VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Среди выдающихся пловцов нашего времени немало бе­лорусских мастеров по плаванию и по прыжкам в воду. Иной раз кажется, что даже секундомеру не угнаться за быстрыми пловцами. Однако ему придется еще больше поторопиться на Олимпийских играх, ведь рекорды не ждут. А устанавливать их — вам и вашим ровесникам. В наше время секции плавания для будущих олимпийцев открыты повсюду, всегда сверкают до­рожки бассейнов.

— Что нового вы узнали на уроке?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

VIII. Домашнее задание

Подготовить пересказ текста В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй»

Урок № 36

Тема: ЕВГЕНИЙ ПЕРМЯК «ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК», ЛЕВ ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

Цель:совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя скорость чтения; развивать умение читать выразительно; совершен­ствовать умение определять черты характера героев произведения, подробно пересказывать произведение; способствовать развитию на­выков взаимоконтроля и взаимопроверки, обогащению речи послови­цами и поговорками; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности, воспитания трудолюбия, уважительного уважения к родителям и пожилым людям.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся пересказывают рассказ В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй».

2. Беседа.

— Что такое настроение?

— Когда используют выражения «испортилось настроение», «пропало настроение», «изменилось настроение»?

III. Речевая разминка

1. Прочитайте слова молча: кузов, кабина, камень, полёт, руль, сиденье, клюв, собачка, машина, зайчик, корни, мотор, плот.

2. Найдите и прочитайте вслух только те слова, которые име­ют отношение к автомобилю.

IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Вступительное слово учителя.

— Издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, по­суду, игрушки. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства. И вот уже современные умельцы продолжают тра­диции предков.

Время идет, оно меняет многое вокруг нас. Появились компь­ютеры и сотовые телефоны, люди летают в космос, опускаются на дно океана. Казалось бы, все меняется, но не меняются глав­ные помощники человека. Кто же это? Отгадайте загадку.

Твои помощники, взгляни, —

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся! (Руки.)

— Для чего человеку нужны руки?

— Что создал человек, чтобы облегчить работу своим ру­кам? (Инструменты, машины.)

— Как называют человека, который отлично знает свое дело? (Мастер — золотые руки.)

— Сразу ли можно стать мастером своего дела?

2. Учитель рассказывает историю.

О муравьишке

Начал муравьишка учиться муравьиной науке. Но не все у него получалось. Однажды, помогая нести еловую иголку другим му­равьям, он выбился из строя. А когда ему поручили перетащить пять крошек земли, он ошибся и перетащил четыре. Муравьиш­ка горевал, вытирая усиком слезы: «Я ничего не умею. Я плохой. Все муравьи способны к труду, они все умеют, а я — маленький, неловкий». Мама и папа беспокоились:

— Сынок, что с тобой происходит? Ты не умеешь делать эле­ментарных муравьиных дел. Муравей-вожак жалуется на тебя.

Муравьишка опустил голову и побрел, роняя слезы, куда глаза глядят. Встретился ему жук по дороге.

— Ж-ж-ж.. ж-ж-ж... ж-жутко хороший муравьишка. Ж-жаль, что он печалится, ведь у него вся ж-жизнь впереди. Он обяж-ж-жательно станет мастером на все лапки, — сказал жук и улетел.

Муравьишка, хлопая ресницами, долго смотрел вслед жуку: «Да, я — хороший, хороший».

Вскоре после этой встречи с жуком жизнь муравьишки ста­ла меняться. Он много трудился, стараясь постичь все муравьи­ные науки. Конечно, он еще допускал ошибки, но вера в то, что у него все должно получиться, не покидала его. Постепенно он стал аккуратным и прилежным.

Приходя домой, муравьишка теперь говорил:

— Папа, мама, я понял, что могу научиться очень многому, если буду стараться.

— Ну конечно, золотой ты наш. Мы с папой раньше тоже многого не знали, но старание и трудолюбие помогли нам стать настоящими муравьями.

Счастливые глаза муравьишки светились от радости, и он бежал к своим друзьям. А на следующий день вновь с жаром приступал к учебе.

О. Саначина

— Понравился ли вам муравьишка? Чем?

— Назовите черты характера муравьишки. (Старание, терпение, трудолюбие, аккуратность, прилежание).

V. Работа с текстом рассказаЕ. Пермяка «Торопливый ножик»

1. Чтение произведения учителем (с. 99).

2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

— Понравился ли вам мальчик? Чем?

3. Чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).

4. Обсуждение прочитанного.

— Какой совет дал сыну отец?

— Как превратился ножик из торопливого в терпеливый? Расскажите.

— Какие отношения у Мити с отцом?

— Какой вывод вы сделали для себя?

— Подберите к слову «торопливый» близкие по значению слова.

5.Чтение произведения учащимися:

а) определить черты характера Мити, подтвердить это при­мерами из текста;

б) чтение «Взаимопроверка»:

— Старайтесь следить во время чтения, не подводите товари­ща, и тогда у всех будет хорошее настроение.

в) выборочное чтение:

— Почему Митя бросил палочку? Прочитайте.

— Что ответил Митя на вопрос отца?

— Прочитайте совет отца.

— Как стал строгать ножик? Прочитайте.

6.Пересказ текста («цепочкой»).

7.Работа с пословицами.

— Дополните недостающие части и объясните смысл запи­санных на доске пословиц и поговорок.

• Поспешишь — людей... (насмешишь).

• Делу время — потехе... (час).

• За двумя зайцами погонишься — ни одного не... (поймаешь).

— Какая пословица подходит к рассказу Е. Пермяка «Тороп­ливый ножик».

Физкультминутка

VI. Чтение учителем рассказа «Старый дед»

— Ребята, каждый из вас живет в семье. Мы должны быть благодарны родителям за то, что они дали нам жизнь, заботят­ся о нас. Но не все чутко и внимательно относятся к близким. Послушайте рассказ.

Старый дед

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обед в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет давать ему обед в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то складывает. Отец и спросил: «Что это ты делаешь, Миша?». А Миша и говорит: «Это я, ба­тюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им ста­ло стыдно за то, что они так обижали старика; и стали они с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

— Ребята, что вам не понравилось в этом рассказе?

— Как нужно относиться к своим близким?

VII. Работа с текстом рассказа Л. Толстого«Отец и сыновья»

1. Чтение произведения учителем (с. 100).

2. Проверка эмоционального восприятия.

3. Чтение текста учащимися («цепочкой»).

4. Обсуждение прочитанного.

— Понравился ли вам отец? Чем?

— Какой совет дал отец сыновьям?

— Придумайте произведению свое название.

— Какая пословица подойдет к рассказу?

— Какой вывод вы сделали для себя?

— Какими вам представляются отцы в прочитанных произ­ведениях?

— Что они желают для своих сыновей? Какими хотят их видеть?

5. Самостоятельное чтение:

а) «жужжащее» чтение;

б) прочитать текст, подготовить пересказ.

6. Подробный пересказ текста.

Наши рекомендации