И самоактуализация личности

В воспитательном процессе

...разглядеть, как под увеличитель­ным стеклом, что стандартных нет.

В. Леей

Я из всех исключение правил, Мне в удачный экспромт не сложиться. Мы такие все разные с вами: Это главное правило в жизни. Это главная в обществе мера — Я совсем не похож на другого. Человек бесподобен, и верно, Что не будет второго такого.

Рая Я., 8-й класс.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ «ИНДИВИДУАЛЬ­НОСТЬ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

В. Мономах в своем мудром «Поуче­нии детям» восторгается многообра­зием человеческих лиц. Сколько их

в мире, и ни одно лицо не похоже на другое! Люди должны обладать своим неповторимым лицом... «Как это ни странно, — пишет в своих «Раздумьях» Д.С. Ли­хачев, -- но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность оставляет нас равнодуш­ными.

Своеобразие же манит, «дразнит», заинтересовывает, заставляет проникнуть в суть, а в человеческих отноше­ниях вызывает чувство любви. Можно полюбить некраси­вое лицо, но нельзя полюбить стандартное лицо — лицо отштампованное «массовым тиражом», лицо манекена.


6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности

Чтобы ребенок полюбил куклу — кукле он дает имя, счи­тает ее своей, «единственной».

Трудно не согласиться: нестандартность личности -это замечательно! Проявления индивидуальности — мно­гообразны, оригинальны, привлекательны! Жизненная действительность от этого своеобразна в каждом своем проявлении, в том числе и педагогическом... Однако в реальном учебно-воспитательном процессе дело обсто­ит совершенно не так. На уроках — общий для всех рас­сказ учителя, общие задачи и контрольные, одни для всех лабораторные работы, единый список необходимых для прочтения литературно-художественных произведе­ний... И во внеклассной работе то же: в театр на один и тот же спектакль; смотр строя и песни, конкурс чте­цов, неделя физики и математики, обязательная экскур­сия, единый для всех школьный музыкальный лекторий, общиедела, общественное мнение против тех, кто не так и не такой...

А тем не менее убедителен факт из жизни великих: однажды Эйнштейна спросили, как появляются изобре­тения, которые преображают мир. Великий физик отве­тил: «Очень просто. Все знают, что это сделать невозмож­но. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает изобретения». Противоречие? Да! А источник его? Ведь не в злой же воле педагогов, пони­мающих, что индивидуальность ученика — это прекрас­но. На наш взгляд, тому есть несколько причин.

Во-первых, массовое обучение и воспитание объектив­но порождает и массовые организационные формы: так легче (удобнее, продуктивнее, экономнее в смысле сил и времени) «дойти до каждого», легче «управлять фор­мированием» заданных общественным заказом черт лич­ности (ведь воспитание — явление общественное).

Во-вторых, избранная в качестве цели воспитания идея разностороннего и гармоничного развития личности в практике воспитания естественно наталкивается на про­блему возможности-невозможности ее достижения отдель­ными воспитанниками из-за их индивидуального своеоб­разия. Кому-то не дано развиваться всесторонне и гармо­нично. А кто-то, подобно флюсу, развивает определенные склонности и способности, добиваясь успехов, в ущерб

404_ Глава VI. Организация вое п-и та тельного процесса в школе

другим свойствам личности.., тем самым «не вписыва­ясь» в общую жизнедеятельность. А нередко сопротивля­ясь (отсюда — «неприкаянные», «изгои», «классные шуты» и т.п.).

И в-третьих, есть причина субъективная — в учителе. В понимании им детей — людей иного возраста (а в возра­стных особенностях прежде всего проявляется индивиду­альное своеобразие). Это очень хорошо видно из сочине­ний детей, присланных в журнал «Миша» на тему «Если бы я был взрослым»: «...я прежде всего радовался бы тому, что могу делать все, что хочу», «...в ванне я бы развел золотых рыбок и никогда ничего не выбрасывал бы, и для всего, что я принес домой, у меня нашлось место, даже для треснувшего каштана, даже для ржавого гвоз­дя, даже для больного ежика»,.«Поскорей бы мне стать взрослым! Но я еще маленький. И пока я не стану боль­шим, мне надо слушаться, и надо мыть руки, и надевать свитер, и смотреть под ноги, когда иду, и мне нельзя грызть ногти, и надо убирать игрушки, и надо много чего еще...» Это все о доме, ну а в школе — тем более.

И еще: учитель тоже индивидуальность, со своими взглядами, привычками, интересами, пристрастиями... А потому и каждый ребенок по-человеческипринимается или отвергается, одобряется или осуждается,., любится или не любится. И дети это прекрасно чувствуют: «После де­сяти лет моей учебы я пришел к такому выводу, что у каждого учителя есть свои «любимчики», а кто отрицает это, тот, как минимум, просто заблуждается. Есть у учи­телей и свои «нелюбимчики», а есть и те, кого они про­сто не замечают. И задача учителя в том, что он должен поощрять своих «любимчиков», не обижая не унижая и не обделяя вниманием остальных» (из сочинения перво­курсника М. Кузнепова).

ЗАДАЧА КОРРЕКТИ­РОВКИ ИНДИВИДУ­АЛЬНОГО РАЗВИ­ТИЯ

Хотим мы того или не хотим, в учеб­но-воспитательном процессе необхо­димо совместить две, казалось бы, несовместимые вещи — достижение цели и задач воспитания в условиях массового коллективного воздействия и учета, корректи­ровки индивидуального пути развитиякаждого воспитан-

6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности_ 405

ника. Задача не из легких, но реально осуществимая. Что

же для этого надо? Думается, есть несколько аспектов

внимания и специальной заботы классного руководителя

(воспитателя).

О Умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуаль­ность, уникальность и неповторимость каждой лично­сти и принять ее такой, какая она есть.

О Глубокое, на научной основе изучение личности вос­питанника, его положения, статуса в воспитательном процессе.

О Установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником.

О Организация личностно ориентированной воспитыва­ющей деятельности в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей учащихся.

О Инструментовка воспитания как самопознания и са­моразвития личности, ее самоактуализации.

О Индивидуальный корректив в воспитании некоторых школьников. Преодоление «сопротивления воспита­нию».

ВОЗМОЖНАЯ ТИПОЛОГИЯ ИНДИ­ВИДУАЛЬНОСТЕЙ

С.Д. Поляков предлагает для практи­ческого использования при индиви­дуальном подходе к учащимся такую типологиюиндивидуальных различий*, в которой несколько подходов.

1. На основании склонностей учащихся к развитию в той
или иной личностной сфере:'

>* школьники с доминантой интересов в интеллекту­альной сфере;

:*- школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;

>- воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;

>• воспитанники с доминантой интересов в сфере от­ношений людей.

2. На основании установления взаимосвязи между форма­
ми деятельности и общения учащихся и процессом раз­
вития его индивидуальности:

* Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. С. 57—58.



Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности




>~ склонные к индивидуальной деятельности; >• склонные к совместной, групповой, коллективной деятельности;

>• с приоритетностью межличностного общения; >~ акцентированные на групповом общении; >- склонные к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед «массой».

3. С точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях школьников к себе, сво­им проблемам, возможностям их решения: >- школьники, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях; >• воспитанники, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, активное подтал­кивание в самопонимании и самореализации; >* воспитанники, которым нужно весьма жесткое ру­ководство их действиями и энергичное стимулирова­ние их обращенности на себя.

МЕТОДИКАИ ТЕХ­НИКА ИНДИВИДУ­АЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ

Установление индивидуально-личност­ных контактовпедагога и воспитан­ника складывается постепенно. При этом воспитатель поначалу сознатель­но, целеустремленно использует осо­бые приемы,проецирует специальное вхождение в кон­такт: ритуал уважительного знакомства (с улыбкой, доб­рожелательным рукопожатием, специальными выражени­ями: «Я так рад с тобой познакомиться...», «Я ждал этой встречи...», «Прекрасно', ну вот мы и знакомы...»; более выигрышное употребление имени и фамилии воспитан­ника, обращение на «Вы» или с разрешения (!) на «ты» по праву старшинства и более близких контактов по срав­нению с учителями-предметниками...). Это выражение доверия (даже с «авансом») в порученных делах, это бла­гожелательный, добродушный тон общения, это частое употребление «вежливых слов», это «контакт понимаю­щих глаз». Это, может быть, и взывание к силе физичес­кой и духовной воспитанника, типа: «Я женщина, мне не дано.., а ты ведь мужчина». Это и наличие общих тайн: «знаю о тебе что-то плохое, но... это наша тайна, и она останется между нами, и я тебя никогда не упрекну и не

буду уважать меньше». Это может быть и серия «особых» просьб: «Ты ведь сделаешь это лучше меня (лучше дру­гих)...», «У тебя это прекрасно получается». Это и особая техника поощрения -- наказания либо их отсутствие в знак глубокого уважения. Это и посещение ученика дома, а значит, маленькие и большие семейные тайны, это не­редко откровения самого ученика или его родителей... И умение прощать...(как мама). И многое.-многое другое.

Индивидуально-личностный контакт педагога с вос­питанником облегчает процесс введения каждого воспи­танника в коллективную творческую деятельность всего ученического коллектива, превращение общеклассных дел в личностно-ориентированные дела*.

Индивидуальный подход к воспитанникам предпо­лагает еще три важных момента. Первый -- научениетому, что выполняет. Тогда классный руководитель (вос­питатель) выступает по отношению к воспитаннику в качестве методиста, наставника. Формы научения са­мые различные: и школа актива, и индивидуальное на­учение, и передача опыта, и письменно оформленная «организаторская задача», и разного рода «памятки», и.краткий инструктаж. Второй, связанный с первым, -организация «ситуации успеха»,т.е. помощь в высоко­качественном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой(это третий мо­мент), когда позитивная оценка педагога постепенно становится позитивной оценкой классного коллектива, а потом и самооценкой.

Важный момент работы классного руководителя — за­бота о том, как «вписывается» каждый школьник в жизнь и деятельность классного коллектива. Современный школь­ник — член многих коллективов: не только класса, но и семьи, неформальных объединений в школе и за ее пре­делам, круга друзей и единомышленников, группы, где «тусуется» от нечего делать... С возрастом число групп и коллективов увеличивается, отношения с ними и в них обогащаются, усложняются.

* Подробнее об этом в книге: Поляков С.Д., Ясшщкая В.Р., Зилин Э.С. Цели современного воспитания. Личностно ориентированное коллектив­ное творческое дело. Ульяновск, 1996.


Глава VI, Организация воспитательного процесса в школе

Вот почему так важно использовать специальные при­емы с целью обеспечения каждому ученику комфортно­го состояния в классном коллективе: специальные класс­ные часы «Интересный человек рядом» (о каждом с ин­тересом: его хобби, о деятельности вне школы, о его путешествиях и поездках, коллекционировании, о роди­телях и бабушках-дедушках...), серия «ситуаций успеха», празднование в классе дней рождения и дней именинни­ка, публичное награждение за успехи, различные психо­логические тренинговые упражнения (типа «учимся го­ворить комплименты», «учимся дарить подарки» и т.п.)... Все это позволяет создать в классе благоприятный эмо­циональный климат, сделать позицию каждого радостной и защищенной. Этому способствуют еще и специальные-правила, традиционно вводимые в общение: «Живи для улыбки друга», «Развивай в себе чувство локтя», «Нико­му не позволено обижать другого» и т.п., которые неукос­нительно соблюдаются.

Современное решение проблемы индивидуального подхо­да — это еще максимальное способствование развитию инди­видуальностиученика, его самопроявлению и саморазвитию.

Это происходит через включение детей в разнообраз­ные виды классной и школьной деятельности на основе способностей и интересов, через участие их в различных учреждениях системы дополнительного образования. Цен­но использование различных многопрофильных детско-юношеских объединений, где каждый может попробовать себя в разнообразных видах и формах деятельности.

Классный руководитель использует возможности детей, занимающихся в сфере дополнительного образования (иг­рает на музыкальных инструментах, танцует, поет, рису­ет, делает что-то мастерски своими руками...), для обо­гащения содержания воспитательной работы с классом, повышая уровень мастерства и качества. И... поднимая престиж этого ученика, обеспечивает его самоактуализа­цию среди сверстников и педагогов.

Говоря об индивидуальном подходе в воспитании, нель­зя забыть о детях, требующих особого внимания класс­ного руководителя, — так называемых трудных (трудно­воспитуемых) детях и подростках: имеющих отклонения в развитии, различную степень недоразвитости отдельный

6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности 409

функций, детях с различными заболеваниями, педагоги­чески запущенных и даже... одаренных в какой-то облас­ти... Все они трудно «вписываются» в общую систему вос­питательной работы, проявляя «сопротивление воспита­нию». Здесь нужен индивидуальный корректив.Именно об этом писал в свое время еще Ж.-Ж. Руссо: «...прежде чем воспитывать характер, нужно его изучить, спокойно ждать, когда он проявится, предоставлять ему случаи проявить себя. Лучше воздержаться от всяких действий, чем дей­ствовать некстати. Один талант следует окрылить, а на другой накинуть путы; одного нужно подталкивать, а дру­гого сдерживать; одного необходимо приласкать, а дру­гого приструнить; приходится то просвещать, то притуп­лять остроту умов. Ведь иной создан для того, чтобы вес­ти познания человеческие до последнего их предела, а для другого даже умение читать и то окажется пагубным».

В настоящее время в современной школе массовым яв­лением стало появление классов педагогической коррек­ции.К сожалению, б педагогической практике бытует из­вращенное к ним отношение: называют «классами дурач­ков» и... снижают и уровень образования, и содержание воспитания, махнув на все рукой. А суть-то в том, чтобы организовать их развитие на их собственном уровне. И это благородно. Обратимся к размышлениям В. Леви: «...Оли­гофрен ли? Олигофрен — малоумный. А малоумие — по­нятие растяжимое. Сколько ума надо для жизни, никому не известно. Не пережимайте. Ощутил немножко такую опасность — в Вашей страстности, в стремлении к пре­одолению «сопротивления материала»... Главное: Ваша любовь, которую Вы подарили воспитаннику. И... пода­рили ему «себя самого, принятого, любимого. Пусть же это не заслоняется частностями, даже такими важными, как нормальная речь, усвоение понятий, доступных дру­гим. Не верите в наследственность?.. Правильно, верить в нее не надо. Но трезво иметь ввиду...

И второе главное: общение и уверенность... Нахожде­ние СВОИХ интересов, СВОЕГО дела... Не «тянуть», а дать выявиться. Рисовать, строить, мастерить, собирать. Общаться с животными, с растениями»*.

* Леей В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. С. 296. Кн.2. Кот в мешке.

410 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

дифференциро- I Внеурочная работа классного руково-ванный подходдителя имеет еще и аспект дифферен-в воспитании дарованного подхода,т.е. работа с груп­пами учащихся, созданными по самым разнообразным признакам: девочек и мальчиков, актива и пассива, по группам интересов и склонностей, одаренные дети и слабоуспевающие, трудные подростки, дети с от­клонениями в физическом и психическом развитии, дети с ослабленным здоровьем, дети из неблагополучных семей. Это может быть работа специально с ними: беседа с малой группой, чтение книг и статей, посещение театра или му­зея, прогулка, «девичник» или «мальчишник» и т.д. И тем не-менее главное назначение всей этой работы — достиже­ние общей цели воспитания, включение разных категорий детей в общую жизнедеятельность, в систему запланирован­ных отношений на основе их индивидуального своеобразия.

СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА ВОС­ПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Существенным аспектом воспитатель­ного процесса в современной школе должен стать аспект стимулирования самовоспитания учащихся, вооруже­ние их методами и приемами самопоз­нания и самовоспитания.Раскроем здесь некоторые конкретные методы и приемы, которыми может воспользоваться воспитатель.

Самовоспитание начинается с самопознания и само­осознания,ибо, как утверждал Т. Манн, «познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». Обращение к собственному «Я» у подростков нередко начинается с не­удовлетворенности этим «Я»:

Паутинки-мысли, Оборванки — фразы, Не сказать — как выплеснуть Ни потом, ни сразу. Сковывает голос, Больше, чем движенья, Ох, мое больное самовыраженье! Таня Зябликова, 16 лет

Здесь очень важно обратить внимание на позитивную сторону«Я», чтобы вызвать к жизни потребность разви-

6.6. Развитие_индивидуальности и самоактуализация личности_ 411

вать свои потенциальные возможности. Уважаешь ли ты себя и за что? — «Уважаюсебя, так как считаю себя че­ловеком интеллектуально развитым, общительным, ду­ховно богатым и стремящимся развивать себя; Самуйло-ву Н. — за то, что она, хотя и закомлпексована, но ста­рается помочь другу, чем может, развеселит, если у тебя плохое настроение» (Лена. Л.).

А далее, самонастройна жизнерадостность, на разви­тие и возвышение себя, на реализацию своего челове­ческого предназначения, выработка привычки к посто­янному самосовершенствованию. И. Кант писал: «Юноше следует указать на необходимость жизнерадостности и хо­рошего настроения, человек живет в радости сердца сво­его, когда ему не в чем упрекнуть себя; на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитани­ем можно добиться того, чтобы всегда оставаться чело­веком оживленным, не отягощающим собой никакого общества. Следует указать и на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг; ...на необхо­димость любить других людей, а также помнить о том, что все мы —"'граждане мира».

ВООРУЖЕНИЕ МЕТОДИКОЙ САМОВОСПИТАНИЯ

Очень важно научить растущего че­ловека постановке целисамовоспита­ния: составлению конкретной про­граммы самовоспитания на месяц, год, несколько лет, на всю жизнь; очерчиванию круга идеалов (могут быть конкретные личности, а может быть и собирательный образ); составлению правил, которым надо неукоснительно следовать всегда, в большом и ма­лом (например, «Правила жизни» Л.Н. Толстого)...

Достигнув цели, человек получает истинное удовлет­ворение и наслаждение. Подростки и старшеклассники уже могут осознавать цель всей жизни, выдвигать правила ее, находить пути их реализации:

Будь горда и свободна, как птица,

И такой оставайся всегда.

Будь-себе и раба, и царица,

Но рабой для других — никогда!

Не горюй, если горе случится, Улыбнись, хоть и слезы текут.



412 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

В жизни всякое может случится Дни несчастия счастье несут! Умей смеяться, когда грустно, Умей грустить, когда смешно, Умей казаться равнодушной, Когда на сердце тяжело.

Иващенко Яна Недоросль. 1996. № 4

Цель может быть и конкретной: изучение конкретных качеств своей личности и использование их в позитивном саморазвитии предполагает анализ всех «за» и «против». Вот как анализирует упрямстводесятиклассница Л. Лаков-щикова: «Упрямство — это несогласие и яркое противо­стояние в той или иной ситуации и проявления своего самомнения. I) Упрямство помогает: а) отстоять обще­ственные взгляды, б) достичь нужной цели, в) выразить собственное мнение, г) доказать что-либо, д) узнать что-нибудь непонятное, е) в учебе и учении. 2) Упрямство мешает (вредит): а) в том случае, когда кто-либо хочет доказать тебе, что ты неправ, б) судить объективно в той или иной ситуации, в) когда надо, уступить в спорном положении, г) увидеть чужую точку зрения».

Обучение методам и приемам самовоспитания пред­полагает научение школьников составлению собственной программысаморазвития: ведению кален даря-ежедневника (запись-планирование основных дел и их выполнение-невыполнение); ведению дневника (записи обо всех со­бытиях, их анализ, задания самому себе, их выполнение, анализ хода самовоспитания); составлению и самообяза­тельств на месяц, год, несколько лет (как своеобразные ступеньки восхождения к развитой личности); написанию «писем самому себе», обращенных в будущее.

Развитие воли— еще одна задача обучения школьни­ков методике самовоспитания, предполагает психологи­ческий настрой («Я могу...», «У меня получится...», «Это надо сделать...», «Я полон уверенности...», «Я спосо­бен...»); упражнения в преодолении трудностей (физичес-. ких, интеллектуальных, моральных...).

Обучение учащихся конкретным приемам самовоспита­ния.Основные из них таковы: самонаблюдение(фиксация человеком динамики собственного развития), самоопре-


6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности

деление(сознательный выбор и утверждение собственной позиции), самооценка(оценка своих возможностей, ка­честв и места среди людей), самоотчет(анализ собствен­ной деятельности и результатов ее), самовнушение(воз­действие на собственную психику), самоорганизация, са­монастрой, самоприказ, саморегуляция...И как итог самоконтроль и самоанализ(в повседневной жизнедеятель­ности тренинги анализа прожитого дня, недели, месяца, года; анализа отношений с людьми; самооценка хода са­мовоспитания, его корректировка и подкрепление...); са­моотчет:

Чье сердце смягчил? Кому подал руку? Кому облегчил Душевную муку? Чью старость утешил? Кого осчастливил? Кого на дорогу На торную вывел?

А. Яшин

«Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен де­лать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» (Пи­фагор).

Есть приемы воздействия на себя, описанные в психо­логии, психотерапии, психогигиене, -которые с успехом может использовать школьный педагог: жадность жизни (не денег!, а духовного — книг, картин, музыки, приро­ды, общения с людьми), «удивленность» (любые явления жизни воспринимать с удивлением и восторженностью), взращивание любви к себе как ценности (к телу, душе, ин­теллекту), оптимизация (себя, своих дел, окружающих явлений...), авансирование своих возможностей, положи­тельное подкрепление.

И как итог следует назвать еще одну задачу школьного педагога, стимулирующего самовоспитание учащихся, — это научение их подбору соответствующей литературы как руководства самопознанием и самовоспитанием. Д.И. Пи­сарев считал, что очень важно «постоянно поддерживать серьезным чтением живую связь между своей собствен­ной мыслью и теми великими умами, которые из года в


414 Глава VI. Организация воспитательного процесса _в школе год своими постоянными трудами расширяют ио разным направлениям всемирную область человеческого знания».

ОРГАНИЗАЦИОН­НЫЕ ФОРМЫ, СПОСОБСТВУЮ­ЩИЕ ВКЛЮЧЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕСС САМО­ВОСПИТАНИЯ

Еще одна благодатная тенденция воспитания в современной школе -появление в учебном плане факуль­тативных курсов, обладающих воспи­тательным потенциалом: «Основы психологии», «Психология самовос­питания», «Психология общения», «Человекознание» (в ключе живой этики Рерихов), «Ми­ровая художественная культура», «Мировая культура», «История религии», «Школьникам — об этикете», «Уро­ки культуры поведения», «Этическая грамматика», «Эти­ка и психология семейной жизни», «Творческое реше­ние изобретательских задач», «Здоровый образ жизни», «Охрана безопасности жизни» и многие другие. Большин­ство из них представляют собой авторские курсы: ори­гинальные, творческие, с увлечением изучаемые совре­менными школьниками, проявляющими интерес к про­блемам самопознания и самосовершенствования.

Особое место отводится курсу «Человековедение». Суще­ствует множество авторских программ. Назовем здесь не­которые из них, наиболее известные. >• Курс под названием «Человек»*(автор П.С. Гуревич). Основные вопросы: Зачем я философствую? В чем моя тайна? Кто я (мое тело, возраст, пол, нация)? Как я воспринимаю других? Во что я верю? Что для меня свято? Свободен ли я? Кого я люблю? Чего я стра­шусь? Умру ли я?

>• Интересными представляются разработки программно-методических рекомендаций по воспитанию учащих­ся, проводимые в Минске под руководством В.Т. Ка-буша: «Человек», «Гражданин», «Личность» (издано в Минске, 1995).

»- Курс «Основы мирозданья»для малышей 7—8 лет (г. Севастополь, автор-составитель — Е.В. Сытникова). В основе адаптированные к детскому возрасту (с ис­пользованием пословиц, загадок, сказок, музыки, жи-

* Учебное пособие по курсу: Гуревич П.С. Человек. М., 1995.


4)5

6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности

вописи, разыгрываемых кукольными персонажами ин­термедий и диалогов, рисования, лепки, пения) не­сколько предметов: естествознание, русский язык и литература, живопись и музыка. Непринужденная об­становка бесед детей со сказочными персонажами-кук­лами профессором-псом Альтаиром и его учеником Попугаем, обстановка сотрудничества (правила типа «Твои успехи --наша общая радость», «Не получи­лось сегодня -- получится завтра»...), особая система поощрения каждой мысли (!), отгадки, идеи... веде-ние тетради «достижений» и многие другие приемы по­зволяют научить детей любви к осмыслению окружаю­щего мира и жизни.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЧЕЛОВЕКО­ВЕДЕНИЕ» ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИ­КОВ

И все-таки особое внимание необхо­димо обратить на процесс самораз­вития старшеклассников,ибо именно в этом возрасте школьники воисти­ну становятся субъектами воспитания.Задача нашего факультативного кур­са «Человековедение»* для 9—11-х классов -- вооружить учащихся основами науки и практики САМОвоспитания. Что это значит? Во-первых, хорошо изучить человека как такового, чтобы представлять себе резервные возможно­сти памяти, внимания, мышления, способностей, харак­тера, воли... Современные науки накопили об этом до­статочно много сведений.

Во-вторых, надо хорошенько познать себя самого, свою индивидуальность, свои собственные психологичес­кие особенности, чтобы осознать потенциальные возмож­ности собственной личности. Современные науки о че­ловеке накопили множество методик самопознания, со­зданы многочисленные практикумы.

И наконец, в-третьих, овладеть методикой и техни­кой самовоспитания. Как и какую цель жизни избрать? Как составить программу собственной жизни и добиться ее выполнения? Как развить волю? Способности? Как убе-

* Маленкова Л. И. Человековедение. Методическое пособие для учите­лей. М., 2000. Маленкова Л.И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопоз­нании и самовоспитании. М., 1996.

416 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

речься от соблазнов окружающей жизни? Как извлечь пользу из своих ошибок и заблуждений? Как выйти по­бедителем из сложившихся жизненных коллизий? Кто мне поможет? И многое-многое другое.

Трехгодичный курс «Человековедение» имеет три блока тем: 9-й класс --'«Я — Человек, но какой?» (изучение наук о человеке, познание человека в самом себе и на­учение методике самовоспитания); 10-й класс — «Я и дру­гие люди» (этика и психология общения, самопознание и самовоспитание качеств, делающих общение «роско­шью», сюда же органично входит курс «Этика и психо­логия семейной жизни»); 11-й класс — «Философское ос­мысление жизни» (всех ее проблем, стоящих перед чело­веком, поиск их решения).

Курс «Человековедение» возможно использовать в раз­ных вариантах: как специальный факультативный курс для 9—11-х классов различных типов школ; содержательный материал курса и его методика могут быть использованы в воспитательной работе классного руководителя, воспи­тателя; и наконец, учебное пособие может быть исполь­зовано самими учащимися для самостоятельной работы по самовоспитанию, вот почему оно построено в форме самоуроков. Они — продуктивнее. Ведь всем известно, что в старшем подростковом — младшем юношеском возра­сте человек уже не дитя и больше всего не любит, когда его поучают, наставляют, ведут куда-то, заставляют, оце­нивают (вот еще -- за человекознание, человеколюбие, развитую память, чувства дружбы и любви... — «3», »4», »5», а то и »2»!!!). И еще один довод за «самоуроки»: нет ничего ценнее, чем то, что человек САМ открыл для себя истину, САМ доказал себе что-то, САМ убедился в не­верности и пагубности своих бывших заблуждений. Но и это не все. Как бы родители и учителя ни желали взрос­леющим детям добра, как бы ни предостерегали от воз­можных ошибок, как бы ни «подстилали соломки, чтобы смягчить возможное падение», все равно растущий человек учится на СВОИХ ОШИБКАХ. Хотя это и болезненно.

В структуре каждого самоурока есть такие части: про­блемные вопросы для размышления (рубрика «Подумай!»), мнения сверстников («Так думают сверстники»), афориз­мы, мысли великих людей, пословицы, поговорки, от-


6.6. Развитие индивидуальности и самоактуализация личности

рывки из произведений художественной литературы и публицистики (в рубрике «Из мудрых мыслей...»), извле­чения из словарей и справочников, данные научных ис­следований, высказывания ученых (рубрика «Проверь себя»). Практически в каждом уроке есть рубрика «Твой практикум» — различные методики самопознания и са­мовоспитания: проблемные вопросы, задания, этико-пси-хологические задачи, упражнения для тренинга, разные методы и приемы работы над собой...

Взрослея, человек постепенно все меньше и меньше становится воспитуемым, все больше и больше превра­щается в САМОвоспитателя. Задавшись целью САМОраз-вития, САМОвоспитания, чтобы состояться как личность,человек может многое. В этом суть и предназначение ВОС­ПИТАНИЯв современной школе.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Понятие индивидуальности — в чем его суть?

2. Как разрешить противоречие: индивидуальность и условия
массового (коллективного) воспитания?

3. Возможные типологии детей и построение воспитательно­
го процесса.

4. Слагаемые индивидуального подхода. В чем сущность лич-
ностно-ориентированного воспитания?

5. Инструментовка воспитания как самовоспитания. Какие
пути и средства, организационные формы стимулирования
самовоспитания, на ваш взгляд, наиболее продуктивны?

Рекомендуемая литература

Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М, 1999.

Андреев Б.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996.

Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград, 1995,

Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей, М., 1997.

Кащенко В.Л. Педагогическая коррекция: Исправление не­достатков характера у детей и подростков. М., 1994.

Колесников Б.К. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1990.

Леей В. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.

14. Заказ № 1233.

418 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Маленкова Л.И. Я — Человек. Школьному педагогу — о вос­питании старшеклассников. М., 2002.

Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1994.

Общение с собой — необходимое условие самоформирова­ния «Я». В кн.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. С. 537-539.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учи­теля и классного руководителя. М.. 2001. С. 13—32, 51—74.

Селевко Г.К. Самоусовершенствование личности. М., 1999.

Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 1997.

Степанов Е.Н. и др. Создание системы дифференцирован­ного обучения и воспитания учащихся. Псков, 1998.

Теплое Б.М, Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подро­стков и их педагогов. М., 1994.

Школа сотрудничества. Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. М., 2000.

Наши рекомендации