Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

активизировать синонимический словарь, включающий слова с конкретным и переносным значением;

правильно употреблять в речи отработанную лексику; практически пользоваться изучаемыми грамматическими фор­мами слов и конструкциями предложений;

четко, слитно, с правильным ударением и правильным произно­шением звуков произносить слова различного звуко-слогового состава, соблюдать правила орфоэпии;

безошибочно, каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—80 слов), включающий изученные орфо­граммы и знаки препинания в конце предложения; проводить:

а) разбор звукового состава слов, определять гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соотносить количество звуков и букв в словах;

б) разбор по составу слова (находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание);

в) разбор по частям речи (у имен существительных: определять род, склонение, число, падеж; у имен прилагательных падеж; у глаголов — время, число, спряжение, род);

г) синтаксический разбор (определять вид предложения по ин­тонации, устанавливать связь слов в предложениях, выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды), устанавливать связь между ними по вопросам);

читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (80—100 слов в минуту), выражая от­ношение к прочитанному с помощью интонации, и про себя (100— 120 слов в минуту), определять свое отношение к событиям, по­ступкам героев, фактам с помощью интонации, применять; эти уме­ния при чтении художественной, научно-познавателыюй и детской справочной литературы периодически по заданию учителя и по личной инициативе;

пересказывать прочитанное — подробно, кратко, выборочно;

составлять устные высказывания с элементами описания и рас­суждения по изучаемым темам;

писать изложение текста (70—90 слов);

составлять и записывать рассказ о случаях из своей жизни, по картине;

в соответствии с правилами культуры общения выражать прось­бу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Учащиеся должны знать:

словарь по изучаемым темам;

алфавит;

изученные части речи (существительное, прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог) и их признаки;

названия главных членов предложения (подлежащее, сказуе­мое) и второстепенных (без деления на виды); однородные члены предложения; названия частей слова: корень, окончание, пристав­ка, суффикс;

наизусть 25—30 стихотворений.

Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся

Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оце­ниваться дифференцированно с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, навыков, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы Русского языка за определенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами рече­вой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением педагогического совета с учетом сложности структуры речевого дефекта.

Развитие речи

При проверке знаний, умений, навыков по разделу русского языка «Развитие речи» учитываются:

1. Знание учащимися изученной лексики.

2. Практическое владение изученными грамматическими фор­мами слов и конструкциями предложений.

3. Развитие связной речи, логичность построения и ее речевое оформление.

Отметка «5» ставится ученику, если он:

правильно употребляет в речи лексику по изучаемой тематике.

В III—V классах допускаются 1—2 ошибки из смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;

правильно образовывает и изменяет слова, а также строит сло­восочетания и предложения в соответствии с требованиями грамматики. Допустимы 1—2 ошибки при построении распространенного редложения (с 6—7 и более членами предложения) или сложного предложения;

умеет поставить вопрос, дать краткие и распространенные ответы, самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на изучаемую тему (III- V кл.), активно высказываться в процессе беседы;

умеет строить относительно развернутые высказывания при сое ставлении рассказов по картинам ила серии картин, по диафильмам, по наблюдениям на экскурсии, описанию отдельных предметов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова или самостоятельно излагать материал логично и последовательно. Может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию и 1— 2 лексико-грамматических или фонетических ошибок.

Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но при этом ученик:

новый словарь по теме использует не всегда точно и правильно, может допустить 2—3 ошибки на смысловую замену слов;

при употреблении сложных предложений нуждается в помощи, учителя, может допустить 2—3 ошибки на изменение формы или связи слов в предложении;

строит недостаточно развернутые высказывания (II—V кл.), допускает 2—3 ошибки по содержанию и 3—4 лексико-грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится ученику, если он: допускает 4—5 ошибок на смысловую замену слов; употребляет предложения более простой грамматической структуры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4—5 грамматических ошибок при построении предложений;

достаточно инициативен в беседе, ответах на вопросы, пользуется в основном краткими ответами, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, нуждается в систематической помощи учителя; допускает 4—5 ошибок по содержанию, 4—5 лексико - грамматических ошибок.

Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится, во всех остальных классах ставится, если ученик:

недостаточно усвоил новый словарь по теме, неверно употреб­ляет слова, допуская более 5 ошибок на смысловые замены слов, использует простые нераспространенные предложения, допуская более 5 грамматических ошибок;

не умеет последовательно и связно строить высказывания, вы­делять существенные свойства описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания выска­зывания, допускает более 5 ошибок по содержанию при использо­вании помощи учителя и 5—7 и более лексико-грамматических ошибок.

Произношение

Оценивая успехи в формировании у детей с общим недоразви­тием речи фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее: 1) умение пра­вильно и четко произносить отработанные звуки в словах опреде­ленной слоговой сложности, предусмотренных программными тре­бованиями; 2) сформированность слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отли­чать их от других звуков речи; 3) умение правильно и четко про­износить слова той или иной слоговой сложности в объеме про­граммы; 4) внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но так­же и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Напри­мер, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном — I классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно сфор­мировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.

Оценка выставляется за работу ученика на уроках по форми­рованию произношения.

Отметка «5» ставится, если ученик успешно овладевает пра­вильным произношением запланированных звуков речи; усвоенные звуки правильно произносит в словах определенной слоговой слож­ности в объеме программы; дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам; внятно и правильно произносит слова различной слоговой сложно­сти в связной речи, соблюдая необходимое ударение и интонацию. Может быть допущено не более 1—2 ошибок.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установлен­ные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звук изолированно, он произносит его в слогах недостаточно четко; допускает искажения, замену или смешение звуков; не всегда может выделить звук из состава слова; допускает отдельные ошибки при произношении слов той или иной слоговой структуры, смотренных программой; ошибается в постановки ударения, в соблюдении интонации.

Отметка «3» ставится, если ученик ниже своих возможностей овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов, плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими акустически близкими звуками; допускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недо­статочной мере принимает помощь учителя.

Отметка «2» в подготовительном классе и в I не ставится. Во II классе выставляется, если ученик не овладевает запланиро­ванным речевым материалом: неправильно произносит изученные ранее звуки, допускает частые ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, в постановке ударения. Исключение составляют учащиеся, зачисленные во II класс из общеобразова­тельных школ.

Грамматика и правописание

Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольный работ.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и частоте определяется учителем с учетом специфики изучаемой темы, степенью се сложности, а также особенностями речевого развития учащихся каждого класса.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.

В подготоштельном или I классе (если дети не обучались в подготовительном классе) итоговые контрольные работы проводят­ся лишь в конце первого полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с учителем.

В один учебный день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недоли — не более двух.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день 1 четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Наши рекомендации