Предметно-развивающая образовательная среда

«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.

Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами – рабочая зона, активная зона, спокойная зона.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок.

Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).

Оборудование в группе представляет единое целое, оформление нацелено на развитие детей. Созданы все условия для оптимальной двигательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями и нормами СаНПиНа.

Оформлены пособия и атрибуты для реализации программы. Имеется центр оздоровления детей, в котором находятся мячи, обручи, мешочки для метания, материал для гимнастики глаз, оздоровительные дорожки. Оборудован уголок для развития мелкой моторики, где широко представлены игры, как фабричного производства, так и изготовленные совместно с родителями. Современная мебель способствует развитию игровых предпочтений воспитанников. Тематика сюжетно – ролевых игр соответствует возрастным особенностям группы. В группе созданы игровые зоны: «Салон красоты», «Поликлиника», «Супермаркет», «Стройка», «Морской флот», «Автосервис», «Библиотека», «Семья». В зоне ИЗОдеятельности в свободное пользование предоставлены цветные карандаши, краски, раскраски, пластилин и другие материалы для творческого развития детей. Для интеллектуального развития имеются развивающие настольно-печатные игры промышленного производства, а также разработанные педагогами игры: «Застёжки», «Транспорт», «Мой город» и другие. Для ознакомления детей с правилами дорожного движения оформлен специальный уголок, где представлен макет дорожного полотна, участники дорожного движения, дорожные знаки, разметка дороги. В соответствии с возрастом организована природная зона, где представлены различные коллекции: зёрен, ракушек, шишек, камушков, иллюстраций и книг о природе, дидактические игры, наглядный демонстрационный материал. Наличие данного природного материала, позволяет развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Библиография

1. Образовательная область «Физическая культура»

Цель:– формированиеу детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

1. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 2. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр.—М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду . – М.: Мозаика-синтез, 2000. 4. Рунова М.А., Бутилова А.В. «Ознакомление с природой через движение» – М.: Мозаика-синтез, 2006 5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений» – М.: Мозаика-синтез, 1999. 6. Галицына Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении». – М.: Скрипторий, 2004. 7. Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении». – М.: Владос,2001. 8. Мячи, обручи, ленточки, кегли, скакалки. Мешочки и кольца для метания, эспандеры, су - джок шарики, материал для гимнастики глаз, оздоровительные дорожки, мат. Атрибуты и маски для подвижных игр.

2. Образовательная область «Здоровье»

Цель:охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2009-2010. 2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010 3. БересневаЗ.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» М.: ТЦ «Сфера», 2005. 4. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» М. «Глобус» 2007г. 5. «Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста» М. «Школьная книга» 2007. 6. «Здоровый образ жизни» Н.И. Соловьёва М.: Школьная пресса, 2006. 7. Шорыгина. Беседы о здоровье. Методическое пособие. 8. Су - джок шарики, материал для гимнастики глаз, оздоровительные дорожки

3. Образовательная область «Безопасность»

Цель:формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и

формирование предпосылок экологического сознания (безопасности

окружающего мира)

1.Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста, М.: Просвещение, 2007. 2. Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. 3. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. 4. Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. 6. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004. 7. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005. 8. Картотека дидактических игр.

4. Образовательная область «Социализация»

Цель:освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников (конспекты занятий).-М.:Перспектива 2008 2. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. – М.: ДОМ, 2007. 3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. 5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. 6. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. 7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа М.: Скрипторий, 2004. 8. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет М.: ТЦ «Сфера» 2010. 9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении М.: ТЦ «Сфера» 2010. 10. Казаков А.П. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне в детском саду и в школе М.: «Гном и Д», 2009.

5. Образовательная область «Труд»

Цель:формирование положительного отношения к труду.

1. Буре Р.С. Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. / Под редакцией– М.: Просвещение,1987. 2. Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. – М.: Совершенство,1999. 3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2010. 6. 4. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974, 1980, 1983. 5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. – М.: Владос, 2003. 6. Фартуки, клеенки, салфетки, тряпочки, лейки, тазики и т.д.

6.Образовательная область «Познание»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие

детей.

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. - М: Мозаика-Синтез, 2008-2010.Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений» М.: Мозайка-Синтез» 2010г. 2. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозайка-Синтез» 2010г. 3. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.: Мозайка-Синтез» 2010г. 4. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений» М.: Мозайка-Синтез» 2010г. 5. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений.- М.: Мозайка-Синтез» 2010г. 6. Ушакова О.С. «Программа по развитию речи» - М.: «Вентана-граф», 2008. 7. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. 8. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2010. 9. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошк. воспитание. – 1996. - № 2. – С. 17. 10. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009. 11. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА, 2008. 12. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков М.: «Эксмо», 2009. 13. Узорова О.В. Рисуем по клеткам. 5-6 лет М: Астрель 2008. 14. Шорыгина Т,А. Беседы о домашних и декоративных птицах М.: ТЦ «Сфера».2009. 15. Картотека дидактических игр.

7. Образовательная область «Коммуникация»

Цель:овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. 2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. - М. Мозаика-Синтез, 2008-2010. 3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. 4. Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994. 5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991. 6. Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок. Технология ТРИЗ М.: «Аркти» 2010. 7. Серия «Рассказы по картинкам»: Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2011. 8. Картотека дидактических игр.

8.Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель:формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

1. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группа). Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. 2. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозайка-синтез» 2005-2010. 3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим детей с литературой».-М.: ТЦ «Сфера» 2009 г. 4. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб, 1996. 5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010. 6. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005. 7. Игровой уголок «Книги». 8. Библиотека детских книг.

9. Образовательная область «Художественное творчество»

Цель:формирование интереса к эстетической стороне окружающей

действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

1. Комарова Т.С. Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. 2. Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет) 3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. : Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2010. 4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2010. 5. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2005-2010. 6. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. 7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая группы). – М.: Владос, 2001. 9. Оборудован Изоуголок. 10. Цветные карандаши, краски, раскраски, пластилин и другие материалы для творческого развития детей

10. Образовательная область «Музыка»

Цель:развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать

музыку.

1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010. 2. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 3. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – («Росинка»). 5. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999. .

Приложение№ 1

Наши рекомендации