Основные этапы работы над грамматикой
1) введение грамматического материала ;
2) тренировка (самый важный этап – 80% тренировочных упражнений для формирования грамматического навыка) ;
3) речевая практика.
Введение – презентация грамматического материала. Существуют 2 пути предъявления грамматического материала:
· учащимся предъявляется правило, которое затем отрабатывается на базе большого количества примеров – дедуктивный путь (от общего к частному);
· сначала дается большое количество примеров, потом на основе этих примеров учащиеся сами формируют правило – индуктивный путь (от частного к общему).
Дедуктивный путь используется, в случае если:
ü грамматическое явление сложное (артикль, согласование времен);
ü отсутствуют аналогии с родным языком;
ü опыт учащихся не большой.
Достоинства:
ü экономит время;
ü лучше снимает трудности;
ü позволяет точно спланировать урок;
ü возможна работа со справочным материалом.
Индуктивный путь используется, если:
ü грамматическое явление характеризуется относительной простотой и легкостью и форма его прозрачна для наблюдения (степени сравнения прилагательных, указательные местоимения);
ü имеется сходство с родным языком.
Достоинства:
ü быстрота и прочность запоминания;
ü большая наглядность;
ü развитие мыслительной деятельности учащихся
Роль грамматических правил: они позволяют управлять процессом усвоения грамматического материала и установления грамматического навыка, они призваны совершенствовать чувство языка, но не активизировать эти знания.
Тренировка – автоматизация грамматического навыка (требуется большое количество тренировочных упражнений).
Требования к тренировочным упражнениям:
· одноцелевая направленность;
· включение в упражнения наглядных образцов;
· исключение механических приемов запоминания;
· предпочтение должно отдаваться коммуникативным задачам (употреблять только те коммуникативные ситуации, которые наиболее значимы).
Речевая практика – речевые упражнения для обучения использованию грамматических явлений в разных формах общения. Основным отличием речевых упражнений является их ситуативная обусловленность. Ситуации способствуют не только совершенствованию грамматической стороны речи, но и лексической, так как материал, на котором они строятся, может выходить за рамки изучаемой темы, особенно в неподготовленных высказываниях.
Овладение навыками правильного произношения является необходимым условием развития навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Без произносительных навыков невозможно развитие коммуникативных умений, невозможно общение на французском языке.
Основная задача обучения произношению — это формирование произносительных навыков: а) артикуляционных; б) просодических (навыков правильного словесного ударения); в) интонационных. При этом существуют и другие, не менее значимые задачи, которые реализуются в течение всего периода обучения ФЯ в школе. Это задача формирования слуховых образов французских звуков и целых слов и на их базе — навыков опознания (отождествления) слов, словосочетаний и целых выражений. Еще одна задача — это овладение правилами перехода от графического образа слова к его произношению. Не менее важную роль играет и формирование интонационных навыков.
Этапы обучения произношению:
· Формирование артикуляционной базы.
Артикуляционная база родного (русского) языка недостаточна для произнесения этих звуков. Необходима новая артикуляционная база. Учащиеся должны освоить непривычный уклад органов речи. С целью активизации органов речевого аппарата в начале урока провожу артикуляционную гимнастику:
- “маятник” – кончик языка упирается попеременно в щеки;
- “чистка зубов” – кончиком языка проводим по верхним и нижним зубам с внешней стороны слева направо и наоборот;
- “дверки” – открываем рот, челюсть опускается, рот закрываем;
- “улыбка” – губы растягиваем в улыбку;
- “надувание шарика” – набираем воздух в легкие, выдыхаем через вытянутые в трубочку губы;
- “обезьянка” – открываем рот, губы натягиваем на зубы, затем вытягиваем вперед;
· Введение материала и подготовительные (фонетические, артикуляционные) упражнения.
На начальном этапе используются различные игровые фонетические задания:
- Какой звук задуман? (Называется цепочка слов с одним звуком.)
- Вспомните слова, в которых звук [e] был бы в начале слова, в середине, в конце.
- Чье имя начинается со звука [a]?
- Перечислите месяцы года, в котором есть звук [a].
- Вставайте, когда услышите в слове звук [u].
- Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах.
- Найдите рифму.(balle ; bonbon ; pomme...)
- Хлопните в ладошки, если услышите звук [k].
- Найдите слова со звуком [o].
Важно наглядно показать правильную артикуляцию и научить этому детей. Я четко артикулирую звук, слог, слово. Учащиеся повторяют каждую модель хором и индивидуально. При многократном повторении стараюсь разнообразить формы работы:
- проговаривание модели вслух хором;
- проговаривание модели шепотом;
- артикуляция модели;
- проговаривание модели вслух хором.
Возможен другой вариант: произносим модель медленно, затем быстрее и быстрее.
При обучении произношению использую прием “имитация” – играем в “попугайчиков”. Ребята повторяют за мной или за диктором на аудиокассете трудные модели. При обучении правильному произношению звуков имитируем животных, подражаем бытовым шумам:
- у нас болит горло, нам нужно его прополоскать – r – r – r – r;
- плачет малыш – oi; oi; oi;
- звенит колокольчик – din, don;
- жужжит жук – je je je;
- квакает лягушка – quoi, quoi;
- мычит корова (эффективное упражнение при обучении носовым звукам) – m, m, m; min;
- тикают часы – tic – tac;
- кукует кукушка – kou, kou;
- как воет волк – ou, ou.
Артикуляционные упражнения выполняются не на отдельных словах с этим звуков, а на слоговых оппозициях (слоговые упражнения): [pir – pyr]; [pi – py]. Каждый слог повторяется в оппозиции большое число раз. Затем переходя к словам: pur, dur, sur, pupitre, pilule, etc.
· Речевые упражнения:
То есть те, которые имеют целью развитие навыков употребления звуков в различных комбинациях, т.е. навыков правильного произнесения фонем в процессе коммуникации.
Условно-речевые упражнения (с опорой)
Речевые упражнения (без опоры)
|
Контроль.
Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется при выполнении учащимися речевых упражнений — в аудировании и при неподготовленном заранее говорении или чтении вслух, так как только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения ими. При оценке правильности речи учащегося следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушаютсмысла высказывания; вторые — искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника. В соответствии с принятой аппроксимацией наличие ошибок первого вида допускается в речи учащегося и при оценке ответа во внимание не принимается, фонологические же ошибки, расцениваются как нарушение правильности речи.