И самоактуализация личности
В воспитательном процессе
...разглядеть, как под увеличительным стеклом, что стандартных нет.
В. Леей
Я из всех исключение правил, Мне в удачный экспромт не сложиться. Мы такие все разные с вами: Это главное правило в жизни. Это главная в обществе мера — Я совсем не похож на другого. Человек бесподобен, и верно, Что не будет второго такого.
Рая Я., 8-й класс.
СУТЬ ПРОБЛЕМЫ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ» |
В. Мономах в своем мудром «Поучении детям» восторгается многообразием человеческих лиц. Сколько их
в мире, и ни одно лицо не похоже на другое! Люди должны обладать своим неповторимым лицом... «Как это ни странно, — пишет в своих «Раздумьях» Д.С. Лихачев, -- но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодушными.
Своеобразие же манит, «дразнит», заинтересовывает, заставляет проникнуть в суть, а в человеческих отношениях вызывает чувство любви. Можно полюбить некрасивое лицо, но нельзя полюбить стандартное лицо — лицо отштампованное «массовым тиражом», лицо манекена.
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
Чтобы ребенок полюбил куклу — кукле он дает имя, считает ее своей, «единственной».
Трудно не согласиться: нестандартность личности -это замечательно! Проявления индивидуальности — многообразны, оригинальны, привлекательны! Жизненная действительность от этого своеобразна в каждом своем проявлении, в том числе и педагогическом... Однако в реальном учебно-воспитательном процессе дело обстоит совершенно не так. На уроках — общий для всех рассказ учителя, общие задачи и контрольные, одни для всех лабораторные работы, единый список необходимых для прочтения литературно-художественных произведений... И во внеклассной работе то же: в театр на один и тот же спектакль; смотр строя и песни, конкурс чтецов, неделя физики и математики, обязательная экскурсия, единый для всех школьный музыкальный лекторий, общиедела, общественное мнение против тех, кто не так и не такой...
А тем не менее убедителен факт из жизни великих: однажды Эйнштейна спросили, как появляются изобретения, которые преображают мир. Великий физик ответил: «Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает изобретения». Противоречие? Да! А источник его? Ведь не в злой же воле педагогов, понимающих, что индивидуальность ученика — это прекрасно. На наш взгляд, тому есть несколько причин.
Во-первых, массовое обучение и воспитание объективно порождает и массовые организационные формы: так легче (удобнее, продуктивнее, экономнее в смысле сил и времени) «дойти до каждого», легче «управлять формированием» заданных общественным заказом черт личности (ведь воспитание — явление общественное).
Во-вторых, избранная в качестве цели воспитания идея разностороннего и гармоничного развития личности в практике воспитания естественно наталкивается на проблему возможности-невозможности ее достижения отдельными воспитанниками из-за их индивидуального своеобразия. Кому-то не дано развиваться всесторонне и гармонично. А кто-то, подобно флюсу, развивает определенные склонности и способности, добиваясь успехов, в ущерб
404_ Глава VI. Организация вое п-и та тельного процесса в школе
другим свойствам личности.., тем самым «не вписываясь» в общую жизнедеятельность. А нередко сопротивляясь (отсюда — «неприкаянные», «изгои», «классные шуты» и т.п.).
И в-третьих, есть причина субъективная — в учителе. В понимании им детей — людей иного возраста (а в возрастных особенностях прежде всего проявляется индивидуальное своеобразие). Это очень хорошо видно из сочинений детей, присланных в журнал «Миша» на тему «Если бы я был взрослым»: «...я прежде всего радовался бы тому, что могу делать все, что хочу», «...в ванне я бы развел золотых рыбок и никогда ничего не выбрасывал бы, и для всего, что я принес домой, у меня нашлось место, даже для треснувшего каштана, даже для ржавого гвоздя, даже для больного ежика»,.«Поскорей бы мне стать взрослым! Но я еще маленький. И пока я не стану большим, мне надо слушаться, и надо мыть руки, и надевать свитер, и смотреть под ноги, когда иду, и мне нельзя грызть ногти, и надо убирать игрушки, и надо много чего еще...» Это все о доме, ну а в школе — тем более.
И еще: учитель тоже индивидуальность, со своими взглядами, привычками, интересами, пристрастиями... А потому и каждый ребенок по-человеческипринимается или отвергается, одобряется или осуждается,., любится или не любится. И дети это прекрасно чувствуют: «После десяти лет моей учебы я пришел к такому выводу, что у каждого учителя есть свои «любимчики», а кто отрицает это, тот, как минимум, просто заблуждается. Есть у учителей и свои «нелюбимчики», а есть и те, кого они просто не замечают. И задача учителя в том, что он должен поощрять своих «любимчиков», не обижая не унижая и не обделяя вниманием остальных» (из сочинения первокурсника М. Кузнепова).
ЗАДАЧА КОРРЕКТИРОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ |
Хотим мы того или не хотим, в учебно-воспитательном процессе необходимо совместить две, казалось бы, несовместимые вещи — достижение цели и задач воспитания в условиях массового коллективного воздействия и учета, корректировки индивидуального пути развитиякаждого воспитан-
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности_ 405
ника. Задача не из легких, но реально осуществимая. Что
же для этого надо? Думается, есть несколько аспектов
внимания и специальной заботы классного руководителя
(воспитателя).
О Умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности и принять ее такой, какая она есть.
О Глубокое, на научной основе изучение личности воспитанника, его положения, статуса в воспитательном процессе.
О Установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником.
О Организация личностно ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей учащихся.
О Инструментовка воспитания как самопознания и саморазвития личности, ее самоактуализации.
О Индивидуальный корректив в воспитании некоторых школьников. Преодоление «сопротивления воспитанию».
ВОЗМОЖНАЯ ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ |
С.Д. Поляков предлагает для практического использования при индивидуальном подходе к учащимся такую типологиюиндивидуальных различий*, в которой несколько подходов.
1. На основании склонностей учащихся к развитию в той
или иной личностной сфере:'
>* школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
:*- школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;
>- воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;
>• воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
2. На основании установления взаимосвязи между форма
ми деятельности и общения учащихся и процессом раз
вития его индивидуальности:
* Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. С. 57—58.
Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
>~ склонные к индивидуальной деятельности; >• склонные к совместной, групповой, коллективной деятельности;
>• с приоритетностью межличностного общения; >~ акцентированные на групповом общении; >- склонные к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед «массой».
3. С точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях школьников к себе, своим проблемам, возможностям их решения: >- школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях; >• воспитанники, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, активное подталкивание в самопонимании и самореализации; >* воспитанники, которым нужно весьма жесткое руководство их действиями и энергичное стимулирование их обращенности на себя.
МЕТОДИКАИ ТЕХНИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ |
Установление индивидуально-личностных контактовпедагога и воспитанника складывается постепенно. При этом воспитатель поначалу сознательно, целеустремленно использует особые приемы,проецирует специальное вхождение в контакт: ритуал уважительного знакомства (с улыбкой, доброжелательным рукопожатием, специальными выражениями: «Я так рад с тобой познакомиться...», «Я ждал этой встречи...», «Прекрасно', ну вот мы и знакомы...»; более выигрышное употребление имени и фамилии воспитанника, обращение на «Вы» или с разрешения (!) на «ты» по праву старшинства и более близких контактов по сравнению с учителями-предметниками...). Это выражение доверия (даже с «авансом») в порученных делах, это благожелательный, добродушный тон общения, это частое употребление «вежливых слов», это «контакт понимающих глаз». Это, может быть, и взывание к силе физической и духовной воспитанника, типа: «Я женщина, мне не дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие общих тайн: «знаю о тебе что-то плохое, но... это наша тайна, и она останется между нами, и я тебя никогда не упрекну и не
буду уважать меньше». Это может быть и серия «особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это лучше меня (лучше других)...», «У тебя это прекрасно получается». Это и особая техника поощрения -- наказания либо их отсутствие в знак глубокого уважения. Это и посещение ученика дома, а значит, маленькие и большие семейные тайны, это нередко откровения самого ученика или его родителей... И умение прощать...(как мама). И многое.-многое другое.
Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего ученического коллектива, превращение общеклассных дел в личностно-ориентированные дела*.
Индивидуальный подход к воспитанникам предполагает еще три важных момента. Первый -- научениетому, что выполняет. Тогда классный руководитель (воспитатель) выступает по отношению к воспитаннику в качестве методиста, наставника. Формы научения самые различные: и школа актива, и индивидуальное научение, и передача опыта, и письменно оформленная «организаторская задача», и разного рода «памятки», и.краткий инструктаж. Второй, связанный с первым, -организация «ситуации успеха»,т.е. помощь в высококачественном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой(это третий момент), когда позитивная оценка педагога постепенно становится позитивной оценкой классного коллектива, а потом и самооценкой.
Важный момент работы классного руководителя — забота о том, как «вписывается» каждый школьник в жизнь и деятельность классного коллектива. Современный школьник — член многих коллективов: не только класса, но и семьи, неформальных объединений в школе и за ее пределам, круга друзей и единомышленников, группы, где «тусуется» от нечего делать... С возрастом число групп и коллективов увеличивается, отношения с ними и в них обогащаются, усложняются.
* Подробнее об этом в книге: Поляков С.Д., Ясшщкая В.Р., Зилин Э.С. Цели современного воспитания. Личностно ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск, 1996.
Глава VI, Организация воспитательного процесса в школе
Вот почему так важно использовать специальные приемы с целью обеспечения каждому ученику комфортного состояния в классном коллективе: специальные классные часы «Интересный человек рядом» (о каждом с интересом: его хобби, о деятельности вне школы, о его путешествиях и поездках, коллекционировании, о родителях и бабушках-дедушках...), серия «ситуаций успеха», празднование в классе дней рождения и дней именинника, публичное награждение за успехи, различные психологические тренинговые упражнения (типа «учимся говорить комплименты», «учимся дарить подарки» и т.п.)... Все это позволяет создать в классе благоприятный эмоциональный климат, сделать позицию каждого радостной и защищенной. Этому способствуют еще и специальные-правила, традиционно вводимые в общение: «Живи для улыбки друга», «Развивай в себе чувство локтя», «Никому не позволено обижать другого» и т.п., которые неукоснительно соблюдаются.
Современное решение проблемы индивидуального подхода — это еще максимальное способствование развитию индивидуальностиученика, его самопроявлению и саморазвитию.
Это происходит через включение детей в разнообразные виды классной и школьной деятельности на основе способностей и интересов, через участие их в различных учреждениях системы дополнительного образования. Ценно использование различных многопрофильных детско-юношеских объединений, где каждый может попробовать себя в разнообразных видах и формах деятельности.
Классный руководитель использует возможности детей, занимающихся в сфере дополнительного образования (играет на музыкальных инструментах, танцует, поет, рисует, делает что-то мастерски своими руками...), для обогащения содержания воспитательной работы с классом, повышая уровень мастерства и качества. И... поднимая престиж этого ученика, обеспечивает его самоактуализацию среди сверстников и педагогов.
Говоря об индивидуальном подходе в воспитании, нельзя забыть о детях, требующих особого внимания классного руководителя, — так называемых трудных (трудновоспитуемых) детях и подростках: имеющих отклонения в развитии, различную степень недоразвитости отдельный
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности 409
функций, детях с различными заболеваниями, педагогически запущенных и даже... одаренных в какой-то области... Все они трудно «вписываются» в общую систему воспитательной работы, проявляя «сопротивление воспитанию». Здесь нужен индивидуальный корректив.Именно об этом писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо: «...прежде чем воспитывать характер, нужно его изучить, спокойно ждать, когда он проявится, предоставлять ему случаи проявить себя. Лучше воздержаться от всяких действий, чем действовать некстати. Один талант следует окрылить, а на другой накинуть путы; одного нужно подталкивать, а другого сдерживать; одного необходимо приласкать, а другого приструнить; приходится то просвещать, то притуплять остроту умов. Ведь иной создан для того, чтобы вести познания человеческие до последнего их предела, а для другого даже умение читать и то окажется пагубным».
В настоящее время в современной школе массовым явлением стало появление классов педагогической коррекции.К сожалению, б педагогической практике бытует извращенное к ним отношение: называют «классами дурачков» и... снижают и уровень образования, и содержание воспитания, махнув на все рукой. А суть-то в том, чтобы организовать их развитие на их собственном уровне. И это благородно. Обратимся к размышлениям В. Леви: «...Олигофрен ли? Олигофрен — малоумный. А малоумие — понятие растяжимое. Сколько ума надо для жизни, никому не известно. Не пережимайте. Ощутил немножко такую опасность — в Вашей страстности, в стремлении к преодолению «сопротивления материала»... Главное: Ваша любовь, которую Вы подарили воспитаннику. И... подарили ему «себя самого, принятого, любимого. Пусть же это не заслоняется частностями, даже такими важными, как нормальная речь, усвоение понятий, доступных другим. Не верите в наследственность?.. Правильно, верить в нее не надо. Но трезво иметь ввиду...
И второе главное: общение и уверенность... Нахождение СВОИХ интересов, СВОЕГО дела... Не «тянуть», а дать выявиться. Рисовать, строить, мастерить, собирать. Общаться с животными, с растениями»*.
* Леей В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. С. 296. Кн.2. Кот в мешке.
410 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
дифференциро- I Внеурочная работа классного руково-ванный подходдителя имеет еще и аспект дифферен-в воспитании дарованного подхода,т.е. работа с группами учащихся, созданными по самым разнообразным признакам: девочек и мальчиков, актива и пассива, по группам интересов и склонностей, одаренные дети и слабоуспевающие, трудные подростки, дети с отклонениями в физическом и психическом развитии, дети с ослабленным здоровьем, дети из неблагополучных семей. Это может быть работа специально с ними: беседа с малой группой, чтение книг и статей, посещение театра или музея, прогулка, «девичник» или «мальчишник» и т.д. И тем не-менее главное назначение всей этой работы — достижение общей цели воспитания, включение разных категорий детей в общую жизнедеятельность, в систему запланированных отношений на основе их индивидуального своеобразия.
СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
Существенным аспектом воспитательного процесса в современной школе должен стать аспект стимулирования самовоспитания учащихся, вооружение их методами и приемами самопознания и самовоспитания.Раскроем здесь некоторые конкретные методы и приемы, которыми может воспользоваться воспитатель.
Самовоспитание начинается с самопознания и самоосознания,ибо, как утверждал Т. Манн, «познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». Обращение к собственному «Я» у подростков нередко начинается с неудовлетворенности этим «Я»:
Паутинки-мысли, Оборванки — фразы, Не сказать — как выплеснуть Ни потом, ни сразу. Сковывает голос, Больше, чем движенья, Ох, мое больное самовыраженье! Таня Зябликова, 16 лет
Здесь очень важно обратить внимание на позитивную сторону«Я», чтобы вызвать к жизни потребность разви-
6.6. Развитие_индивидуальности и самоактуализация личности_ 411
вать свои потенциальные возможности. Уважаешь ли ты себя и за что? — «Уважаюсебя, так как считаю себя человеком интеллектуально развитым, общительным, духовно богатым и стремящимся развивать себя; Самуйло-ву Н. — за то, что она, хотя и закомлпексована, но старается помочь другу, чем может, развеселит, если у тебя плохое настроение» (Лена. Л.).
А далее, самонастройна жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработка привычки к постоянному самосовершенствованию. И. Кант писал: «Юноше следует указать на необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя; на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества. Следует указать и на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг; ...на необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы —"'граждане мира».
ВООРУЖЕНИЕ МЕТОДИКОЙ САМОВОСПИТАНИЯ |
Очень важно научить растущего человека постановке целисамовоспитания: составлению конкретной программы самовоспитания на месяц, год, несколько лет, на всю жизнь; очерчиванию круга идеалов (могут быть конкретные личности, а может быть и собирательный образ); составлению правил, которым надо неукоснительно следовать всегда, в большом и малом (например, «Правила жизни» Л.Н. Толстого)...
Достигнув цели, человек получает истинное удовлетворение и наслаждение. Подростки и старшеклассники уже могут осознавать цель всей жизни, выдвигать правила ее, находить пути их реализации:
Будь горда и свободна, как птица,
И такой оставайся всегда.
Будь-себе и раба, и царица,
Но рабой для других — никогда!
Не горюй, если горе случится, Улыбнись, хоть и слезы текут.
412 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
В жизни всякое может случится Дни несчастия счастье несут! Умей смеяться, когда грустно, Умей грустить, когда смешно, Умей казаться равнодушной, Когда на сердце тяжело.
Иващенко Яна Недоросль. 1996. № 4
Цель может быть и конкретной: изучение конкретных качеств своей личности и использование их в позитивном саморазвитии предполагает анализ всех «за» и «против». Вот как анализирует упрямстводесятиклассница Л. Лаков-щикова: «Упрямство — это несогласие и яркое противостояние в той или иной ситуации и проявления своего самомнения. I) Упрямство помогает: а) отстоять общественные взгляды, б) достичь нужной цели, в) выразить собственное мнение, г) доказать что-либо, д) узнать что-нибудь непонятное, е) в учебе и учении. 2) Упрямство мешает (вредит): а) в том случае, когда кто-либо хочет доказать тебе, что ты неправ, б) судить объективно в той или иной ситуации, в) когда надо, уступить в спорном положении, г) увидеть чужую точку зрения».
Обучение методам и приемам самовоспитания предполагает научение школьников составлению собственной программысаморазвития: ведению кален даря-ежедневника (запись-планирование основных дел и их выполнение-невыполнение); ведению дневника (записи обо всех событиях, их анализ, задания самому себе, их выполнение, анализ хода самовоспитания); составлению и самообязательств на месяц, год, несколько лет (как своеобразные ступеньки восхождения к развитой личности); написанию «писем самому себе», обращенных в будущее.
Развитие воли— еще одна задача обучения школьников методике самовоспитания, предполагает психологический настрой («Я могу...», «У меня получится...», «Это надо сделать...», «Я полон уверенности...», «Я способен...»); упражнения в преодолении трудностей (физичес-. ких, интеллектуальных, моральных...).
Обучение учащихся конкретным приемам самовоспитания.Основные из них таковы: самонаблюдение(фиксация человеком динамики собственного развития), самоопре-
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
деление(сознательный выбор и утверждение собственной позиции), самооценка(оценка своих возможностей, качеств и места среди людей), самоотчет(анализ собственной деятельности и результатов ее), самовнушение(воздействие на собственную психику), самоорганизация, самонастрой, самоприказ, саморегуляция...И как итог самоконтроль и самоанализ(в повседневной жизнедеятельности тренинги анализа прожитого дня, недели, месяца, года; анализа отношений с людьми; самооценка хода самовоспитания, его корректировка и подкрепление...); самоотчет:
Чье сердце смягчил? Кому подал руку? Кому облегчил Душевную муку? Чью старость утешил? Кого осчастливил? Кого на дорогу На торную вывел?
А. Яшин
«Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен делать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» (Пифагор).
Есть приемы воздействия на себя, описанные в психологии, психотерапии, психогигиене, -которые с успехом может использовать школьный педагог: жадность жизни (не денег!, а духовного — книг, картин, музыки, природы, общения с людьми), «удивленность» (любые явления жизни воспринимать с удивлением и восторженностью), взращивание любви к себе как ценности (к телу, душе, интеллекту), оптимизация (себя, своих дел, окружающих явлений...), авансирование своих возможностей, положительное подкрепление.
И как итог следует назвать еще одну задачу школьного педагога, стимулирующего самовоспитание учащихся, — это научение их подбору соответствующей литературы как руководства самопознанием и самовоспитанием. Д.И. Писарев считал, что очень важно «постоянно поддерживать серьезным чтением живую связь между своей собственной мыслью и теми великими умами, которые из года в
414 Глава VI. Организация воспитательного процесса _в школе год своими постоянными трудами расширяют ио разным направлениям всемирную область человеческого знания». |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВКЛЮЧЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕСС САМОВОСПИТАНИЯ |
Еще одна благодатная тенденция воспитания в современной школе -появление в учебном плане факультативных курсов, обладающих воспитательным потенциалом: «Основы психологии», «Психология самовоспитания», «Психология общения», «Человекознание» (в ключе живой этики Рерихов), «Мировая художественная культура», «Мировая культура», «История религии», «Школьникам — об этикете», «Уроки культуры поведения», «Этическая грамматика», «Этика и психология семейной жизни», «Творческое решение изобретательских задач», «Здоровый образ жизни», «Охрана безопасности жизни» и многие другие. Большинство из них представляют собой авторские курсы: оригинальные, творческие, с увлечением изучаемые современными школьниками, проявляющими интерес к проблемам самопознания и самосовершенствования.
Особое место отводится курсу «Человековедение». Существует множество авторских программ. Назовем здесь некоторые из них, наиболее известные. >• Курс под названием «Человек»*(автор П.С. Гуревич). Основные вопросы: Зачем я философствую? В чем моя тайна? Кто я (мое тело, возраст, пол, нация)? Как я воспринимаю других? Во что я верю? Что для меня свято? Свободен ли я? Кого я люблю? Чего я страшусь? Умру ли я?
>• Интересными представляются разработки программно-методических рекомендаций по воспитанию учащихся, проводимые в Минске под руководством В.Т. Ка-буша: «Человек», «Гражданин», «Личность» (издано в Минске, 1995).
»- Курс «Основы мирозданья»для малышей 7—8 лет (г. Севастополь, автор-составитель — Е.В. Сытникова). В основе адаптированные к детскому возрасту (с использованием пословиц, загадок, сказок, музыки, жи-
* Учебное пособие по курсу: Гуревич П.С. Человек. М., 1995.
4)5 |
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
вописи, разыгрываемых кукольными персонажами интермедий и диалогов, рисования, лепки, пения) несколько предметов: естествознание, русский язык и литература, живопись и музыка. Непринужденная обстановка бесед детей со сказочными персонажами-куклами профессором-псом Альтаиром и его учеником Попугаем, обстановка сотрудничества (правила типа «Твои успехи --наша общая радость», «Не получилось сегодня -- получится завтра»...), особая система поощрения каждой мысли (!), отгадки, идеи... веде-ние тетради «достижений» и многие другие приемы позволяют научить детей любви к осмыслению окружающего мира и жизни.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ |
И все-таки особое внимание необходимо обратить на процесс саморазвития старшеклассников,ибо именно в этом возрасте школьники воистину становятся субъектами воспитания.Задача нашего факультативного курса «Человековедение»* для 9—11-х классов -- вооружить учащихся основами науки и практики САМОвоспитания. Что это значит? Во-первых, хорошо изучить человека как такового, чтобы представлять себе резервные возможности памяти, внимания, мышления, способностей, характера, воли... Современные науки накопили об этом достаточно много сведений.
Во-вторых, надо хорошенько познать себя самого, свою индивидуальность, свои собственные психологические особенности, чтобы осознать потенциальные возможности собственной личности. Современные науки о человеке накопили множество методик самопознания, созданы многочисленные практикумы.
И наконец, в-третьих, овладеть методикой и техникой самовоспитания. Как и какую цель жизни избрать? Как составить программу собственной жизни и добиться ее выполнения? Как развить волю? Способности? Как убе-
* Маленкова Л. И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000. Маленкова Л.И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.
416 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
речься от соблазнов окружающей жизни? Как извлечь пользу из своих ошибок и заблуждений? Как выйти победителем из сложившихся жизненных коллизий? Кто мне поможет? И многое-многое другое.
Трехгодичный курс «Человековедение» имеет три блока тем: 9-й класс --'«Я — Человек, но какой?» (изучение наук о человеке, познание человека в самом себе и научение методике самовоспитания); 10-й класс — «Я и другие люди» (этика и психология общения, самопознание и самовоспитание качеств, делающих общение «роскошью», сюда же органично входит курс «Этика и психология семейной жизни»); 11-й класс — «Философское осмысление жизни» (всех ее проблем, стоящих перед человеком, поиск их решения).
Курс «Человековедение» возможно использовать в разных вариантах: как специальный факультативный курс для 9—11-х классов различных типов школ; содержательный материал курса и его методика могут быть использованы в воспитательной работе классного руководителя, воспитателя; и наконец, учебное пособие может быть использовано самими учащимися для самостоятельной работы по самовоспитанию, вот почему оно построено в форме самоуроков. Они — продуктивнее. Ведь всем известно, что в старшем подростковом — младшем юношеском возрасте человек уже не дитя и больше всего не любит, когда его поучают, наставляют, ведут куда-то, заставляют, оценивают (вот еще -- за человекознание, человеколюбие, развитую память, чувства дружбы и любви... — «3», »4», »5», а то и »2»!!!). И еще один довод за «самоуроки»: нет ничего ценнее, чем то, что человек САМ открыл для себя истину, САМ доказал себе что-то, САМ убедился в неверности и пагубности своих бывших заблуждений. Но и это не все. Как бы родители и учителя ни желали взрослеющим детям добра, как бы ни предостерегали от возможных ошибок, как бы ни «подстилали соломки, чтобы смягчить возможное падение», все равно растущий человек учится на СВОИХ ОШИБКАХ. Хотя это и болезненно.
В структуре каждого самоурока есть такие части: проблемные вопросы для размышления (рубрика «Подумай!»), мнения сверстников («Так думают сверстники»), афоризмы, мысли великих людей, пословицы, поговорки, от-
6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности
рывки из произведений художественной литературы и публицистики (в рубрике «Из мудрых мыслей...»), извлечения из словарей и справочников, данные научных исследований, высказывания ученых (рубрика «Проверь себя»). Практически в каждом уроке есть рубрика «Твой практикум» — различные методики самопознания и самовоспитания: проблемные вопросы, задания, этико-пси-хологические задачи, упражнения для тренинга, разные методы и приемы работы над собой...
Взрослея, человек постепенно все меньше и меньше становится воспитуемым, все больше и больше превращается в САМОвоспитателя. Задавшись целью САМОраз-вития, САМОвоспитания, чтобы состояться как личность,человек может многое. В этом суть и предназначение ВОСПИТАНИЯв современной школе.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Понятие индивидуальности — в чем его суть?
2. Как разрешить противоречие: индивидуальность и условия
массового (коллективного) воспитания?
3. Возможные типологии детей и построение воспитательно
го процесса.
4. Слагаемые индивидуального подхода. В чем сущность лич-
ностно-ориентированного воспитания?
5. Инструментовка воспитания как самовоспитания. Какие
пути и средства, организационные формы стимулирования
самовоспитания, на ваш взгляд, наиболее продуктивны?
Рекомендуемая литература
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М, 1999.
Андреев Б.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.
Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград, 1995,
Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей, М., 1997.
Кащенко В.Л. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994.
Колесников Б.К. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1990.
Леей В. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.
14. Заказ № 1233.
418 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
Маленкова Л.И. Я — Человек. Школьному педагогу — о воспитании старшеклассников. М., 2002.
Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1994.
Общение с собой — необходимое условие самоформирования «Я». В кн.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 537-539.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.. 2001. С. 13—32, 51—74.
Селевко Г.К. Самоусовершенствование личности. М., 1999.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 1997.
Степанов Е.Н. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Псков, 1998.
Теплое Б.М, Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
Школа сотрудничества. Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. М., 2000.