ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет
физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,
Санкт-Петербург»
КАФЕДРА социально-гуманитарных дисциплин
ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____
Проверил:
Н.Л. Захаров,
профессор кафедры
социально-гуманитарных дисциплин,
доктор социологических наук,
доцент
Исполнитель:
аспирант (соискатель)
кафедры ___________
И. И. Иванов
Научный руководитель:
П. П. Петров,
должность, учёная степень, учёное звание
Санкт-Петербург
20__
Тематика рефератов по дисциплине «История и философия науки»
1. Наука, её место и роль в духовном освоении действительности.
2. Современная наука и теистический эволюционизм.
3. Наука и искусство. Научно понятийная и образная картины реальности.
4. Специфика научного познания в сравнении с религиозным и художественным познанием.
5. Основной цикл научного познания.
6. Проблемы научного поиска.
7. Научная проблема.
8. Научная дискуссия.
9. Классификация наук: история и современное состояние
10. Наука как социальный институт.
11. Философия и наука: родство и различие.
12. Взаимодействие философии и гуманитарного знания.
13. Роль философии в развитии науки.
14. Предмет, структура и функции философии науки.
15. Особенности социально-гуманитарного познания
16. Исследование феномена науки и её соотношения с философией в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля.
17. Учение Платона о душе .
18. Учение Аристотеля о душе.
19. Учение о душе в Средние века.
20. Учение Ф. Бэкона о науке («Новый органон»).
21. Р. Декарт о науке и методе научного исследования («Рассуждение о методе»).
22. Роль Р. Декарта в развитии философских основ психологии.
23. Психофизическая проблема в Новое время.
24. И. Кант об основаниях научного знания и методологической функции метафизики («Критика чистого разума»).
25. В. Вундт: обоснование психологии как науки о непосредственном опыте.
26. Разработка Д. Дьюи прагматизма, как философской основы психологии.
27. З. Фрейд и его философия психологии.
28. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта.
29. В. И. Вернадский о науке и её роли в становлении ноосферы («О науке»; «Научная мысль как планетное явление»).
30. Г. Риккерт о науке («Науки о природе и науки о культуре»).
31. М. Вебер о науке и «рационализации» мира («Наука как призвание и профессия).
32. Г. Гадамер о научном познании («Истина и метод»).
33. И. Пригожин, И. Стенгерс о сущности синэргетики («Порядок из хаоса»).
34. Д. Бернал о роли науки в жизни общества («Наука в истории общества»).
35. К. Поппер и его концепция развития науки («Логика и рост научного знания»).
36. Концепция смены научных парадигм Т. Куна («Структура научных революций).
37. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса («Доказательства и опровержения»).
38. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда («Наука – миф современности». «Наука в свободном обществе»).
39. Этические аспекты науки.
40. Этические проблемы современной науки.
41. Основания научных исследований по Дж. Холтону («Тематический анализ науки»).
42. Наука и общество по М. Малкею («Наука и социология знания»).
43. Основания и проепосылки научного познания.
44. Научноная картина мира и стиль научного мышления.
45. Идеалы и нормы научного познания
46. Методы построения научных теорий.
47. Абстрагирование и идеализация в научном познании.
48. Взаимодействие эксперимента и теории в их развитии.
49. Научное предвидение, его формы и возможности.
50. Роль интуиции и дедукции в современной науке.
51. Проблемы объяснения и понимания в научном познании.
52. Язык как средство построения и развития наука.
53. Виды научных гипотез и их эвристическая роль.
54. Системно-структурные исследования и их место в современной науке.
55. Роль аналогии в научном познании.
56. Моделирование в науке.
57. Структура и функции научной теории.
58. Проблема истины в научном познании.
59. Идеалы и нормы научного познания.
60. Научная картина мира и стиль научного мышления.
61. Возникновение античной науки: атомистическая научная программа.
62. Научная программа Аристотеля.
63. История развития науки в эпоху эллинизма
64. Наука в Средние века.
65. Формирование науки Нового времени в трудах Галилея.
66. Научная программа Ньютона.
67. Научные революции и смена типов научной рациональности.
68. Информационные технологии в современной науке.
69. Коэволюционная стратегия в современной науке.
70. Экологическая проблематика в современном научном мировоззрении.
71. Человек как философская и педагогическая проблема.
72. Педагогика и философия образования.
73. Творчество и современная система образования.
[1] Первый вопрос в каждом билете: краткое содержание реферата по избранной теме.