Мой друг надежный – знак дорожный 1 страница
Знать дорожные знаки необходимо не только водителю, но и юному пешеходу и пассажиру. Их четкие понятные символы подсказывают нам, как вести себя в постоянно меняющейся дорожной обстановке. Не зря говорят, что улица полна неожиданностей.
Перед проведением данной игры необходимо провести с детьми обучающую беседу и рассказать им о дорожных знаках, о правилах дорожного движения.
Примерная беседа с детьми о правилах дорожного движения
У меня в руках волшебная книга о Правилах дорожного движения.
Правила из этой книжки
Надо знать не понаслышке,
И учить их не слегка,
А всерьез, наверняка. Нас всех называют участниками дорожного движения. Идя по улице, мы становимся… (пешеходами), сидя в автомобиле –… (пассажирами), управляя велосипедом –… (водителем). Все мы в ответе за безопасность на проезжей части, поэтому никто не должен создавать опасность для движения и причинять вред другим людям.
С любым транспортным средством на дороге надо обращаться на «Вы».
Ребята, вы играли большой компанией в волейбол? И конечно, за улетевшим мячом бегали, как говорят, сломя голову, не глядя по сторонам.
Привычка бежать, не глядя по сторонам, часто является причиной опасных ситуаций, в которые попадают дети в городе. Ведь здесь на каждом шагу – машины. И даже если мяч вылетит со спортивной площадки во двор, не мчись за ним стрелой. Оглянись по сторонам, посмотри, не выезжает ли откуда- нибудь машина. Тем более будь осторожен, если мяч выкатился на проезжую часть улицы. Сто раз посмотри по сторонам, прежде чем побежать за мячом.
Возьми себе за правило: не оглядевшись, не беги! Потеряешь минуту – сохранишь жизнь!
Ты научился кататься на велосипеде. Сел на велосипед и погнал по тротуару. А здесь через каждый шаг – люди, мамочки с колясками, дети… Стоп! От этой привычки тоже придется отказаться. У городской улицы свои правила. И очень строгие.
Велосипед – транспортное средство, тротуар ему не место.
По тротуару на велосипеде – не ездить, гласят они, через дорогу – только рядом с велосипедом, ведя его «под уздцы».
«Жмурки», «Салочки», «Вышибалы» – излюбленные игры ребят – в городском дворе тоже не всегда приемлемы. Тем более если в «Салочки» вы играете между машинами. Можно в бок толкнуть машину или нос ее разбить… И ничего смешного! «Салки» между машинами нередко оканчиваются больницей. Не для машины, естественно, а для глупого храбреца.
В «Салки» играй подальше от машин. «Осалит» – не поздоровится!
Как здорово: после лета вы встретитесь со школьными подругами и друзьями! Разговоров – не переговорить! Новостей – не переслушать! А встречаться где? Ну конечно, на улице, не дома же последние теплые деньки просиживать! Все правильно и здорово! Встречайтесь, гуляйте, ведите споры- разговоры. Но! Все летние беспечные привычки придется забыть.
Переходишь через дорогу – рот на замок и молчок!
Сейчас все внимание – дороге. Машины идут на больших скоростях, водителю некогда думать, внимателен ли ты, помнишь ли о правилах дорожного движения. Нечаянный шаг с тротуара на обочину может стать причиной ДТП. Беспечный шаг назад (или вперед) на середине проезжей части улицы, когда для пешехода зажегся красный свет и потоки машин понеслись во встречном движении, может принести большие неприятности ротозею.
У девочек есть такая чисто девчачья манера: взяться под ручку и втроем- вчетвером идти себе по тротуару, смеясь и разговаривая. В большом городе… там, где на проезжей части улицы сплошным потоком движутся машины, где по тротуарам, обгоняя друг друга, в разные стороны торопятся люди, эта привычка очень некстати. Вы заняли весь тротуар – а куда же деваться другим пешеходам?
На тротуаре тоже думай об удобстве для всех!
«Автомобили, автомобили буквально все заполонили». И киоски с мороженым и всякой всячиной обязательно вдоль дороги стоят. Так что идешь за мороженым – сначала выгляни из- за киоска, осмотрись по сторонам, проверь, нет ли поблизости машин, и только тогда переходи проезжую часть дороги.
У городской улицы – строгие правила.
В тесноте городского транспорта будь внимателен и предупредителен. Люди скажут тебе спасибо. Поэтому напоминаем: в транспорт принято входить спокойно, не расталкивая людей локтями и не проводя по их лицам своим рюкзаком. Всем удобнее, и владельцу рюкзака в том числе, если, подойдя к транспортному средству, он снимет рюкзак и будет держать его в руках. Попробуйте, и вы убедитесь, что окружающие не только не будут на вас ворчать, кричать и сердиться, но будут вам признательны за такое внимательное и доброе отношение.
Решил покататься на роликовых коньках или на скейте? Сначала вспомни, что нужно на себя надеть, чтобы, даже упав, не разбить локти и колени. И уж, конечно, подумай, где кататься, чтобы не стать причиной травм других людей и ДТП на дороге.
Игра про правила и знаки
В этой игре сначала участвуют все дети, но постепенно, с каждым конкурсом, происходит выбывание игроков, и в итоге остается один победитель – лучший друг дорожного знака. Ему можно вручить медаль в виде любого дорожного знака, на обороте которого будет написано его имя и название игры.
1-й тур. Собери знак
Каждому участнику вручают одну часть от дорожного знака, остальные шесть частей лежат в одной общей стопке. Всем участникам необходимо как можно быстрее собрать свой знак и рассказать о нем.
2-й тур. Слепой художник
К этому туру остается пятнадцать игроков.
Задание. С закрытыми глазами нарисовать велосипед.
3-й тур. Водительские вопросы
Для участия в этом туре необходимо десять игроков.
Назовите не менее пяти запрещающих знаков.
Как нужно обходить стоящий транспорт? (Никак, надо дойти до перехода.)
Как называется и что означает этот дорожный знак?
Сколько сигналов у пешеходного светофора и какие? (Два – красный и зеленый.)
Можно ли сразу остановить машину? (Нет.)
Назовите не менее пяти предупреждающих знаков.
Назовите сигналы транспортного светофора. (Красный, желтый, зеленый.)
Как называется и что означает этот дорожный знак?
Назовите самое опасное место для пешеходов. (Проезжая часть.)
10. Какое колесо при движении автомобиля остается неподвижным? (Запасное.)
4-й тур. Ловкий водитель
Для участия в этом туре остается восемь игроков.
К веревке в 1 метр длиной привязана машинка. На другом конце веревки привязан карандаш. Тот, кто быстрее смотает веревку, – победитель.
Для проведения этого тура должны остаться шесть участников, каждый из них вытягивает карточку с вопросом.
1. Что называется остановкой?
а) вынужденное прекращение движения на время до 5 минут;
б) вынужденное прекращение движения на время свыше
5 минут;
в) преднамеренное прекращение движения на время до
5 минут;
г) преднамеренное прекращение движения на время свыше
5 минут для посадки или высадки пассажиров либо загруз
ки или разгрузки транспортного средства.
2. В каких из указанных мест запрещена стоянка?
а) в местах, где запрещена остановка;
б) ближе 50 метров от железнодорожных переездов.
С какого возраста детям разрешено ехать на переднем сиденье автомобиля?
Где устанавливают знак «Дети», для кого он предназначен и что он обозначает?
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
Где запрещено ездить на велосипеде?
Ответы: 1 – г; 2 – а и б; 3 – с 12 лет; 4 – у детских учреждений; для водителей; о том, что на дороге возможно внезапное появление детей; водителю: снизить скорость и быть предельно внимательным; 5 – с 14 лет; 6 – по тротуарам; а при наличии велосипедной дорожки – по пешеходным дорожкам и проезжей части.
6-й тур. Загадки
Для проведения этого тура должны остаться четыре участника. Запылал у чудища Изумрудный глаз – Значит, можно улицу Перейти сейчас. Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю И тебе хочу помочь. (Светофор.)
Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется –
По дороге он несется. (Автомобиль.)
Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся быстрым потоком,
Они перевозят различные грузы – Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются… (автомобили).
Не живая, а идет. Неподвижна, а ведет. (Дорога.)
7-й тур. Нарисуй дорожный знак
Это финальный тур, и в нем играет 2 участника.
Знаки для первого участника:
– велосипедное движение запрещено;
– дорожные работы;
– телефон.
Знаки для второго участника:
– велосипедная дорожка;
– пешеходная дорожка;
– пункт первой медицинской помощи.
Маугли
Перед началом мероприятия ребята разбиваются на племена, всем племенам приходит письмо от Маугли следующего содержания:
«Племена!
Ужас поселился в наших душах. Мрак опустился на джунгли – похищен Огненный Цветок, цветок мира, дружбы и добра. Я, Маугли, призываю вас прийти мне на помощь и вновь зажечь этот огонь. Но для этого вам придется пройти путь очищения, состоящий из множества испытаний: так как только смелый духом, сильный телом человек с достойными помыслами сможет зажечь этот огонь! Добудьте в испытаниях нужное количество клыков и зажгите Огненный Цветок!!!
Маугли.»
Ребята бегают по испытаниям, там получают клыки, в итоге всем племенам вручаются одинаковые карты для поиска Огненного Цветка. На картах нанесено место, где зарыт Огненный Цветок.
1. Магический меч
На этом этапе детей встречает Безумный Рыцарь. В его руке магический меч Секир- Башка- Карачун. Этот меч обладает удивительным свойством: если его взять в руки, то он начнет наносить удары по всем окружающим, превращая их в поросят! Безумный Рыцарь хочет проверить свойства меча на несчастных детях. Для этого он завязывает одному из игроков глаза и подводит его к столу, на котором лежат несколько вещей. Игрок наугад вытаскивает одну вещь. Если это старая швабра или веник – он обречен до конца этапа подметать землю. Если это пластиковая бутылка – он обречен колотить ею себя по лбу. У Безумного Рыцаря – безумные правила. Но если этот или следующий игрок вытащил меч (из картона), то отряду лучше разбегаться (но не убегая за пределы этапа) – ведь каждый, кого игрок посалит мечом, превратится в поросенка и будет хрюкать и визжать до конца этапа! Действие меча Безумный Рыцарь может остановить криком «Секир- Башка, не секи пока!» Затем игра повторяется для нового игрока, но поросята остаются поросятами, а дворники – дворниками (кстати, дворник тоже может стать поросенком). Игра кончается, когда большая часть отряда хрюкает вместо обычной речи. Тогда Безумный Рыцарь нехотя расколдовывает детей: «Порося, порося, больше вы не порося!» По- моему, в этой игре нечего оценивать. Реквизит: несколько веников и пластиковых бутылок, меч из картона, покрытый фольгой.
2. Бабочка
Два участника получают по большому сачку на длинной палке и по воздушному шарику. Задача игроков – как можно скорее поймать соперника в сачок, стараясь не потерять шарик.
3. Рассказ без прилагательных
Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10–15 минут рассказ на какую- нибудь тему («Как я собирался в лагерь», «Наше путешествие в лагерь» и т. д.). Но при этом в рассказе вместо определений- прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говорят им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но не обидный) характер. Затем зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40–50 минут.
4. Части животных
Найти животных или части от них (ухо, рога, хвост и т. д.). Определить – кто это.
5. Моментальный снимок
Ведущий кладет на стол несколько предметов (карандаш, коробок, скрепку, ножик и т. п.) и накрывает их листом бумаги. Затем зовет играющих. Когда все приготовятся, он приподнимает закрывающий предметы лист на 3–5 минут и снова закрывает. Предлагается записать увиденные предметы. Потом проверяют правильность запоминания. Выигрывает запомнивший больше других и без ошибок.
6. Марафон
При помощи обыкновенной спринцовки необходимо провести теннисный шарик по всей дистанции «марафона», стараясь быстрее добраться до финиша.
7. Человеческий узел
Это упражнение призвано привести участников к согласию друг с другом и взаимодействию. Группа состоит из 10–12 человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взять правой рукой руку одного человека, а левой – руку другого. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем участники обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.
8. Два вола
На участников конкурса надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается «утянуть» соперника за собой, в свою сторону. При этом каждый старается дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.
9. Лунный мяч
Замечательная игра для одной команды, которая развивает координацию, быструю реакцию и общительность. Разместите вашу группу на баскетбольной площадке или на любом поле. Для игры используйте хорошо надутый пляжный мяч. Задача группы – продержать мяч в воздухе как можно дольше (разумеется, ударяя по нему) и не дать ему упасть на землю. В зависимости от группы установите цель – 30–100 ударов, при необходимости этот показатель можно и увеличить. Напряжение и надежда возрастают с установлением каждого «мирового рекорда».
Некоторые правила:
Игрок не имеет права ударять по мячу два раза подряд.
Засчитывайте одно очко за каждый удар и два – за удар ногой. Не слишком сложно? «Лунный мяч» – популярная игра для всех
возрастов, потому что ее очень легко понять, она не требует много опыта и подразумевает участие каждого. Так как вы стоите в кругу, ударяя по мячу, то нет никаких сомнений в том, на чем сосредоточены все взгляды – на мяче, конечно. Так как все сосредоточены на мяче, то хорошие и плохие удары не приписывают никому, и игра продолжается. После того как вы попробовали основную игру, поиграйте в один из ее вариантов.
Попросите группу, после основных 37 ударов по мячу, продемонстрировать сколько раз группа сможет ударить по мячу так, чтобы все ударяли по очереди: 1) не позволяя мячу упасть на землю или 2) не пропуская игроков. Или понаблюдайте за тем, как быстро мяч переходит от одного игрока к другому по очереди, т. е. через всю группу. Если мяч коснется земли, назначайте временной штраф – скажем, 5 секунд. По мячу надо ударять, а не передавать его. Сделайте эту игру постоянной и запишите наибольшее количество ударов (только руками) в течение 1 минуты. Считайте только те удары, которым не предшествовало падение мяча. Позвольте игроками самим решить, как расположиться для достижения наилучшего результата.
10. Морской волк
В игре участвуют две команды по два человека. Ведущий дает задание: «Если на море сильный ветер, моряки знают одну хитрость – они завязывают ленточки бескозырки под подбородком, плотно закрепляя их тем самым на голове. Бескозырка – одна на команду». Каждый игрок выполняет команду одной рукой.
11. Назови синоним
Игроки становятся в круг. Ведущий по очереди бросает им мячик и называет при этом, скажем, какое- то прилагательное. Игрок, которому попал мяч, должен назвать синоним и бросить мяч ведущему. Точно так же строится игра «Назови антоним!».
12. Равновесие со щеткой
Это – необыкновенно веселое упражнение, результатом которого является улучшение отношений между участниками и отсутствие страха выглядеть глупо в глазах других. Как много ребят пропускают доступные учебные ситуации только потому, что не хотят выглядеть глупо перед своими товарищами.
Проведение: дайте задание участникам держать щетку вертикально так, чтобы ручка была точно над ее (его) головой, и пусть они смотрят на самую верхнюю точку щетки. Попросите участников повернуться вокруг своей оси 15 раз, а затем опустить щетку на пол и наступить на нее. Во время вращения участник должен держать глаза открытыми и смотреть на конец щетки, которую нужно держать вертикально, вытянув руку. Большинство участников упадут до завершения оборотов, а у остальных будут большие трудности с тем, что нужно наступать на ручку щетки. Достоинства упражнения заключаются в следующем: 1. Это – то самое упражнение, которое большинство людей затрудняются выполнить, и таким образом они показывают свою неспособность выполнить это на глазах всех участников. Потенциально негативное изобличение снижает их нормальную чувствительность к поражению, потому что само по себе задание смешно и группа, поглощенная веселым моментом, смеясь, поддерживает любое усилие, неважно насколько оно глупо и нелепо. 2. Успешное выполнение действительно требует концентрации и согласованных усилий. Большинство людей могут контролировать головокружение.
Это упражнение также можно выполнять в парах. Если у вас есть трудности с вовлечением в работу какого- то одного участника, сообщите, что можно выполнять это упражнение в парах. Пусть один держит щетку над головой, а другой в это время кладет руки на плечи первому, и они вместе начинают вращение, глядя на щетку. Потом они вместе наступают на щетку. Пригласите помощников.
Так как в результате воздействия на среднее ухо участники теряют ориентацию, необходимо использовать как минимум четырех помощников (стоящих с севера, юга, запада и востока) для каждого выполняющего упражнение. Один из помощников следит за щеткой (готовой упасть в любой момент), а остальные наблюдают за движениями вращающегося участника – каждый помощник осознает свою ответственность за предотвращение падения товарища. Пусть 2–3 участника выполнят этот трюк перед всей группой. Затем разбейте класс на маленькие группки: участники и помощники. Это хорошее и интересное упражнение, но если его часто использовать, оно превращается в скучное, нудное и бесполезное времяпрепровождение. Предостережение: помните, головокружение может вызвать эпилептический приступ. Предупредите об этом участников и не настаивайте на выполнении упражнения, если кто- то из участников боится, что вращение может вызвать тошноту.
Маг- волшебник
Разбивка на команды производится с помощью колоды карт. Сначала команды формируются по цвету масти (красные, черные), затем по достоинству (валет, дама, король, туз) и, наконец, по масти (пики, черви, бубни, треф). После каждой разбивки проводится по два конкурса, самым активным участникам после каждого конкурса вручаются маленькие летучие мыши и по итогам всех конкурсов вычисляется самый лучший маг или самая лучшая волшебница.
1. Поставить над каждой цифрой буквы пропущенного слова.
Например. Чтобы рубить дрова, нужен 14, 2, 3, 2, 7, а чтобы
полить огород – 10, 4, 5, 1, 6.
Рыбаки сделали во льду 3, 7, 2, 7, 8, 9, 11 и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу – это 12, 13.
А теперь прочитай пословицу: 1, 2, 3, 4, 5, 1, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 9, 4, 7, 4, 13, 12, 14.
Участники пишут на листочках нужные для их блюда продукты и опускают их в тарелку. Для дегустации вызываются 3 участника другой команды или зрители. Они должны назвать блюда.
Попробуйте, подобно древним людям, написать письмо, адресованное вашему другу, с помощью рисунков:
– позвони мне сегодня в 6 часов; – пойдем вечером гулять в парк; – давай вместе делать домашнее задание; – подари мне щенка на день рождения.
Передайте письмо другу и проверьте, сможет ли он его прочитать.
4. Перетягивание карандаша. Два участника берутся за про
тивоположные концы карандаша и пытаются вытянуть его из рук противника. Руки участников вымазаны чем- нибудь жирным. Можно провести соревнование среди всех присутствующих на звание самого «липкорукого».
За 1 минуту показать пословицу. Своя команда угадывает.
Каждый игрок получает свое новое имя – ему прикрепляется на спину бумажка с надписью: жираф, бегемот, горный орел, бульдозер, хлеборезка, скалка, огурчик и т. д. Каждый гость может прочитать, как называются остальные гости, но, естественно, не может прочитать, как называется он сам. Задача каждого гостя – на протяжении вечера узнать у остальных свое новое имя. Гости на вопросы могут отвечать только «да» или «нет». Побеждает тот, кто первым узнал, что написано на его бумажке.
Лес чудес (Игра- путешествие)
Цель: Развитие познавательного интереса в изучении природы родного края; развитие творческих способностей у детей; сплочение детского коллектива; создание хорошего настроения.
Время проведения: 45 минут.
Возраст детей: 10 лет.
Оборудование: 5 маршрутных листов, 5 табличек с названиями станций, бубен, шишки сосновые, 2 метлы, 5 грамот, костюмы актеров, оформление каждой станции.
Все отряды выстраиваются на линейку, появляются две Бабы-яги и приглашают детей в Лес чудес, вручают маршрутные листы и объясняют условия конкурса – путешествие по станциям: «Загадочная поляна», «Музыкальная поляна», «Веселая поляна», «Целительная поляна», «Мишура». Время пребывания на одной поляне – 5 минут. По окончании путешествия подводятся итоги, дети снова выстраиваются на линейку, вручаются грамоты.
Б а б а - я г а 1. Привет, бабуся!
Б а б а - я г а 2. Привет, Ягуся!
Б а б а - я г а 1. Как же мы с тобой давно не виделись!
Б а б а - я г а 2. Да, давно. Почитай лет (считает по пальцам) 500 прошло. Как же все здесь изменилось, переменилось.
Б а б а - я г а 1. А ты тоже переменилась, очень изменилась. Как же ты похорошела!
Б а б а - я г а 2. А как же ты помолодела!
Б а б а - я г а 1. Что используешь: «Черный жемчуг», «Серебряную росу», «Чистую линию»?
Б а б а - я г а 2. Усе использую, что в лесу найду, то и использую: с утра водичкой ключевой умываюсь, лягушками с мухоморами объедаюсь и целый день в ступе по лесу катаюсь, воздухом лесным, чистым дышу. А ты как молодеешь?
Б а б а - я г а 1. С утра росой травяной умываюсь, пиявками и шишками питаюсь, на метле летаю, лес обозреваю, частушки распеваю.
Б а б а - я г а 2. Как говорят в народе, надо быть ближе к природе.
В е д у щ и й. Как я вижу, бабки- ежки, пришли к нам из леса чудесного, очень даже интересного. А нельзя и нам в ваш лес попасть?
Б а б а - я г а 1. Можно и даже нужно.
Б а б а - я г a 2. Мы не только в Лес чудес вас приглашаем, но и путь- дорогу укажем.
Б а б а - я г а 1. Карты вам специальные вручим, чтобы вы не заблудились. А называются эти карты маршрутными листами.
Б а б а - я г а 2. Командирам вручить маршрутные листы. Вручаются маршрутные листы.
Б а б а - я г а 1. Отправляйтесь в путешествие по нашему лесу.
Б а б а - я г а 2. Там вы услышите, увидите и узнаете много интересного.
Б а б а - я г а 1. А как в лесу побываете – так сюда возвращайтесь, нам свои маршрутные листы с оценками приносите.
Б а б а - я г а 2. И тогда я с Бабусей…
Б а б а - я г а 1. А я с Ягусей посчитаем все ваши оценки и узнаем, какой отряд самый сообразительный, самый веселый, самый дружный, самый лучший.
Б а б а - я г а 2. Отправляйтесь в дорогу, ребята!
Станция «Веселая поляна»
П е т р у ш к а. Встречает вас Петрушка! Настоящий, не игрушка! Подходите, ребятишки: И девчонки, и мальчишки!
Вопросы у меня к вам заковыристые, необычные. Но уверен, что знания у вас отличные! Так что давайте Быстрее отвечайте.
Самое большое млекопитающее на Земле? (Кит.)
Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой.)
Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
Кто такой гиппопотам? (Бегемот.)
Бык, в названии которого всего две буквы? (Як.)
Как называют ребенка овцы и барана? (Ягненок.)
Какое животное больше всего похоже на человека? (Обезьяна.)
П е т р у ш к а. Вообще, про человека говорят, что он обезьянничает, когда он кривляется. А вы хотите немножко пообезьянни-чать?
Ответ детей.
П е т р у ш к а. Давайте пообезьянничаем.
Какие звуки издают воробьи, лягушки, гусята, вороны, козлята? Давайте все вместе, дружно почирикаем, поквакаем, погогочем, покаркаем, поблеем.
Дети все это выполняют.
П е т р у ш к а. Отлично получается! А теперь покажите мне, как двигаются эти животные (птицы). Дети изображают.
П е т р у ш к а. Прекрасно! А теперь давайте все вместе попробуем изобразить и голосом, и движением! Дети изображают.
П е т р у ш к а. Молодцы! Ребята, а танцевать вы умеете? Ответ детей.
П е т р у ш к а. Я предлагаю станцевать танец маленьких утят. Дети танцуют.
П е т р у ш к а. Оцениваются правильность и быстрота ответов на вопросы; умение имитировать звуки, которые издают животные или птицы, а также поведение животных и птиц; юмор; качество исполнения танца.
Станция «Целительная поляна»
М е д у н и ц а. Ребята, вы пришли на поляну с необычным названием – «Целительная». А что означают слова «целить», «исцелять»? Ответы детей.
М е д у н и ц а. Целить, исцелять – значит лечить. А лечит нас кто? (Целитель, врач, доктор, знахарь, медсестра и т. п.)
М е д у н и ц а. А сейчас я загадаю вам загадку про одного доктора.
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор… (Айболит).
М е д у н и ц а. Доктор Айболит лечит зверей. Как называется доктор, который лечит зверей? (Ветеринар.) Добрый доктор Айболит… Где же доктор наш сидит? (Под деревом.)
А вы знаете, ребята, что многие растения лечат людей: и деревья, и кусты, и травы, и цветы. Только нужно уметь их правильно использовать. Вот послушайте загадку об одном таком растении.
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь? (Березка.) Какими же целительными свойствами обладает береза? (В бане – душистый веник, настой листьев – для умывания, очень полезен березовый сок.) А теперь следующая загадка:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Махонькие лопушки.
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.) Вот еще одна загадка:
Сверху листик гладкий,
Но с бархатной подкладкой.
(Мать-и-мачеха. Используется при кашле.)
А попробуйте- ка отгадать, что это за растение?
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок- то – медок.
Лечит от гриппа.
Кашля и хрипа. (Липа.) Эту загадку, я думаю, все отгадают, отвечайте хором:
Обжигает без огня
И тебя, и меня.
(Крапива. Используется как общеукрепляющее
средство, из нее варят щи.) А что можно использовать для заварки чая, какие лесные растения? (Душица, чабрец, листья малины, земляники, цветы боярышника, липы.)
В лесу есть много растений, которые лечат людей. Но лучше все- таки не болеть. А для этого нужно заниматься спортом, физкультурой.
Физкультурною минуткой,
Как веселой доброй шуткой
Позабавлю вас сейчас:
Встали с места дружно – раз,
Все присели, все привстали,
Снова сели, снова встали,
Вправо, влево, повертелись,
Хлопнули и все уселись.
Станция «Загадочная поляна»
Л е с о в у ш к и.
Лесовушки мы сказочные,
Существа загадочные.
И поэтому, ребятки,
Загадаем вам загадки.
Я начинаю,
Что это за ягода?
Ой, это черная!
Нет, это красная!
А почему белая?
Потому что зеленая. (Смородина.)
Красноватый огонек Чуть поляну не прожег! Он краса лесных полян, Родич курицы… (фазан).
На зеленых ветках – Детки в беретках. Спрыгнули с веток – Глядь: без береток! (Желуди.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки.)
Ты – от нее, она – за тобой, Ты за ней – она от тебя. (Тень.)
Ни вода, ни суша:
В лодке не проплывешь,
И пешком не пройдешь. (Болото.)
Один пастух тысячу овец пасет. (Месяц, звезды.)
За пнем – бугорок, а в нем городок. (Муравейник.)
Бежит без ног, рукава без рук. (Река.)
Не видно и не слышно ее.
Стоит заговорить, и она исчезнет. (Тишина.)
М е д у н и ц а. Молодцы, ребята. А теперь загадайте и вы нам загадки. Всего три загадки: каждой из нас – по одной. Дети загадывают загадки.
А теперь хватит загадки гадать,
Давайте в игры играть.
Игра «Небо, земля, вода»
Ведущий называет различные предметы или явления, а играющие показывают на небо, приседают, касаясь руками земли, изображают волны руками в зависимости от того, где можно найти эти предметы – на небе, на земле, в воде.
Выигрывает тот, кто меньше ошибется; ведущий может путать детей ложными движениями.
Станция «Мишура»
М и ш у р а. Я, ребята, Мишура, Я красива и хитра. Ну а кто, ребятки, знает,
Почему меня обманщицу, умницу, красавицу так называют? (Мишура – мифологический образ славянских народов, вводящий в заблуждение и обман, способный очаровать, сглазить. Вид лукавый, но привлекательный.)
Так вот, ребята, я – Мишура. Хитрая и мудрая. Поэтому и вопросы у меня будут хитрые и мудрые, а также – хитромудрые. Слушайте.
Дочь моей мамы, а мне не сестра. (Я сама.)
Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади. Один позади и двавпереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько было гусей и как они летели? (Три гуся летели друг за другом.)
Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)
Рядом стоят два барана: один головой к северу, другой – к югу. Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы? (Они стоят головами друг к другу.)
Про каких животных можно сказать, что они «лезут из кожи вон»? (Про змей.)
Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма.)
Из каких двух музыкальных нот можно сварить суп? (Фа, соль.)
Каким гребнем нельзя причесаться? (Гребнем волны, петушиным.)
Перечислите пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
10. Сама не ходит, а других водит. (Дорога.) Вы знаете, ребята, что наша земля круглая, она имеет форму шара. И летает она в бесконечном, безбрежном космосе. И о том, что наша планета круглая и летает она в космосе, говорится в игре «Летит, летит по небу шар».
Игра «Летит- летит по небу шар»
Ведущий произносит слова по одной строчке, стоящие в кругу дети хором повторяют за ним эту строчку, затем хором вместе с ведущим повторяют весь текст игры.
Слова игры снова хором повторяются, но уже сопровождаются определенными движениями, иллюстрирующими текст.
Летит-летит (показывают движениями) по небу (показывают на небо) шар (показывают),
По небу (показывают на небо), шар (показывают шар), летит (показывают),
Но знаем (показывают на голову) мы (показывают на себя),
Что этот шар (показывают шар)
Никак не улетит (показывают движениями).
Слова вместе с движениями можно повторить дважды. Повторяем еще раз хором текст игры, но одно из понятий, например «летит», не произносим, а только показываем движениями. В следующий повтор игры не произносим два понятия: «летит» и «по небу» и т. д.
Если дети уже хорошо знают игру, темп может с каждым повтором ускоряться.
Станция «Музыкальная поляна»
В е д у щ и й. В прекрасном мире веток и теней Все то, что живо, музыкою дышит! И каждый, кто захочет, тот услышит Свою мелодию в шуршании лесном.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке? («Если долго, долго, долго…» – песня Красной Шапочки.)
Песня о содержании головы, которая для маленького медвежонка не составляет особой ценности. (Песня Винни- Пуха.)
Песня «по слогам» о деревянном человечке. («Бу- ра- ти- но».)
Песня про участок суши, на котором живут безобразные, но добрые люди. («Остров невезения» из к/ф «Бриллиантовая рука».)
Песня о животных с длинными ушами, работающих косиль-щиками лужаек. (Песня про зайцев из к/ф «Бриллиантовая рука».)
Продолжите песню.
У природы нет плохой… (погоды).
А ну- ка, песню нам… (пропой веселый ветер).
Остыли реки, и земля… (остыла, и чуть нахохлились дома).
Почему на голове не растут… (цветочки).
Мимо белого яблока луны… (мимо красного яблока заката).
Bо поле береза стояла… (во поле кудрявая стояла).
А теперь давайте станем в хоровод и споем песню «Во поле береза стояла».
Во поле береза стояла
Русская народная песня Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла. Люли, люли, стояла. Я пойду, пойду погуляю, Белую березу заломаю. Люли, люли, заломаю, Люли, люли, заломаю Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка. Люли, люли, три гудочка, Люли, люли, три гудочка. Стану я на дудочке играти, А ребята станут подпевати. Люли, люли, подпевати, Люли, люли, подпевати.