В4 Типы односоставных предложений
1. Среди предложений 1 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1)Юлия Сергеевна спросила себя: хорошо ли она поступила, что отказала человеку потому, что ей не нравится его наружность? (2) Правда, это нелюбимый человек, выйти за него значило бы проститься навсегда со своими мечтами, своими понятиями о счастье и супружеской жизни. (3) Однако встретит ли она когда-нибудь того, о ком мечтала? (4) Полюбит ли? (5) Ей уже двадцать один год. (6) Женихов в захолустном городе нет, что ей давно очевидно. (7) Она представила себе всех знакомых мужчин – чиновников, педагогов, офицеров.
2. Среди предложений 1 – 8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
(2)Вероятно, теперь я лучше понимаю, что такое духовная культура. (2) Духовная культура – это не внешнее многообразие впечатлений жизни, не театры, балет и книги, а внутренняя беспредельность человека, которая открывается ему через верования, обычаи и знания, накопленные веками. (3) Иногда их трудно оправдать логически, но они содержат свое оправдание в самих себе, как дороги, поскольку они куда-то ведут. (4)Дурная литература, пытаясь насытить культурный голод своего читателя (он обычно молод и наивен), часто повествует об экзотике и странствиях, но проповедует нам бегство от самих себя. (5) Разумеется, пускаясь в эти странствия, мы бежим именно в поисках беспредельности. (6) Но духовную беспредельность нельзя найти на дороге. (7) Она созидается в нас самих. (8) Бегство само по себе никого никуда не приводило.
3. Среди предложений 7—10 найдите простое односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.
(7)Но некоторые животные приспосабливаются жить в
техногенном мире, мирясь с беспокойством и опасностями, идущими
от людей. (8) Малая часть животных издавна оказалась способной
принять покровительство человека и жить с ним рядом. (9) Вспомним
наших друзей: аистов, ласточек, скворцов, воробьев, а также
неприятных соседей, ставших у людей захребетниками, – мышей,
крыс, тараканов.
(10)Многие животные не изменили диким своим привычкам, но
вынуждены мириться с близостью человека и даже льнут к его
поселениям, находя выгоды от соседства.
4.Среди предложений 5 – 11 найдите сложное предложение, в состав
которого входит односоставное безличное предложение. Напишите
номер этого сложного предложения.
(5) Он заранее придумывал фразы, какими он ответит жене. (6) Он
вообразил себе горящее, негодующее лицо, заплаканные глаза, поток
жгучих фраз, и тотчас душу наполнило малодушное чувство страха,
знакомое школьникам.
(7) "Э, все равно! – решил он, дернув у своей двери за звонок. (8) – Что
будет, то будет! (9) Коли невыносимо станет, уйду из дома. (10) Выскажу ей
все и уйду куда глаза глядят". (11) Когда он вошел к себе, жена Маша
стояла в передней и с вопросом глядела на него.
5.Среди предложений 5 – 11 найдите сложное предложение,
которое включает в себя неопределенно-личное
предложение. Напишите его номер.
(5) Сам по себе мир лишен злой воли, он предоставляет нам
факты. (6) Роль человека в том и состоит, чтобы разобраться в
фактах, предлагаемых ему жизнью, организовать их и построить
более справедливый мир. (7) Конечно, в лесах водятся дикие звери,
а в городах встречаются жестокие люди. (8) Конечно, природа часто
создает хаос, а не порядок. (9) Оставьте природе участок земли —
она превратит его в джунгли, только человек может создать сад.
(10) «Черных» авторов нашей эпохи обоснованно упрекают в том,
что они постоянно говорят читателю о его диких инстинктах, о его
комплексах и лжи и никогда не говорят о его высоких
нравственных качествах, о счастье и мужестве. (11) «Лучше
говорить человеку о его свободе, — сказал Спиноза, — чем о его
рабской сущности».
6. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.
(1) Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (2) Страдания негров в чужой стране, уральского рабочего вызывают у него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (3) Такие люди могли мечтать, но не могли править. (4) Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благославенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип.