Смена типа и ритма работы

От простого к сложному.

Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.

На 2 год обучения игровые и диалоговые формы уравновешиваются. На занятиях используются тренинги: речевой, пластический, актерский. Используются этюдные и репетиционные формы работы, созерцание, активное слушание, импровизация. Применяются групповые и индивидуальные формы обучения.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.

Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Пластическое воспитание», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем».

Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).

Раздел «Основы театральной культуры» – направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства.

Сюда входят темы:

o «Театр как вид искусства», «Виды театрального искусства», «Театральные жанры»;

o «Театральное закулисье», «Театр и зритель».

Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, посещение спектаклей, экскурсии.

Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов.

Раздел «Техника и культура речи» – включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся в групповой форме.

Речевой тренинг включает в себя:

  • Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.
  • Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
  • Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)
  • Скороговорки.

При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, произведения русских и зарубежных авторов. Форма контроля – конкурсы, творческие показы.

Раздел «Пластическое воспитание» – направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.

Используются специальные упражнения («Я – мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и др.), пластические импровизации (на заданную тему).

Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм.

Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения.

Занятие по пластическому воспитанию состоит из следующих блоков:

o Психофизическая разминка (тренинг)

o Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию, этюды.

o Подведение итогов.

На 2 год обучения вводится тема «Элементы танцевальных движений. Народный танец. Современный эстрадный танец». Полученные навыки помогают детям в работе над характером персонажа, выразительностью образа. К упражнениям по пластическому воспитанию добавляются упражнения по Сценическому движению, приемы Сценического боя.

Полученные навыки в работе над освобождением мышц и пластической выразительностью тела применяются детьми в работе над созданием образа персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего тела, рационального и эмоционального аппарата. Форма контроля знаний – творческие показы.

Раздел «Актерское мастерство»- направлен на освоение навыков актерского мастерства.

Основные темы этого блока:

  • «Организация внимания, воображения, памяти»
  • «Сценическое действие»
  • «Творческая мастерская
  • « Самостоятельная творческая работа».

Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческомколлективе. Открыть для детей и подростков поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, а на третьем году познакомить с технологией создания характера на сцене.

В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры, Специальные театральные игры и упражнения,направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.

Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.

От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия на примере этюдов. Этюд считается азбукой искусства. Это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением «Если бы».

Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену психофизического состояния, на вынужденное молчание, на вынужденное общение, на органическое молчание, этюд- импровизация.

Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.

Задача педагога сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста детей и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании детей, так как она является главным источником социального опыта.

В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка.

Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.

Занятие по актерскому мастерствусостоит из следующих блоков:

  • Тренинг (упражнения на внимание, воображение).
  • Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия.
  • Подведение итогов.

В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Дети и подростки получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями, конкурсно - игровыми программами, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков.

Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в Центре внешкольной работы (традиционные конкурсные -игровые программы на школьных каникулах, новогодние театрализованные представления и игровые программы, проведение тематических конкурсных программ для школ города, Дней Театра).

Тема « Самостоятельная творческая работа»вводится в программу на 2 год обучения. В рамках этой темы дети имеют возможность для самовыражения при выборе драматургического материала, работе в группе или самостоятельно.

Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях знания и навыки для создания сценического образа и поиска и выбора того или иного средства выразительности, для выражения своего творческого «Я».

Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся логичного и доказательного изложения своей точки зрения.

Изучение раздела «Актерское мастерство»взаимосвязано с изучением других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических условиях.

Степень творческого развития детей определяется по их активности, умению выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности поведения в условиях вымысла, развитости фантазии и воображения.

Для оценки результатов обучения используются: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.

Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» - завершает учебный процесс и является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.

Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, пьесы для детей и подростков. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус.

Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная.

Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.

Работая над спектаклем, дети пробуют себя в самых различных видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой.

Участие детей в показах спектакля, театральных фестивалях позволяет показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.

Планируемые результаты обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Историю возникновения театрального искусства.
  • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
  • Правила зрительского этикета.
  • Наизусть 7 скороговорок.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
  • Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
  • Выполнять простейшие физические действия.
  • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
  • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
  • Определять замысел, сценическую задачу этюда.
  • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
  • Коллективно выполнять задания.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Виды театрального искусства.
  • Устройство театра.
  • Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
  • 7-10 скороговорок.
  • 3-5 стихотворений отечественных и зарубежных авторов.

Учащиеся должны уметь:

  • Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.
  • Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале.
  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.
  • Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся.
  • Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
  • Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
  • Оправдывать установленные мизансцены.
  • Точно соблюдать авторский текст.
  • Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.

Ожидаемый конечный результат:

1. Умение использовать полученные знания в области театрального искусства.

2. Владение навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами,

действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зрителем.

3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,

литературой.

4. Учащиеся чувствуют себя раскованно.

5. Правильно ориентируются в этических вопросах.

6. Умеют ценить труд коллектива.

7. Ощущают потребность в творчестве и самовыражении.

Наши рекомендации