B. организованность класса

1. Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять.

2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).

Г. Общественное мнение в классе

1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают.

2. Как и в какой форме, они выражают своё одобрение и неодобрение.

3. Если есть расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем, что они делают.

4. Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.

Д. Характер товарищеских связей в коллективе

1. Что связывает школьников: место жительства, место за партой, интересы, общая работа.

2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне её). Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чём выражается эта помощь.

3. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть
их недостатки. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.

4. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.

Е. Актив класса

Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли ак­тив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, посто­янно находящиеся в активе. Содействуют ли школьные активисты гармонизации от­ношений каждого школьника и коллектива.

Ж. Связь классного коллектива с общешкольным

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.

2. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические).

3. В чём проявляется гуманистическая направленность связей учащихся с другими классами.

Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива

1. Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с целью сплочения и гармонизации отношений личности и коллектива.

2. Как использовать классный коллектив для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

Изучение «трудновоспитуемых» школьников

1. Фамилия, имя, отчество, класс.

2. Состав семьи, образование, специальность, должность родителей.

3. Краткая характеристика педагогической обстановки в семье, характер взаимоотношений, положение ребёнка.

4. Краткая характеристика педагогической запущенности, её проявление в учёбе, общении, поведении.

5. Определить положение ученика в коллективе класса, среди товарищей, характер взаимоотношений с ними (путём наблюдений, социометрических измерений и ан­кетирования).

6. Изучить интересы, способности и склонности ученика.

7. Установить, входит ли «трудновоспитуемый» в другие группы, компании, объединения сверстников в школе и за её пределами.

8. Изучить характер влияния данного окружения.

Технология коллективного творческого дела (КТД)

Коллективные творческие дела (КТД) — главное воспитательное средство коммунарской методики. Суть каждого дела — забота о своём коллективе, о друге, об окру­жающих людях, о далёких друзьях. В каждом КТД решается множество педагогиче­ских задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

A. Общая забота

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в со­вместные действия на общую радость и пользу.

Б. Товарищество

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспи­таннику как младшему товарищу.

B. Единство мыслей и действий, воли и чувств

Воздействовать так на школьника, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.

Г. Единый коллектив

Влиять так, чтобы способы воздействия самих воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воз­действия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Д. Творчество, а не шаблон

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздей­ствия — незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непремен­но творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность одно­образия.

Основные виды коллективных творческих дел:

Наши рекомендации