Введение. (на примере экологических организаций)

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ

(на примере экологических организаций)

Научно-методическое пособие

Санкт-Петербург

ББК

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО

Рецензенты:

Л.И. Гущина, доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПбАППО, кандидат педагогических наук

Н.И. Корякина, руководитель Санкт-Петербургского отделения Всероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры», кандидат педагогических наук

Гущина Э.В. Неформальные профессиональные сообщества педагогов (на примере экологических организаций): Научно-методическое пособие / Э.В. Гущина. – СПб.: СПб АППО. – с.

В пособии анализируются особенности современного неформального экологического образования как социально-педагогического явления, рассматривается роль неформальных эколого-образовательных сообществ в становлении и развитии современной модели непрерывного экологического образования.

На примере действующей эколого-образовательной общественной организации приводится методика ее создания и структура. Характеризуются функции общественной организации как центра профессионального роста и привлечения педагогов к эколого-образовательной деятельности, а также ресурсы развития общественных организаций и их взаимодействия с структурами формального постдипломного педагогического образования.

Пособие адресовано широкому кругу педагогов как теоретическая и методическая поддержка в повышения своей профессиональной и социальной компетентности, в определении своей позиции и роли как участника существующих неформальных объединений педагогов, в создании новых общественных объединений как центров неформального образования, развития активности и лидерских качеств не только самих педагогов, но и подрастающего поколения.

© Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического

образования, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Неформальное экологическое образование как педагогическое и общественно явление………………………………………………………

1.1. Неформальное образование в структуре непрерывного образования..

1.2. Этапы «зеленого» движения и развития эколого-образовательных сообществ……………………………………………………………………..

II. Модель эколого-образовательной общественной организации как субъекта неформального образования……………………………………

2.1. Организационно-правовая основа и принципы деятельности общественных организаций в области образования……………………….

2.2. Этапы и факторы развития общественной организации как эколого-образовательного сообщества педагогов…………………………………………

2.3. Общественная организация как центр профессионального роста и привлечения педагогов к эколого-образовательной деятельности…………

2.4. Проектная деятельность как основополагающая технология образовательной общественной организации……………………………

2.5. Ресурсы развития эколого-образовательных сообществ педагогов…..

Заключение……………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………….

Список сокращений…………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………

Приложение 1 Санкт-Петербургская общественная организация «Федерация экологического образования»: информация об организации ……………….

Приложение 2 Основные направления и результаты деятельности Санкт-Петербургской общественной организации «Федерация экологического образования»………………………………………………………………………

Приложение 3 Социально значимый проект «Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья……………………………………………………………..»

Приложение 4 Эколого-образовательный проект «Мой выбор – атомная энергия»…………………………………………………………………………

Введение

Активизация интереса к неформальному образованию (НО) на государственном уровне – новое явление в российской педагогической науке и практике. В Стратегии развития российского образования до 2020 г. была предложена для обсуждения и анализа модель дополнительного профессионального образования, сочетающая формальное, неформальное и информальное образование, которая призвана обеспечить потребность педагога в непрерывном освоении инновационных знаний, современных технологий и использовании их в образовательной практике.

Известный американский специалист в области образовательных реформ Майкл Фуллан отмечает, что «самая большая революция – это реформа профессии педагога». Новый профессионализм предъявляет новые требования к самому обучению педагогов, которые все больше и больше работают с людьми за пределами своих образовательных учреждений, что требует целой гаммы новых навыков, отношений и ориентаций. Этот «новый профессионализм – совместный, взаимный, а не автономный; скорее открытый, чем закрытый; скорее космополитический, чем изолированный, и авторитетный, а не контролирующий» [37, с.248].

В настоящее время большие надежды и ответственность по подготовке активной, мобильной, самореализующейся личности, способной принимать взвешенные решения, обладающей чувством ответственности, высоким уровнем общей и профессиональной культуры возлагаются на профессиональное сообщество педагогов [27]. Задача возрождения сообществ профессионалов поставлена также в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020».

Наблюдается активный всплеск общественно-педагогического движения в области профессионального обра­зования. В условиях развития гражданского общества, демократизации об­щественной жизни появляются все новые профессиональные объединения наиболее компетентных и деятельных представителей науки, образования, культуры, бизнеса.

Неотъемлемой составляющей профессионализма современного педагога является экологическая компетентность, а необходимым компонентом современного образования – образование в области окружающей среды (ОООС), которое «…должно подготовить каждого к тому, чтобы жить с пониманием главных проблем меняющегося мира, а также снабдить каждого навыками и приемами, необходимыми для плодотворного участия в улучшении жизни окружающей среды со всей ответственностью, диктуемой этическими нормами» [38]. В российской педагогической практике основу ОООС традиционно составляет экологическое образование (ЭО), которое рассматривается и развивается в настоящее время как интегративная образовательная область.

В развитии новой модели российского образования целесообразно опереться на опыт ЭО, в котором сформировалась и продолжает развиваться практика неформального образования детей и педагогов, накоплен опыт взаимодействия формального и неформального образования, его организационной и финансовой поддержки,

Отличительной особенностью ЭО является то, что процесс его институциализации характеризуется проникновением во все сферы жизнедеятельности общества: образование, науку, политику, управление, культуру, экономику, образ жизни каждого человека.

Одним из ресурсов непрерывного повышения профессиональной компетентности в области ЭО, а также адаптации педагогов к стремительно изменяющейся социально-культурной и экономической ситуации, повышения экологической грамотности населения в целом является развитие деятельности эколого-образовательных сообществ – неформальных сообществ людей, объединенных целями, ценностями, проблемами, интересами и деятельностью в области ЭО и просвещения.

В первой главе пособия приводится анализ особенностей современного неформального экологического образования как социально-педагогического явления. На примере неформальных эколого-образовательных сообществ рассматривается их роль в становлении и развитии современной модели непрерывного экологического образования.

Вторая глава посвящена процессу моделирования эколого-образовательной общественной организации. Рассматриваются организационно-правовая основа и принципы деятельности общественных объединений в области образования. На примере действующей эколого-образовательной общественной организации приводится методика ее создания и структура. Анализируются функции общественной организации как центра профессионального роста и привлечения педагогов к эколого-образовательной деятельности, технология образовательного проектирования, а также ресурсы развития общественных организаций и их взаимодействия с формальными структурами постдипломного педагогического образования.

Содержание пособия позволяет рассматривать его как методическую поддержку широкого круга педагогов в поиске путей повышения своей профессиональной и социальной компетентности, в определении своей позиции и роли как участника существующих неформальных объединений педагогов, в создании новых общественных объединений как центров неформального образования и социальной активности не только самих педагогов, но и их воспитанников.

Наши рекомендации