Нормативно-правовые основы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Саратов

ББК 74.202.4

А 45

А 45

Алгоритм разработки основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации: методические рекомендации / Авторы-составители: Н.Н. Ценарёва, Н.В. Лабутина, Т.В. Парасотченко. – Саратов: ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2014. – 60 с.

ISBN

Данные методические рекомендации разработаны с целью организации научно-методического сопровождения введения в образовательных учреждениях области, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В пособии рассматриваются вопросы разработки и оформления основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с учетом современных требований, предъявляемых к документам такого рода.

Данные материалы в силу своей актуальности могут быть интересны не только руководителям образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, но и специалистам органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям и методистам муниципальных методических служб, а также различным работникам сферы образования.

ББК 74.202.4

ISBN© ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретические и нормативно-правовые основы разработки основной образовательной программы дошкольного образования

Алгоритм разработки основной образовательной программы дошкольного образования

Методические рекомендации по разработке и оформлению разделов основной образовательной программы дошкольного образования

Введение

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»[1] программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями, должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) с момента вступления в силу закона. В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Приказом от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» дата 1 января 2014 года обозначена как дата отмены ранее действовавших ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) и вступления в силу ФГОС ДО. При этом Рособрнадзор в своем письме от 07 февраля 2014 года[2] обращает внимание на статью 108 ч. 5 ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим ФЗ не позднее 01 января 2016 года. Подчеркивает недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ. В этом же письме Рособрнадзор, конкретизируя этот период, ссылается на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки от 10 января 2014 года № 08-5. Согласно данному письму в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования. С этого момента вышеупомянутый незавершенный цикл завершится, и уполномоченные государственные органы получат полное право требовать от дошкольной организации соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ДО.

А вот свои наименования и уставы дошкольные организации смогут дорабатывать и утверждать вплоть до декабря 2015 года, чтобы с 1 января 2016 года, согласно также упомянутой в письме Рособрнадзора части 5 статьи 108 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года обеспечить их полное соответствие требованиям данного Закона.

Таким образом, определен период перехода образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, на ФГОС ДО. Данный период начинается со дня включения в реестр прошедших экспертизу примерных ООП ДО хотя бы одной из программ и завершается не позднее 01 января 2016 года. В условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ жесткий контроль за переходом на новые основные образовательные программы к образовательным организациям применяться не должен, однако образовательные программы должны быть разработаны в соответствии с ФГОС ДО.

Одним из ключевых моментов деятельности дошкольной организации при переходе на ФГОС является разработка и утверждение основной образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом организации, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Когда мы говорим о разработке программы, то имеем в виду разработку ее проекта всеми участниками образовательных отношений, а также принятие данного проекта на педагогическом (методическом) совете. На сегодняшний день абсолютно невозможна ситуация, когда программа пишется руководителем организации или старшим воспитателем и ставится на полку для проверяющих лиц. При формировании проекта ООП ДО вносятся коррективы всех педагогических работников организации, проект обсуждается родительской общественностью. Решение о принятии проекта ООП ДО свидетельствует о том, что содержание программы понятно всем участникам образовательных отношений и претензий к данному содержанию нет. Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом (методическом) совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе. Без соблюдения соответствующего алгоритма не может идти речь о соблюдении права педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников на управление образовательным процессом.

Поскольку ООП, как и устав, является нормативно-управленческим документом, регламентирующим образовательную деятельность, утверждается она приказом, подписанным руководителем образовательной организации.

Необходимость разработки ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО обозначена. Прежде чем рассмотреть данные требования, необходимо остановиться на теоретических и нормативно-правовых основах разработки ООП ДО образовательной организации.

Теоретические и нормативно-правовые основы разработки основной образовательной программы дошкольного образования (1)

На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при разработке ООП ДО?[3] Основанием для разработки ООП ДО является исключительно ФГОС ДО. Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки ООП ДО.

Уточним некоторые понятия, которые мы будем использовать.

Первое, на чем необходимо акцентировать внимание, – это понятия самого ФГОС ДО. ФГОС согласно ФЗ «Об образовании в РФ» – это совокупность требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО включает в себя требования к структуре основной образовательной программы и ее объему; условиям реализации основной образовательной программы; результатам освоения основных образовательных программ.

Сделаем акцент на терминологии:

Примерная ООП– программа, прошедшая экспертизу и попавшая в реестр примерных ООП.

Комплексная программа – авторская программа, которая предусматривает все основные направления развития ребенка дошкольного возраста (до появления реестра примерных ООП).

Парциальные программы – программы, углубляющие или дополняющие содержание комплексной программы (одно или несколько направлений развития ребенка дошкольного возраста). Парциальные программы реализуют в рамках основной образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Основные программы – программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных услуг[4].

Дополнительные программы – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и на бюджетной основе) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т.д.[5]

Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. В отдельных случаях в качестве дополнительных программ могут быть использованы парциальные программы.

Каждая образовательная программа дошкольного образования сочетает в себе различные виды деятельности детей с учетом их возрастных возможностей, ориентирует педагогов на индивидуальный подход к ребенку, обеспечение оптимальной для него учебной нагрузки и охрану здоровья.

Таким образом, комплексные и парциальные программы целесообразно выбирать в соответствии с учетом поставленных целей, задач, приоритетных направлений деятельности организации, а также кадрового состава и квалификации педагогических работников, развивающей предметно-пространственной среды. Не допускается реализация программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

ООП ДО в соответствии с законодательством представляет комплекс характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), а также организационно-педагогических условий и иных компонентов.

В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.5.) образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, САМОСТОЯТЕЛЬНО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Еще раз обратим внимание на терминологию. Что значит «с учетом»? Учитывать программу – значит принимать ее во внимание, иметь в виду, «прислушиваться» к ней при осуществлении образовательной деятельности. В этом смысле педагогически коллективам предоставляется большая самостоятельность.

Рассмотрим основные положения ФГОС ДО, на которые необходимо опираться в при разработке ООП ДО.

Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации. ООП ДО должна отразить:

- как с учетом конкретных условий создается в дошкольном образовательном учреждении собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;

- какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми;

- как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;

- как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения.

В соответствии с п. 2.5. ФГОС ДО, организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательных групп с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (п.п. 2.9, 2.10).

Рекомендуемый объем обязательной части программы – не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40 %. Т.е. стандарт дает возможность расширить часть, формируемую участниками образовательных отношений. Таким образом, организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью парциальных программ.

Обязательная часть поддерживается одной из комплексных программ (в дальнейшем – из примерных ООП). Как утверждает стандарт (п. 2.6), обязательная часть ООП должна обеспечить комплексность подхода и развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В стандарте (п. 2.7) виды деятельности впервые прописаны по трем возрастным периодам: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст.

Кроме этого, в части, формируемой участниками образовательных отношений, объем которой может доходить до 40 % от общего объема ООП (п. 2.9. и п. 2.10.), должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. Именно эта часть ООП должна показать специфику работы в конкретном детском саду. Она представляется парциальными программами, которые не подвергаются экспертизе.

Для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами на сайте ФИРО[6] в настоящее время размещены проекты примерных ООП ДО:

1. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО.

2. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

3. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» / под редакцией Н.В. Фединой.

4. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» / под редакцией Е.В. Соловьёвой.

5. Юдина Е.Г., Виноградова Л.С., Карунова Л.А., Мальцева Н.В., Бодрова Е.В., Славин С.С. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОткрытиЯ».

6. Проект примерной основной программы дошкольного образования «Миры детства» / под редакцией Т.Н. Дороновой.

7. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» / под редакцией В.Т. Кудрявцева.

8. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / под редакцией Н.В. Микляевой.

9. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / под редакцией Л.А. Парамоновой.

10. Крылова Н.М. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – дом радости».

11. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «На крыльях детства» / под редакцией Н.В. Микляевой.

12. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

13. Белькович В.Ю., Гребёнкина Н.В., Кильдышева И.А. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика».

14. Винер-Усманова И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Проект примерной образовательной программы дошкольного образования «Основы физического воспитания в дошкольном детстве».

15. Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

16. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Березка» / под редакцией В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной.

17. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / под редакцией Е.А. Хилтунен.

18. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Разноцветная планета» / под редакцией Е.А. Хамраевой и И.В. Мальцевой.

19. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Золотой ключик» / под редакцией Г.Г. Кравцова.

20. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» / под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

Таким образом, на педагогический коллектив организации, реализующей ООП ДО, возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы.

В соответствии с показателями дорожной карты «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» с 1 сентября 2014 года 395 (35 %) дошкольных образовательных учреждений области начнут работать на основе ФГОС ДО в пилотном режиме; с 1 сентября 2015 года 100 % дошкольных образовательных учреждений области перейдут на работу по ФГОС ДО.[7]

Прежде чем приступить к разработке ООП ДО, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу, разработать алгоритм (план-график) действий.

Нормативно-правовое обеспечение включает документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации).

Нормативно-правовые основы

разработки ООП ДО образовательной организации (2)

Федеральный уровень (3)

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014 г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014 г.).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

12. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

13. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

14. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)).

15. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

17. Письмо Министерства образования и науки России от 27.09.2012 № 08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ».

Региональный уровень (1)

Приказ министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – План-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ области (№ 1177)).

Алгоритм разработки основной образовательной программы дошкольного образования (1)

В целях реализации плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО[8] создана региональная рабочая группа по введению в образовательных учреждениях области, реализующих ООП ДО, ФГОС дошкольного образования (Приложение № 1 к приказу министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177 «Об организации научно-методического сопровождения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); разработан План-график мероприятий по обеспечению введения в образовательных учреждениях области, реализующих ООП ДО, ФГОС дошкольного образования (Приложение № 2 к приказу министерства образования Саратовской области от 24.04.2014 № 1177).

В соответствии с п. 2.1 Плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ области (№ 1177)[9] необходимо создать на уровне муниципалитета и уровне образовательной организации рабочие группы по введению ФГОС дошкольного образования, в работе которых принимают участие представители родительской общественности; разработать и утвердить план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования на уровнях муниципалитета и образовательной организации

В соответствии с п. 2.4 Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)[10] в муниципальных образованиях необходимо организовать работу пунктов оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования[11]. Нормативная база для решения данной задачи – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», часть 3, статья 64: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п. 3.1 Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10)[12] и п. 3.1 Плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в ОУ области (№ 1177)[13] следует запланировать обучение руководящих и педагогических работников дошкольной образовательной организации на курсах повышения квалификации и составить план-график повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольного образования (как на уровне учредителя, так и на уровне образовательной организации). Нормативная база для решения данной задачи – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», статья 46: «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».

Приступая к разработке основной образовательной программы, на начальном этапе важно проанализировать деятельность учреждения за три года. По результатам этой работы должны быть представлены:

- оценка нормативно-правовых условий (локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью);

- сведения о кадровом составе педагогического коллектива (образование, курсовая подготовка, квалификация, возрастной ценз, педагогический стаж работы);

- анализ программно-методического обеспечения (по каким образовательным [комплексным, парциальным] программам учреждение работает, их совместимость, взаимодополняемость, достаточность или недостаточность);

- уровень методической работы в учреждении: научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формы методической работы (советы, семинары, группы – творческая, проблемная и др.), комиссии, клубы, школы и др.;

- сведения о воспитанниках, их родителях (социальный паспорт);

- информация о дополнительных образовательных услугах (кружки, секции, студии и др.);

- состояние организационно-педагогических условий (материально-техническая база, наличие и оснащение помещений с учетом приоритетного направления деятельности учреждения);

- характеристика социума.

При анализе следует особое внимание уделить состоянию приоритетного направления деятельности учреждения; определить позитивные стороны образовательной деятельности; выявить недостатки и проблемы; установить причинно-следственные связи между ними.

Исходя из проблемно-ориентированного анализа определяются цели и задачи образовательной программы по пяти образовательным областям. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, соответствовать цели и задачам, указанным в Уставе учреждения.

ООП ДО образовательной организации разрабатывается по определенному алгоритму действий (пошаговая деятельность).

Шаг 1 – в организации создается рабочая группа, которая разрабатывает ООП ДО. В рабочую группу входят представители администрации, педагогического коллектива и родительской общественности. Цель деятельности рабочей группы – обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое, финансовое и информационное сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Задачи, которые должна решать рабочая группа, обозначены в вышеперечисленных документах.

Шаг 2 – состав рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего (директора).

Шаг 3 – рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с положением о рабочей группе по разработке ООП ДО, которое разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается, принимается на педагогическом (методическом) совете и утверждается приказом заведующего.

Шаг 4 – рабочая группа разрабатывает план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования на уровне образовательной организации, в котором указаны конкретные мероприятия, определены сроки их выполнения и назначены ответственные лица; действует по плану, утвержденному заведующим (директором).

Шаг 5 – оперативные совещания рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1-2 раза в месяц; решения оформляются в виде протокола, составленного секретарем и подписанного председателем рабочей группы.

Шаг 6 – проект ООП ДО обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом (методическом) совете.

Шаг 7 – окончательный вариант ООП ДО утверждается приказом заведующего (директора) и вводится в действие.

Руководитель образовательной организации:

- приводит локальные акты образовательной организации в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования;

- осуществляет закупки для организации развивающей предметно-пространственной среды[14];

- определяет наставников для молодых специалистов (в соответствии с п. 3.4 Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО [№ 08-10])[15];

- обеспечивает разработку положения о наставничестве молодых специалистов, которое принимается на заседании общего собрания работников учреждения, педагогического или методического совета (протокол) и утверждается руководителем организации (приказ).

Методические рекомендации по разработке и оформлению разделов основной образовательной программы дошкольного образования (1)

Основная образовательная программа содержит различную информацию об особенностях деятельности организации. От того, насколько грамотно и системно эта информация представлена в программе, зависит качество образовательной деятельности учреждения.

Предлагаем рекомендации по разработке и оформлению отдельных разделов ООП ДО образовательной организации.

Титульный лист (2)

Ввиду того, что основная образовательная программа – нормативный документ, как и любой другой документ она предполагает наличие титульного листа.

На титульном листе основной образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

- в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа;

- в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении ООП ДО на педагогическом (методическом) совете;

- в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование организации (например: Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида № ___» г._______);

- ниже наименования можно указать авторов, разработчиков программы, которыми могут быть специалисты дошкольного учреждения (воспитатели группы, а также заведующий, старший воспитатель, психолог, логопед, воспитатель) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования (научного руководителя, специалиста органа управления образованием);

- в нижней части титульного листа указывается наименование населенного пункта, в котором находится организация, и год разработки основной образовательной программы.

Титульный лист может содержать и другую информацию (например, адрес, телефон/факс, электронный адрес, сайт ДОО).

Структура ООП ДО (2)

В соответствии с п. 2.11 ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обращаем внимание на то, что нет необходимости делить каждый раздел на две части в буквальном смысле. Например, в соответствии с ФГОС ДО в содержании пояснительной записки целевого раздела должны быть раскрыты значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфика условий. Таким образом, раскрывая приоритетное направление, которое собственно зависит от особенностей контингента или специфики условий, мы уже представили часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Дополнительным разделом ООП ДО является ее краткая презентация. Обращаем внимание: несмотря на то, что раздел называется дополнительным, он должен быть прописан обязательно. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации программы должны быть указаны:

- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

- используемые примерные программы;

- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

В ФГОС ДО не указывается, как должна выглядеть презентация. Но она размещается на сайте детского сада, делается скриншот страницы, и в распечатанном виде материалы помещаются в ООП ДО.

Содержание коррекционной работы, включаемое в ООП ДО в том случае, если в детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья, отражает специфику работы с такими детьми. В этом случае используются специальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы.

Примерное содержание разделов ООП ДО представлено в таблице 1.

Таблица 1

Примерное содержание разделов ООП ДО

Целевой раздел (п. 2.11.1) Содержательный раздел (п. 2.11.2) Организационный раздел (п. 2.11.3)
1. Пояснительная записка: цели и задачи программы; принципы и подходы к формированию программы; значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 2. Планируемые результаты освоения программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса) Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям – цель, задачи, формы, методы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а также видов деятельности воспитанников Описание материально-технического обеспечения программы; обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; распорядок и/или режим дня; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Способы поддержки детской инициативы. Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы
Содержание коррекционной работы
Краткая презентация программы, ориентированная на родителей (законных представителей воспитанников)
             

Оформление разделов ООП ДО (2)

Мы рассмотрели требования к структуре программы. Обратим внимание на ее оформление. Возможно два варианта оформления.

Первый – если программа полностью соответствует примерной ООП. В случае если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу (п. 2.12 ФГОС ДО). В программе должно быть прописано полное методическое обеспечение, и комплект должен быть в наличии.

Второй вариант – если ООП не соответствует ни одной из примерных программ. В таком случае обязательная часть должна быть представлена развернуто, т.е. прописаны все три раздела программы.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть также представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).

Вне зависимости от наличия или отсутствия приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по какому-либо направлению развития дошкольников) часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена обязательно. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании в РФ», а ФГОС ДО учитывает данное требование. В ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образовательный процесс (при наличии приоритетных направлений развития воспитанников), а также особенности образовательного процесса (определенные традиции организации).

Целевой раздел ООП ДО (п. 2.11.1 ФГОС ДО) (2)

Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

В пояснительной записке раскрываются:

- цели и задачи реализации ООП ДО;

- принципы и подходы к формированию ООП ДО;

- значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Предлагаем алгоритм написания пояснительной записки (таблица 2).

Таблица 2

Наши рекомендации