Первоначальное определение темы

Учебное пособие для студентов

Х курсов

Педагогических вузов по специальности

«031000 – Педагогика и психология»

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................ 4

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...... 5

§ 1. Первоначальное определение темы... 5

§ 2. Теоретический анализ информации... 7

§ 3. Организация опытно-экспериментального исследования 8

§ 4. Литературное оформление результатов 9

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................ 13

§ 1. Методы теоретического исследования 16

§ 2. Методы эмпирического исследования 23

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 28

§ 1. Специфика метода эксперимента..... 28

§ 2. Типы экспериментов......................... 30

§ 3. Основные этапы проведения эксперимента 33

ГЛАВА 4. ТЕСТИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ........................................... 36

§ 1. Генезис и развитие метода тестирования 36

§ 2. Типы тестирования........................... 38

§ 3. Тесты школьной успеваемости......... 41

§ 4. Mетодические критерии качества измерений в социальных науках 43

§ 5. Техника построения тестов............... 55

ГЛАВА 5. ПРИМЕНЕНИЕ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (беседа, интервью, анкетирование)................... 59

§ 1. Специфика опросных методов......... 59

§ 2. Метод беседы.................................... 61

§ 3. Метод интервью................................ 61

§ 4. Метод анкетирования....................... 63

ГЛАВА 6. СПЕЦИФИКА МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ 67

ГЛАВА 7. МЕТОДЫ СВОДКИ И ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ........................................... 76

§ 1. Количественная обработка материалов 76

§ 2. Описательная статистика.................. 79

§ 3. Средние показатели результатов..... 80

§ 4. Разброс данных вокруг среднего.... 85

§ 5. Индуктивная статистика................... 87

§ 6. Проблема репрезентативности выборки 89

ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ 96

§ 1. Измерение в науке............................ 96

§ 2. Номинальная шкала....................... 100

§ 3. Порядковая шкала.......................... 101

§ 4. Шкала интервалов.......................... 104

§ 5. Шкала отношений........................... 106

ГЛАВА 9. ЛОГИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 109

§ 1. Актуальность темы......................... 109

§ 2. Противоречие................................. 110

§ 3. Проблема........................................ 111

§ 4. Объект............................................. 114

§ 5. Предмет........................................... 114

§ 6. Цель................................................. 115

§ 7. Гипотеза.......................................... 116

§ 8. Задачи.............................................. 119

§ 9. Методы............................................ 121

ГЛАВА 10. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ...................................... 123

§ 1. Формы научных сообщений.......... 123

§ 2. Требования к структуре научной работы 125

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 131

Оглавление............................................. 135

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представленное учебное пособие является результатом многолетней работы автора в области методологии и методов психолого-педагогического исследования. Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современной образовательной практики. В школах введена ставка «педагог-психолог», также необходимо отметить стремление многих учителей-практиков, работающих в инновационной школе, к организации собственной научно-исследовательской деятельности в сфере образования, поэтому высшие педагогические учебные заведения должны осуществлять подготовку специалистов на высоком теоретическом и методологическом уровне.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, преподавателям кафедр педагогики и психологии, школьным учителям и психологам, аспирантам и соискателям, ведущим самостоятельную исследовательскую работу в сфере образования. Текст составлен на базе действующего государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «031000 – Педагогика и психология», квалификация «педагог-психолог». Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» включена в блок общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

В учебном пособии поэтапно раскрывается методика и методология научной работы в сфере образования. Раскрыты такие методы, как беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование и педагогический эксперимент. Рассматриваются вопросы сводки и обработки результатов исследования, проблемы шкалирования, измерения и психолого-педагогической интерпретации результатов. Представлены требования к составлению научного аппарата психолого-педагогического исследования, требования к оформлению результатов научной работы. Рассмотрение каждой темы завершается вопросами и заданиями для самоконтроля, а также словарём основных понятий и терминов, соответствующих данной теме.

Материал был апробирован автором на протяжении ряда лет в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики Стерлитамакского государственного педагогического института, научных конференциях, в процессе организации методологических семинаров с аспирантами, студентами-старшекурсниками и учителями-практиками.

ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации учебно-воспитательного процесса. Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.

Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов:

 первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

 теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;

 организация опытно-экспериментального исследования;

 литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

Первоначальное определение темы

Чем обуславливается обоснование новой темы в науке? Выбор темы исследования, помимо научного любопытства самого исследователя, во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Выбор темы, как и возможности науки, также определяется особенностями самой науки, ее состоянием и уровнем развития. Каждая наука последовательно проходит и осваивает этапы описательности, систематизации и прогнозирования. Примерно эти же этапы наблюдаются и внутри разделов каждой науки. Например, у большинства естественных наук период описательности прошел в XVIIXIX веках. В прошлом столетии многие великие умы были заняты тем, что пытались систематизировать и классифицировать все известные химические элементы, что закономерно привело одну из таких попыток Д. Менделеева к созданию периодической таблицы химических элементов.

Изучение продуктивности ученых в разных странах привело к такому выводу, что не только социальный заказ придумать, но и жесткий контроль за целями исследования не мешают научному творчеству. Контроль за целями, но не за методами творчества стимулируют новаторство ученых. Излишняя свобода выбора, наоборот, оказывает тормозящий эффект на исследователя, так как многие стараются выбрать менее рискованный, но более проверенный путь. К сожалению, некоторые исследователи придают слишком большое значение внешним факторам в творческом процессе.

Цели деятельности учителя-практика и педагога-психолога, исследующего закономерности в сфере образования, разные. Цель учителя – достижение высоких результатов обучения, что выражается в получении призовых мест на городских, республиканских или международных предметных олимпиадах, в поступлении выпускников в вузы и др. Цель научного исследования можно разбить на три основные задачи, а именно: психолого-педагогическая диагностика, объяснение причинно-следственных отношений между достигнутым результатом и применяемыми средствами, а также прогноз результатов на будущее.

Учитель, методист или директор школы должны отдавать все силы одновременно по всем направлениям в учебно-воспитательной работе. Педагог-исследователь, наоборот, должен стараться глубже изучить только одно направление и работать не со всеми школьниками, а лишь с проблемными детьми, совершенствовать только экспериментальную программу.

Начинающему исследователю, прежде всего, необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать с десяток монографий и три-четыре десятка научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал в форме реферата объемом в 2030 машинописных страниц. В процессе этой работы необходимо размышлять над темой исследования. Со временем, по мере накопления материала, знакомства с новыми концепциями и теориями тема исследования будет систематически обновляться, изменяться. Это вполне естественный процесс научной работы. Наоборот, было бы странно, если бы тема исследования никогда не изменялась. Однако, несмотря на это, с темой необходимо определиться в начале исследования.

Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования должны быть сформулированы в самом первоначальном виде именно на этом этапе исследования. На протяжении всей работы они будут уточняться, все более приближаясь к идеалу.

Наши рекомендации