Тема 3. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познавательной деятельности (5 баллов).
График сдачи СР и технологическая карта по
Педагогической психологии
Статус дисциплины: педагогическая психология
Количество часов на дисциплину: 108
Количество аудиторных часов на дисциплину: 18 ч.- лекции, 36 ч.- семинары.
ФИО преподавателей: Ковязина И.В.
Утверждено на заседании кафедры…….сентября 2016 г. протокол №…
№ | Дисциплина | № | Контрольное мероприятие | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы | Сроки выполнения | ||||||||
Педагогическая психология | 1. | Раздел 1. Предмет педагогической психологии. Тема 1.Предмет и методы педагогической психологии. Конспектирование статей. | Внеаудиторная | До 27. 09. 2016 | ||||||||||
2. | Раздел 2. Психология образования. Тема 2.Сравнительный анализ психологических концепций обучения. Решение психологических задач. Коллоквиум. | Внеаудиторная и аудиторная | До 11. 10. 2016 | |||||||||||
1 аттестация | ||||||||||||||
2. | Раздел 2. Психология образования. Тема 3.Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познавательной деятельности. Конспектирование по плану. | Внеаудиторная | До 29. 10. 2016 | |||||||||||
Раздел 2. Психология образования. Тема 4. Психологические основы компьютеризации и информатизации учебного процесса. Конспектирование по плану. Тестирование 1. Решение задачи. | Внеаудиторная | До 8. 11. 2016 | ||||||||||||
2 аттестация | ||||||||||||||
3. | Раздел 3. Психология воспитания. Тема 5. Психологические основы направленного воспитания. Конспектирование по плану. | Внеаудиторная и аудиторная | До 22. 11. 2016 | |||||||||||
4. | Раздел 4. Психология учебной деятельности. Тема 6. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения знаний. Конспектирование по плану. | Внеаудиторная | До 6. 12. 2016 | |||||||||||
Раздел 5. Психология личности учителя. Тема 7. Личностное и профессиональное развитие педагога.Конспектирование по плану. Тестирование 2. Решение задачи. | Внеаудиторная и аудиторная | 8-14 | До 20. 12. 2016 | |||||||||||
3 аттестация | ||||||||||||||
8. | Зачетная работа | аудиторная | 27. 12. 2016 | |||||||||||
Итого: минимум – 61 балл, максимум – 100 баллов | ||||||||||||||
Содержание самостоятельных работ (приложение к тех. карте)
Тема 1. Предмет и методы педагогической психологии(4 балла).
Задание:конспектирование статей.
1. Гальперин П.Я. «Метод срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996 (2005).
2. Лазурский А.Ф. Об естественном эксперименте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1918-1945). – М., 1980.
Тема 2. Сравнительный анализ психологических концепций обучения(8 баллов).
Задание:решите следующие психологические задачи:
1. Докажите, что психологический смысл процессов обучения, воспитания и развития состоит во внутреннем психологическом преобразовании личности обучаемого. В чем различие двустороннего, педагогического представления об обучении и воспитании от двустороннего психолого-педагогического?
2. Исходя из возрастных психологических особенностей школьников, объясните, как учитель должен учитывать в обучении и воспитании ведущие типы деятельности, характерные для каждого периода возрастного развития (покажите на примерах)?
3. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим (из существующей практики обучения)?
4. В чем принципиальное отличие психологической концепции поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина от других концепций учения (как отечественных, так и зарубежных)?
5. В теории традиционного обучения, как в психологии, так и в педагогике принято считать, что ошибки при обучении неизбежны. Как психологически объясняется принципиальная возможность безошибочного обучения (с позиций теории П.Я. Гальперина)?
6. Как учитывать в процессе обучения и воспитания «противоречивое единство» в развитии мотивационно-потребностной сферы и интеллектуально-познавательных сил ребенка, его операционально-технические возможности?
Методические указания: изучите психологические концепции обучения по списку литературы. Выявите психологический аспект обучения и его связь с воспитанием и развитием. Рассмотрите внешнюю и внутреннюю стороны обучения и связь между ними. Подготовьтесь к коллоквиуму по данной теме.
Литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2008.
2. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.,1868.
3. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. – 1995. – № 1. – С. 36.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
5. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 2000. – № 4.
6. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1984.
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006.
Тема 3. Проблемное обучение и развитие мотивов учебной познавательной деятельности (5 баллов).
Задание:ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Психологическая сущность проблемного обучения
2. Проблемные ситуации (А.М. Матюшкин)
3. Развитие рассуждающего теоретического мышления школьников как основа проблемного обучения
4. Пути создания проблемных ситуаций в обучении
5. Роль проблемного характера обучения в повышении познавательной мотивации школьника.
Литература:
1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М.,1972.
2. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения. Хрестоматия по психологии: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. –М., 2005.
3. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 2000. – № 4.
4. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии, – 1984. – № 5.
5. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
6. Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности учащихся // Вопросы психологии, – 1984. – № 5.
Методические указания: обоснуйте необходимость развития проблемного обучения в нашей стране в 80 гг. (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцева). Проведите аналогию с происхождением трех фаз мыслительного акта (согласно С.Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Покажите связь проблемного характера обучения с познавательной мотивацией школьника.
Тема 4. Психологические основы компьютеризации и информатизации учебного процесса(8 баллов).
1) Задание:ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Психологические основы использования интерактивных технологий в образовании (ИТО).
2. Формы предъявления информации в ИТО.
3. Способы организации деятельности учащихся при использовании ИТО.
4. Преимущества ИТО в сравнении с традиционными формами обучения.
5. Специфика реализации функций учителя при использовании ИТО в обучении.
Литература:
1. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Мн., 2005.
2. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. № 1.
3. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. – Т.6. – № 6. – 1985. – С. 8-28.
4. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384с.
5. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
6. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. – Киев, 1988.
Методические указания: дайте характеристику психологическим аспектам теории программированного обучения. Подчеркните, что использование интерактивных технологий обучения основывается на активном участии школьников. Выделите достоинства и недостатки информатизации образования и проблемы учителя в ее реализации.
Тестирование 1.
1. Выберите правильный ответ:
… - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
· ни один из ответов не верен
· воспитательная деятельность
· учебная деятельность
· педагогическая деятельность
2. Выберите правильный ответ:
… - совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности
· обучаемость
· образованность
· активность
· подвижность
3. Выберите правильный ответ:
… считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки
· Амонашвилли
· Божович
· Выготский
· Леонтьев
4. Выберите правильный ответ:
В современной концепции обучения тезис "Научить знаниям" заменен тезисом "Научить…"
· основными навыками
· делать выводы в соответствии с полученными знаниями
· получать знания
· контролировать знания
5. Выберите правильный ответ:
Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков - это
· игра
· труд
· общение
· учение
6. Выберите правильный ответ:
Материал, который должен быть усвоен называется
· учебным действием
· действием оценки
· учебной задачей
· учебным заданием
7. Выберите правильный ответ:
Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии, является
· Л.С. Выготский
· Л.И. Божович
· А.Н. Леонтьев
· В.В. Давыдов
8. Выберите правильный ответ:
Одним из принципов развивающего обучения, по Л.В. Занкову, является принцип …
· ведущей роли практических умений
· обучения на высоком уровне сложности
· наглядности
· работы над развитием отстающих учащихся
9. Выберите правильный ответ:
Отметка в отличие от оценки выражается в ...
· замечании
· похвале
· одобрении
· баллах
10. Выберите правильный ответ:
Учебная деятельность по теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова характеризуется 3 составляющими: … , структурой и формированием
· содержанием
· процедурой
· проявлением
· динамикой
3) Решите задачу на тему «Педагогическое стимулирование».
В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса:
– Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня.
А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Вопросы и задания:
1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе?
2. Можно ли перенести этот прием на подростков?
3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
Тема 5. Психологические основы направленного воспитания(4 балла).
Задание:ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Стадии морального воспитания по Колбергу.
2. Реализация принципа гуманизма в процессе воспитания школьников.
3. Основные условия морально-нравственного развития учащихся.
4. Формирование потребностей как главный источник мотивов и поступков школьников.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.
2. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М., 1977.
3. Давлетшин Г. Психолого-педагогические основы нравственного поведения и сознания подростков // Сов. Педагогика, 1976, № 9.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
5. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006.
Методические указания: раскройте психологическую сущность процесса воспитания, его внутреннюю сторону как путь к сознанию и смыслу через обращение к психологическим теориям личности (отечественным и зарубежным).
Тема 6. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения знаний(4 балла).
Задание:ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Умственные действия в процессе обучения.
2. Поэтапное формирование умственных действий.
3. Проблема содержательного обобщения в обучении.
4. Проблема управления процессом усвоения знаний.
Литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 2008.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006.
3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. –М., 1975.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение опоэтапном формировании умственных действий. // Хрестоматия по психологии. 1977. – С.417.
5. Психолого-педагогическая характеристика формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др. – М., 1981
Методические указания: Проанализируйте теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Покажите связь между процессом формирования умственных действий и развитием личности школьника. Обоснуйте необходимость руководства умственной деятельностью учащихся как условия формирования у них готовности к усвоению знаний (Н.Ф. Талызина).
Тема 7. Личностное и профессиональное развитие педагога(8 баллов).
1) Задание:ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Концепция профессионального становления.
2. Личностное и профессиональное становление педагога.
3. Внутриличностный конфликт учителя.
4. Синдром эмоционального сгорания учителя.
5. Психологические условия успешного профессионального развития и личностного роста учителя.
Литература:
1. Аминов Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности // Вопросы психологии. – 1994. –№ 5. – С. 145.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. Гл. 9. Я-концепция учителя. с. 302; Гл. 10. Подготовка учителей. С. 333.
3. Выготский Л.С. Психологическая природа труда учителя / Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
5. Кожевникова Э.П. Психологические особенности возникновения педагогической индифферентности. – Тобольск, 1999.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
7. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. – 1998. – № 3.
8. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. – 1990. – № 3.
9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2003.
Методические указания: раскройте сущность концепции профессионального становления личности (Т.В. Кудрявцев). Дайте характеристику конструктивного пути развития педагога как личности и профессионала (Л.М. Митина). Назовите причины возникновения и виды профессиональных деструкций (Э.Ф. Зеер). Подчеркните роль внутреннего локуса контроля в профессиональном развитии педагога.
Тестирование 2.
1. Л.С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребенка:
1) ни один из ответов не верен
2) объективный и субъективный
3) высший и низший
4) уровень актуального развития и уровень ближайшего развития
2. Средствами учебной деятельность являются…
1) методы обучения
2) теоретические и практические задания
3) интеллектуальные действия, мыслительные операции, знаковые языковые средства
4) предметы окружающей действительности
3. Критериями выделения возраста Д.Б. Эльконин считает:
1) социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования
2) особенности интеллектуальных структур
3) телесную зону сосредоточения Либидо
4) особенности поведения человека
4. Под …… педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
1) перцептивные,
2) дидактические,
3) академические
4) организаторские
5. Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является …… готовность.
1) ситуационная
2) школьная
3) мотивационная
4) позиционная
6. Согласно теории П.Я. Гальперина, знания являются производными от:
1) Умений
2) Мотивов
3) Действий
4) Целей.
7. Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действии и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в …… и …… называется учебной деятельностью.
8. Л.С. Выготский проанализировал проблему соотношения:
1) Обучения и воспитания
2) Обучения и развития
3) Развития и общения
4) Усвоения и понимания
9. Автором развивающего обучения в отечественной психологии является:
1) П.Я.Гальперин
2) В.В. Давыдов
3) А.Н. Леонтьев
4) Л.С. Выготский
10. Автором психологической теории, выдвинувшей категорию самоактуализации человеческих потребностей, является:
1) Л.С. Выготский
2) А. Маслоу
3) Ж. Пиаже
4) Дж. Уотсон
11. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика называется:
1) попустительским,
2) авторитарным,
3) демократическим,
4) игнорирующим
12. …. считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки
1) Амонашвилли
2) Божович
3) Выготский
4) Леонтьев
3) Решите задачу на тему «Педагогическое взаимодействие».
Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
– Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.
– Это секрет? – серьезно спрашивает педагог.
Они кивают головой.
– Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения.
И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.
Вопросы и задания:
1. Прав ли учитель? Чем он руководствовался?
2. Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании?
3. Какое решение приняли бы вы в подобном случае?