Разработка рекомендаций для педагогов по использованию дидактических игр с целью развития связной описательной речи.

Организация дидактических игр с целью развития связной речи педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры с целью развития связной речи входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр с целью развития связной речи включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности.

Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания.

Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство дидактическими играми с целью развития связной описательной речи в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование наглядного материала в старших группах разнообразно, с учетом возрастающего опыта детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим. Детей этого возраста привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем раньше количество частей. Наглядность в играх старших дошкольников прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок).

Начальный показ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении. В качестве средства познания скрытых связей и отношений воспитатель использует моделирование.

В играх для прохождения различных маршрутов используются планы-схемы (игры «Секреты», «Найди свою игрушку», «Лабиринт», «Кто быстрее найдет дорогу к дому»). Много наглядного материала используется в серии дидактических игр по сенсорному воспитанию, разработанных Л.А.Венгер. Это таблицы для расширения знаний о форме и величине предмета, схемы для выкладывания геометрических фигур.

В дидактических играх по развитию речи используются схемы для составления описательных рассказов о посуде, овощах, игрушках, одежде, временах года.

Таким образом руководство дидактическими играми с целью развития связной речи в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Выводы по II главе

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы выявили и определили, что с помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой можно определить уровень развития связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста. Исходя из полученных результатов исследования воспитателям в помощь, предложена система дидактических игр для развития связной описательной речи у старших дошкольников.

Особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Руководство дидактическими играми с целью развития связной описательной речи в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Заключение

Нами был изучен опыт отечественных педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

В работе раскрыта проблема формирования связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

В вопросах совершенствования описательной речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования.

В качестве основных показателей связности мы должны формировать у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Нами были раскрыты проблемы усвоения связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста и выделены формы работы с помощью дидактических игр. Нами предложена система дидактических игр в помощь педагогу для развития связной описательной речи у старших дошкольников. Руководство дидактическими играми с целью развития описательной речи в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. По итогам проведенного исследования можно заключить, что гипотеза, заявленная в работе, о том, что дидактические игры являются эффективным средством развития у детей дошкольного возраста связной описательной речи , доказана. Цель и задачи достигнуты. Владение связной описательной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] – М.: Академия, 2000.(гл2)

2. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога (Текст) // Дошкольное воспитание. – 2000 - № 12. – С. 61 – 68.(1гл-3)

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] – М.: Просвещение, 1981.(гл2)

4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для студентов. [Текст] – М.: Просвещение, 1988. .(гл2)

5. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателей детского сада. [Текст] – М.: Просвещение, 1978. .(гл2)

6. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1982.
Воспитание и обучение детей пятого года жизни [Текст] / По ред. В.В.Холмовской. – М.: Педагогика, 1986. .(гл2)

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] – М.: Лабиринт, 1999. .(гл2)

8. Гаврилова Т. Ю. Роль пейзажной живописи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. (Текст) / Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. С.175 – 178.(1гл-4)

9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. (Текст) – М.: Академия педнаук РСФСР, 1961.(1гл.-1)

10. Гербова В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1998 - № 8 с. 17 – 22. .(гл2)

11. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей. [Текст] – М.: Просвещение, 2002. .(гл2)

12. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О.С. Гомзяк. — М.: ГНОМ и Д, 2007. .(гл2)

13. Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2000 - № 12. С. 91 – 97. .(гл2)

14. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4 – 5 лет: метод. пособие для воспитателей ДОУ. [Текст] – М.: Просвещение, 2005. С.221. .(гл2)

15. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст]. – М., Просвещение, 2007. – 224с. .(гл2)

16. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. [Текст] – М., 1999. - 16 с. .(гл2)

17. Зрожевская А. А. Обучение описательной речи в детском саду[Текст] // Дошкольное воспитание. – 1986 - № 12. С. 42 – 46. .(гл2)

18. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. [Текст] – М.: Просвещение, 1972.(гл.2-18).

19. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. [Текст] – М.: Просвещение, 1982.(гл.2-21)

20. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. (Текст) – М.: МПСИ, 1997.(1гл-5)

21. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2000. .(гл2)

22. Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2000 - № 11. С. 49 – 51. .(гл2)

23. Ляшко Т. О чем поведал дверной замок: О некоторых приемах развития речи [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1999 - № 9. С. 56 – 60. .(гл2)

24. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-М.: Просвещение,- 2003. – 159с.(гл.2-28)

25. Развитие общения дошкольников со сверстниками (Текст) / Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.(1гл-6)

26. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / Под ред.О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. .(гл2)

27. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2002.-432с. .(гл2)

28. Савушкина Е. В. Вопросы развития образной речи [Текст] / Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. С. 151 – 155. .(гл2)

29. Савушкина Е. В. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» Развитие связной и образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1997 - № 6. С. 17 – 25. .(гл2)

30. Савушкина Е. В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике [Текст]/ Современное детство: развитие, образование, культура: Материалы Всерос. научно-практической конференции. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2004. С. 146 – 150. .(гл2)

31. Сидорчук Т.А., Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Литера, 2004. .(гл2)

32. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2005. .(гл2)

33. Старжинская Н. Дошкольное детство: усвоение родного и второго языка [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1991 - № 10. С. 49 – 52. .(гл2)

34. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Академия, 2007. – 256с.(1гл-2)

35. Судакова Е., Шадрина Л. Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции (заочной). – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. С. 171 – 175. (гл.2-46)

36. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада. [Текст] / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1981.(гл2-47)

37. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1990 - № 10.(гл2-48)

38. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1988.(гл.2-49)

39. Урунтаева Г.А. "Дошкольная психология".- М.: Просвещение,2001.-336с.

40. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. (Текст) - М.: ВЛАДОС, 2001.(1гл-7)

41. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2001.(гл.2-51)

42. Ушакова О. С. «Развитие речи дошкольников.» – М.: ВЛАДОС, 2005(1гл-8)

43. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2004. (гл.2-52)

44. Ушакова О. С. Теория и методика развития речи дошкольника. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2008. (гл.2-53)

45. Федоренко, Л.П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста.» / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.(гл1-9)



Наши рекомендации