Принципы нравственного воспитания

В основу нравственного воспитания детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения положены следующие принципы (Солнцева Л.И.):

1. Учет возрастных, индивидуальных и специфических особенностей, обусловленных утратой зрения.

При воспитании нравственных качеств пользуются совокупностью методов, определяемых в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями незрячих. Поскольку кроме нарушений зрения они часто имеют другие нарушения, вызванные различными заболеваниями и накладывающие отпечаток на весь характер отношений в коллективе. Это могут быть и нарушения эмоционально-волевой сферы и трудности в поведении: дети часто отвлекаются, не умеют подчиняться воспитателю, требуют постоянного внимания воспитателя.

2. Требовательность и уважение к личности ребенка.

Требовательность педагога к своему ребенку вырабатывает у него веру в свои возможности. Особенно это важно для тех детей, которых в семье часто опекали, не давали действовать самостоятельно. Роль воспитателя в осуществлении этого принципа особенно велика. Воспитатель помогает незрячему ребенку овладеть программными знаниями и умениями, ставит такие задачи, которые ему понятны и которые он может выполнить. Важной стороной нравственного воспитания является создание условий, для выполнения требований воспитателя. Это способствует возникновению и развитию у детей привычек культурного и организованного поведения.

3. Систематичность и последовательность требований, единство требований воспитателя, всего педагогического коллектива.

Планомерность, систематичность, последовательность педагогических воздействий, единство требований воспитателя и родителей являются очень важными составляющими воспитательной работы с незрячими дошкольниками. Поскольку нормы поведения, усвоенные детьми в группе, часто не поддерживаются в семье, что ведет к разрушению многих навыков нравственного поведения.

4. Воспитание в коллективе. Воспитание детей в коллективе – очень важный принцип работы со слепыми детьми. Самое сложное – организация коллектива и коллективных действий, требующих согласованности, самоконтроля и контроля за деятельностью товарища. Этого добиться очень трудно. Нужна специальная предварительная подготовка и постоянная помощь воспитателя ребенку. Важно не разрушить возникающие ростки коллективных действий и чувств детей из-за трудностей ориентировки на основе осязательного и слухового контроля, чтобы не вызвать недоверия к окружающим, отчуждения и даже озлобленности.

5. Упражнение в нравственных поступках.

В содержании работы воспитателя с детьми отражается жизнь современного общества. У детей воспитывается любовь к людям, к труду, к Родине. Нравственный облик незрячего ребенка формируется под влиянием всей окружающей его жизни. Отношения взрослых между собой, отношение их к труду, и своим обязанностям – все это образец для маленького ребенка. Необходимо подчеркивать положительные моральные качества человека и обращать на них внимание детей. Следует чаще привлекать внимание детей к хорошим поступкам их товарищей. Очень важно учить детей помогать тем, кто нуждается в помощи, приучать к серьезному и ответственному отношению к своему труду и своим обязанностям, развивать дружеские отношения детей, нравственные чувства, нравственное сознание, нравственное мышление, как процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценку, принятие нравственных решений.

Таким образом, нравственность ребенка проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и норм поведения, свойств и качеств личности.

Вопросы и задания для творческого саморазвития.

1. В чем отличие этических категорий «мораль» и «нравственность»?

2. Какие две противоположные системы, приводят, как правило, к одинаковому отрицательному отношению слепого ребенка к труду?

3 Каковы Ваши представления о высоких моральных качествах

Литература.

1. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л.И. Солнцева. – М., 1998.

2. Карандаева Т.А. Интеллигентность как нравственный ориентир в воспитании школьников // Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Д.М. Гришина. - Калуга, 2007. – С. 72-74.

3. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М., 1999.

4. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. - СПб., 1995.

5. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Учебник для вузов / Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2007

Наши рекомендации