B. организованность класса
1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять.
2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).
Г. Общественное мнение в классе
1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.
2. Как и в какой форме, они выражают своё одобрение и неодобрение.
3. Если есть расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.
4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.
Д. Характер товарищеских связей в коллективе
1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне её). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чём выражается эта помощь.
3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть
их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.
4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.
Е. Актив класса
Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли школьные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.
Ж. Связь классного коллектива с общешкольным
1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).
3. В чём проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.
Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива
1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.
2. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.
Изучение «трудновоспитуемых» школьников
1. Фамилия, имя, отчество, класс.
2. Состав семьи, образование, специальность, должность родителей.
3. Краткая характеристика педагогической обстановки в семье, характер взаимоотношений, положение ребёнка.
4. Краткая характеристика педагогической запущенности, её проявление в учёбе, общении, поведении.
5. Определить положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (путём наблюдений, социометрических измерений и анкетирования).
6. Изучить интересы, способности и склонности ученика.
7. Установить, входит ли «трудновоспитуемый» в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за её пределами.
8. Изучить характер влияния данного окружения.
Технология коллективного творческого дела (КТД)
Коллективные творческие дела (КТД) — главное воспитательное средство коммунарской методики. Суть каждого дела — забота о своём коллективе, о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях. В каждом КТД решается множество педагогических задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Условия педагогического успеха коллективного творческого дела
A. Общая забота
Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.
Б. Товарищество
Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу.
B. Единство мыслей и действий, воли и чувств
Воздействовать так на школьника, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.
Г. Единый коллектив
Влиять так, чтобы способы воздействия самих воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.
Д. Творчество, а не шаблон
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.
Основные виды коллективных творческих дел: