Языковые средства оформления резюме научного текста

Это обычно одно-два-три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта. Например: От этапа к этапу профессионального становления у психологов-консультантов возрастает

когнитивная сложность профессионального самосознания. Процесс сопровождается появлением нового основания для оценки себя как субъекта профессиональной деятельности («статусности») и воспринимается, в общем виде, как переход из «мира людей» в «мир психологов». Параллельно изменяется уровень самооценки, которая резко падает к пятому году обучения и начинает восстанавливаться лишь после двух лет самостоятельной работы по профессии.

5. Методы обучения и преподавания:презентация, работа в малых группах, творческая работа, ситуационная задача

1. Работа в малых группах. Задание 1. Определите резюме или аннотация. Объясните свою точку зрения.

Одной из серьёзных проблем современной медицины является проблема проявления страха у детей дошкольного и младшего школьного возраста, это актуально тем, что в настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным состоянием страха.

В данной статье выделяется только одна сторона модели патогенетической психотерапии – «психологическая очистка издержек семейного воспитания», являющаяся составной частью метода преодоления детьми страхов. Суть метода состоит в качественном своеобразии оригинального комплекса психологической очистки наиболее неадекватных сторон родительского воспитания, таких как непоследовательность, порицания, обвинения, тревожное ожидание и беспокойство, наказание вообще и физическое в частности, а также избыток информации.

Задание 2.Укажите правильные варианты управления: аннотация (чего?), резюме (на что?), аннотация (на что?), резюме (чего?), аннотация (к чему?), тезисы (чего?), тезисы (к чему?).

Составьте словосочетания с терминами: резюме, аннотация, тезисы.

Задание 3.Вставьте пропущенные названия жанров вторичного текста в предложения.

1. _____________ – краткое последовательное изложение содержания или основных положений текста книги, статьи др., указывающее на его назначения и другие особенности с целью проинформировать о содержании текста-источника.

2. _____________ – небольшой текст, кратко и обобщенно излагающий основные положения и выводы научной или публицистической статьи, монографии и др. с целью максимально точно представить суть работы, чтобы читающий мог решить, нужно ли изучать её целиком.

Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

3. _____________ – графически выделенный элемент структуры текста, который предшествует всему тексту и информирует читателя о его содержании или проблематике.

4. _____________ – наиболее сжатая форма свёртывания текста с целью выявления последовательности его смысловых частей.

5. _____________ – перечень глав (частей) книги, рукописи, реферата и др., приводимый перед текстом или после него и призванный дать представление о содержании и членении текста.

Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

6. _____________ – краткая обобщенная характеристика текста книги, статьи, монографии и др., задача которой – полноценно проинформировать о содержании текста-источника, поэтому данный вид вторичного текста содержит выходные данные (автор, название, место и время издания), сообщает об основной теме книги, статьи и др.

Для справок: резюме, тезисы, аннотация, оглавление, план, заголовок.

2. Творческая работа. Конкурс по составлению резюме-вывода на текст по специальности в соответствии с основной задачей данного жанра научной речи.

3. Ситуационная задача. Что необходимо учитывать при составлении резюме? Напишите резюме.

-Вы, молодой специалист, только что окончили медицинский вуз. Вы ищите работу по специальности. Вам предлагают выслать резюме.

-.У вас большой опыт и стаж работы по специальности, но вы решили поменять место работы. Вам необходимо выслать резюме

6. Литература:

Основная литература:

1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.

2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.

Дополнительная литература:

1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.

2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)

3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.

4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.

5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.

6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.

7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)

8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)

10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)

Наши рекомендации