Упражнение "Пес"
Был день...
Вдруг дождь.
Гром:"Бом!"-
Все—в дом.
Вслед пес -
Мокр нос,
Шерсть вниз,
Хвост свис,
Взгляд туп...
Дик, глуп!
— Вверх нос!
Ты ж Пес!
Упражнение "Двойные согласные".Тренируйтесь в произнесении слов и словосочетаний с двойными согласными: отдаленный, отдать, ввязаться, отдушина, изжить, разжигать, беззаконие, иностранный, собственник, бессмертие, воссоздать, отталкивать, оттенок, отторгнуть, подтвердить, в форме, отчет, отчизна, подчеркивать...
Обратите внимание на слова и словосочетания, в которых двойные согласные меняют смысл: введение - ведение, ввернуть - вернуть, вводя - водя, отдернуть - одернуть, подданный - поданный, поддержать - подержать, спинной - спиной, вас спросить - вac просить, вводный -водный...
Важны в русской речи двойные согласные.
Когда их не слышно, то это опасно:
Не только с акцентом звучит наша речь,
Но трудно при этом смысл фразы сберечь.
Один из приемов такой тренировки:
Найти пару слов и, рифмуя их ловко,
Понять, как меняется смысл, если в слове
Согласный один или два их в основе:
Под детские поделки
Умелые подделки.
Оценишь их хор,
Услышав их ор.
Вам можно верить,
Чтоб тайну вверить?
Кран может подтечь,
Потом и потечь.
Спортивный отдел
Спортсменов одел.
Есть процедура водная,
А лекция есть вводная.
Изжить недостатки,
стереть в порошок.
И жизнь станет лучше,
и жить хорошо.
Чемодан я подержу
Силы ваши поддержу.
Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте "звукописью", четким произнесением каждого звука русской речи. Упражнение "Звуки".
Шипящий звук "Ша"
заШурШал, заШептал,
А "Жэ"-словно Жук,
закруЖась, заЖуЖЖал.
ЗаВеяли Ветры Весенний в "Вэ".
Зафыркал вдруг "эф",
расфуфырился: "Фэ!"
СвиСтящий Согласный звук "эС" —
заСвиСтел,
За ним Звонко, Звонко, Звук "Зэ"
ЗаЗвенел.
Раскатистый "эР" - не напрасно "соноРный":
Рычит и Рокочет в Работе упорной!..
Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый "Бэ".
Пришел ПоПросить быть Потише звук "Пэ"...
Упражнение "Парикмахер-неудачник"
Чик!Чик! Чик! Чик!
Челку я себе подстриг! (с радостью)
Чик! Чик! Чик! Чак!
Чудо челка у меня! (с гордостью)
ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк! Отхватил волос клочок! (с испугом)
Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?
Чепуха! (с досадой)
Короткими движениями пальцев рук (ножницы) "подстригаем челку", имитируя звук ножниц-энергичными звуками Ч.
Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. "Подлаивать" тренируемый звук.
Упражнение "Воробьи".Представьте, что вы "воробьи". Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и "чирикаете".
Первый. Чик-чирик, чей червячок? Второй. Чей червяк?
Чирик, молчок! На крючочке червячок. Попадешься на крючок. Первый. На крючок? Чего? Чего? Не боюсь я ничего! Червячка с крючка схвачу! Чик-чирик! И — проглочу!
Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы "воробьи", невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы "шустрого воробья" и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.
Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В. Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. "В — вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)". (См.: Волконский С. Выразительное слово. — СПб, 1913, с. 65.) Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.
Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение "Пульверизатор" (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного "Ф" в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу: И в фас, и в профиль "Фантази" к физиономии Зизи.
Факт.