Ухудшается. усложняется (усугубляется).

Таким образом, выбирая слова, мы должны учитывать их значение, стилистическую окраску (закрепленность слов за определенным стилем) и возможность их сочетаться друг с другом. В случае затруднения следует обращаться к словарям, в которых даны соответствующие пометы: книжное, специальное, научное, разговорное, профессионализм, просторечная и т.п.

Иногда смысл предложения или сочетания трудно понять, если встречается речевая избыточность, которая может принимать форму плеоназмов и тавтологии.

Плеоназм –это употребление лишних уточняющих слов, например, памятный сувенир (в слове сувенир есть значение «на память), прейскурант цен (прейскурант – это перечень цен), свободная вакансия (в слове вакансия есть значение «свободная».

Тавтология – это лексическая избыточность, при в пределах словосочетания или предложения повторяются однокоренные слова: спросить вопрос, возобновить вновь и т.д.

Иногда тавтологию приходится признавать допустимой, т.к. в речи могут столкнуться однокоренные слова, не имеющие синонимов: словарь иностранных слов, загадать загадку, постелить постель, осужден судом и др.

Затруднять понимание высказывания может и лексическая недостаточность – стилистическая ошибка, которая заключается в пропуске слова в высказывании: он в армии (служит), собрание в три часа (начнется) и т.д. Если в разговорной речи это допускается, то в книжно-письменных стилях это является ошибкой.

Дополнительная литература по теме:

1.И.Б.Голуб. Русский язык и культура речи, М.: Логос, 2001.

2.П.А.Лекант, Т.В.Маркелова, Н.Б.Самсонов. Русский язык и культура речи. М,: Дрофа, 2009.

3.Н.В..Кузнецова. Русский язык и культура речи. М,:Форум,2010.

Учебные элементы к теме

Вопросы на закрепление

1.Что такое лексика?

2. Что входит в понятие «эмоционально-экспрессивная окраска слова»?

3.Что такое полисемия?

4. Чем отличаются плеоназмы от тавтологии?

5.Как Вы понимаете выражение: «лексическая несочетаемость»?

6.Есть ли различие между словами «семантика» и «значение»?

7. Что такое «словарный состав языка»?

Тренировочные упражнения

Упражнение № 1 (4 балла)

Одинаково ли лексическое значение следующих слов: рука, ручонка, рученька, ручище? Чем различаются эти слова? Составьте (устно) с ними предложения.

Упражнение №2 (2 балла)

Составьте предложения со словами бархатный и хвост, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значениях.

Упражнение № 3 (8 баллов) К

Определите значение прилагательных в данных сочетаниях. Укажите, где они употреблены в прямом, а где в - переносном значении.

Глухой согласный, глухой лес, глухой старик, глухой стон, глухая сторона, глухая полночь, глухая стена, школа для глухих.

Богатый опыт, богатый дом, богатый подарок, богатый наряд, богатый человек, богатая земля, богатая невеста.

Внутренний мир, внутренний монолог, внутренний карман, внутренний дворик, внутренняя потребность, внутренние связи.

Полный рабочий день, полный автобус, полное ведро, полная победа, в полную силу, полный порядок, полные прилагательные, полный дом людей.

Упражнение 4. (12 баллов) К

Определите, с какими существительными (заключенными в скобках) может сочетаться каждое из приведенных прилагательных,

Большой, крупный, огромный, громадный, необъятный, великий, беспредельный, грандиозный, колоссальный, непомерный, титанический, исполинский (виноград, город, мужество, простор, работоспособность, самолюбие, страна, стройка, труд, утес, ученый, шествие).

Упражнение 5. (10 баллов)

Исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью

1. Язык героев Пушкина резко отличается от героев Гоголя.

2. Условия в городе не такие, как в деревне.

3. Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

4. Водитель набрал большую скорость.

5. В нашу студию пришли весьма известные люди. которые у всех на устах.

Упражнение 6. (10 баллов)

Наши рекомендации