
П.5. Изотон....................................................................................... 120
И.7. Водная гимнастика................................................................ 129
П.8. Восточные системы оздоровительной
гимнастики............................................................................ 141
П.9. Оздоровительный фитнесс.................................................. 161
Глава III. Гимнастика оздоровительно-спортивной
направленности............................................................... 179
IIIЛ. Снарядовая гимнастика..................................................... 180
111.2. Акробатика ......................................................................... 187
111.3. Художественная гимнастика.......................................... 195
Ш.4. Спортивная аэробика......................................................... 211
111.5. Акробатический рок-н-ролл........................................... 218
111.6. Спортивный фитнесс......................................................... 223
111.7. Групповая гимнастика «Евротим»................................ 225
Часть третья. Методика оздоровительной
гимнастики.............................................................. 232
Глава IV. Методические основы оздоровительной
гимнастики........................................... _ 232
IV. 1. Формы занятий оздоровительной
гимнастикой.................................................... 232
IV.2. Содержание оздоровления............................. 252
IV.3. Методические принципы применение
упражнений развивающего характера........... 282
IV.4. Контроль в оздоровительной гимнастике..... 290
Глава V. Особенности построения оздоровительных
занятий по гимнастике................................... 302
V.I. Оздоровительный фитнесс .............................. 302
V.2. Занятие по общей физической подготовке .... 307
V.3. Комплексно-комбинированное занятие.......... 311
V.4. Основная гимнастика....................................... 322
Глава VI. Агитационно-пропагандистские формы
оздоровительной гимнастики...................... 329
VI.1. Гимнастические выступления........................ 329
VI.2. Конкурсы и шоу-программы.......................... 350
VI.3. Массовые соревнования................................. 363
Заключение...................................................... 371
Литература....................................................... ......... 372
Торговая фирма «Ф6НИК0»
«•Оптовая и розничная торговля книжной продукцией
*- Быстрообновляемый разнообразный ассортимент
«-Своевременная доставка книг
контейнерами
и/или автотранспортом в любую
точку России «■Разумные цены и гибкая система
скидок
Наш адрес:
Г. Ростов-на-Дону.
пер. Соборный. 17. Тел. (8632) 62-44-72, 44-19-03, 44-19-04; факс: 62-45-94, 62-38-11. E-mail: [email protected] Web: http://www.phoenix.ic.ru
Юрий Владимирович Менхин Анатолий Владимирович Менхин
Оздоровительная гимнастика: теория и методика
Ответственные редакторы
Оформление обложки
Корректор
Компьютерная верстка
М. Хазизянц, Я. Крутий Л. Полякова И. Елисеев
В. Полякова
Лицензия ЛР № 065194 от 02.06.97
Сдано в набор 12.02.2002.
Подписано в печать 20.03.2002.
Формат 84x108 1/32. Бумага типографская.
Печать офсетная. Гарнитура School.
Тираж 10 000 экз. Заказ № 148.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-00-93. Том 2. 953 000 - книги, брошюры.