Неисправности тормозной системы ИЖ-2126

Введение

Лист
 

Известно, что каждая эпоха создает свои формы культуры, вырабатывают свои приоритеты , содержание, условия существования и направленность которых определяются уровнем развития цивилизации на данном временном этапе. В равной степени это касается и подходов к образованию, особенно его профессиональной составляющей. Время диктует свои условия в отношении качеств работников, приходящих в производственные сферы, требуя сегодня гибкой мобильности, активного личного творческого участия, высокой компетентности.

Учебные учреждения начального и среднего профессионального образования должны ориентироваться на подготовку выпускников, от которых требуются следующие качества:

-профессиональная компетентность;

-высокое профессиональное мастерство;

-способность самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою трудовую деятельность;

-умение пользоваться современной вычислительной и информационной техникой;

-умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности;

Все эти качества должны быть сформированы в процессе обучения профессии, подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности: производство ждет всесторонне подготовленных специалистов.

В настоящее время многие учебные учреждения реального и среднего профессионального образования России открывают новые специальности, пользующиеся спросом, совершенствуют учебные планы и программы, модернизируют содержание стандартов, углубляют уровень подготовки по существующим специальностям, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и т.д. Это большая, ответственная и трудная работа, в реализации которой методические аспекты зачастую играют решающую роль.

Лист
 
Тема курсового проекта: « Методическое обеспечение практического занятия по теме: «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ-2126»», по этой теме мастер профессионального обучения объясняет учащимся вопросы:

-Неисправности тормозной системы.

-Проверка технического состояния тормозной системы на автомобиле ИЖ-2126.

-Техническое обслуживание тормозной системы.

- Ремонт тормозной системы.

Лист
 
2 Характеристика и учебно–воспитательные задачи темы

Готовясь к занятиям мастер профессионального обучения обязан ясно представить себе, какое значение имеет материал данной темы для формирования как специалистов и подготовки к изучению следующих тем.

Это позволяет в дальнейшем, во - первых, убедить учащихся в необходимости тщательного изучения материала темы, во - вторых, вести объяснение материала целенаправленно, в-третьих, правильно определить содержание самостоятельной работы учащихся.

Каждая тема занятия имеет свои особенности. Это повышенные требования к выполнению безопасных приемов труда, без соблюдения которых невозможно выполнить данное задание , необходимость тщательной отработки заданий. Встречаются задания, которые могут быть понятны только при наличии у учащихся достаточных знаний по специальности и специальных дисциплин.

К выполнению каждого задания следует приступать, только имея определенную подготовку. Эту подготовку учащийся получает на всех этапах обучения, теоретических занятиях по предмету, имеющему прямое отношение к виду практики, технических предметах, на ЛПЗ, а также на других видах учебной и производственной практике, в процессе практической деятельности и учебы предшествующей обучению в данном учебном заведении.

Характеристика подготовленности учащегося может быть расположена на теоретическую и практическую. В теоретической подготовке следует отметить знания учащихся по ранее изученным материалам, которые должны быть использованы при выполнении данного задания ,

Практическую подготовку, имеющую отношение к выполненному заданию , учащиеся получают в основном на предшествующих ЛПЗ, учебной и производственной практике, а иногда и во время работы по специальности.

Одной из основных задач, определяющих цель обучения, является вооружение профессиональными знаниями, умениями, навыками, одним из важнейших вопросов этого раздела будет определение мастером профессионального обучения учебных задач занятия.

При освоении профессии техника по ТО и ремонту автомобильного транспорта, основные учебные задачи сформулированы следующие:

Лист
 
- совершенствование знаний и умений, приобретенных при выполнении учащимися ранее изученных заданий (упражнений);

- объединение всех изученных дисциплин в целостный процесс выполнения задания (упражнения),

- формирование знаний и умений у учащихся самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс ремонта (выполнения упражнений) ;

- обучение учащихся выполнять учебно – производственные работы (упражнения) с применением технической документации, с постепенным повышением требований к их качеству;

Лист
 
- формирование знаний и умений производительного труда в заданиях и упражнениях;

- формирование основ творческого подхода к трудовой деятельности культуры труда.

По теме курсового проекта «Ремонт тормозной системы ИЖ-2126», мастер проводит занятия с учащимися и определяет основные учебно – технические задачи:

- определять неисправности тормозной системы автомобиля ИЖ - 2126;

- научить выполнять проверку технического состояния тормозной системы на автомобиле ИЖ – 2126;

- выполнять техническое обслуживание тормозной системы автомобиля ИЖ – 2126.

- разобрать ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ-2126.

Большое значение имеет и решение на занятии задач чисто воспитательных. Вытекающих их требований формирования мировоззрения учащихся, развития их мышления и выработки определенных качеств, привычек, черт характера. При обучении учащихся в период освоения профессии мастер продолжает воспитывать и развивать у них также качества, как аккуратность, добросовестность, чувство ответственности, бережливость, профессиональную «смекалку». Вместе с тем содержание обучения – выполнения постепенно усложняющихся работ, освоения бригадной организации труда, формирования самостоятельности, освоения новой техники и технологии – определяет новые характерные для данного периода обучения воспитательные и развивающие задачи: культуры труда, технологической дисциплины, формирование умений планировать свой труд, воспитание коллективизма, творческого отношения к труду, экономическое воспитание.

Лист
 
3 Распределение учебного материала по отдельным заданиям

При распределении материала темы по отдельным заданиям необходимо учитывать:

- продолжительность вводного инструктажа;

- степень сложности заданий и видов работ;

- степень новизны этих заданий и работ для учащихся;

- переводной коэффициент норм времени;

- последовательность заданий и видов работ в технологическом процессе;

- необходимость освоения задания и работы с последовательны возрастанием их сложности.

Максимальное количество сведений о порядке выполнения заданий учащихся, естественно должна получить на первом уроке по изучаемой теме. На последующих занятиях мастеру будет достаточно, опираясь на знания, приобретенные учащимися ранее, ознакомить их только с особенностями вида тех работ, которые основываются на данном занятии.

Вводный инструктаж первого занятия потребует значительного большего времени, чем на инструктаже последующих занятий. Это позволит мастеру не последующих занятиях дать учащимся возможность больше работать самостоятельно за счет сокращения времени на вводный инструктаж. Так, уменьшающаяся от занятия к занятию продолжительность вводного инструктажа будет определять содержание самостоятельной работы учащихся и количество заданий.

При распределении заданий или видов практических работ по отдельным занятиям надо учитывать и степень их сложности: простых включать в занятие больше, сложных – меньше.

Нередко бывает так, что различные виды работ, заданий имеют различную степень новизны для учащихся. Вполне понятно, что и это не может быть не учтено учащимся при распределении заданий по занятиям.

Лист
 
Тема практического занятия «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ - 2126», по этой теме мастер выдает учащимся задания, как индивидуальное, так и звеньевое и групповое.

№№ п/п Вопросы по теме Задания для уч - ся
Неисправности тормозной системы Определять неисправности тормозной системы автомобиля ИЖ – 2126
Проверка технического состояния тормозной системы на автомобиле ИЖ-2126. Научить выполнять проверку технического состояния тормозной системы на автомобиле ИЖ – 2126
Техническое обслуживание тормозной системы Выполнять техническое обслуживание тормозной системы автомобиля ИЖ – 2126
Ремонт тормозной системы   Разобрать ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ-2126  

Лист
 
4 Рабочее место мастера п/о и учащегося

Рабочее место, на котором мастер выполняет учебно-производственное задание, должно соответствовать требованиям НОТ. Оно является одним из факторов, оказывающих решающее влияние на профессиональную подготовку учащихся в процессе обучения, и вне меньшей степени имеющих воспитательное значение.

От того, как оборудовано и подготовлено к занятиям рабочее место, зависит, прежде всего полнота выполнения заданий, определенных учебной программой. Рабочее место должно быть таким, чтобы каждый учащийся мог выполнять задание в полном объеме: отработать приемы работ, изготовить изделие, изучить машины, научиться настраивать их на определенные режимы работы, выполнять регулировки.

Рабочее место, его конструкция, планировка и внешний вид способствует и решению воспитательных задач, привитию навыков организованности в работе, да и в известной степени – решению задач профессиональной ориентации, воспитанию любви к избранной профессии. Кроме того, рабочее место обеспечивает безопасные условия работы учащихся.

Определяя количество основного, рабочего и контрольно-измерительного оборудования, мастер должен исходить из количества учащихся, необходимости обеспечения каждого из них работой.

Качество выполнения учащимися учебно-производственного задания в значительной мере зависит от учебной и технической документации, имеющейся на рабочем месте. Поэтому в разделе должно быть сказано, какие необходимо использовать инструкционные и инструкционно - технологические карты, справочники, руководства, таблицы и даже учебники.

Рабочее место учащегося – это определенная часть площадки учебной лаборатории с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. Как уже говорилось, рабочее место учащегося оснащается оборудованием индивидуального пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно-техническим требованиям для профессии; современность конструкции; относительно небольшие габариты; оптимальная стоимость; удобство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе.

Лист
 
При освещении рабочих мест учащихся предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большое количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обучения.

Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать;

- возможность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого учащегося в процессе выполнения операции;

- наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся, удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.

По отношению к источникам естественного освещения рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет на них падал слева (слесарные и другие подобные лаборатории) и спереди, но не сзади учащегося.

Нормативы размещения оборудования рабочих мест учащихся в учебных лабораториях для различных профессий различны. Они устанавливаются по аналогии с соответствующими нормативами производственных цехов и участков.

Тема практического занятия «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ - 2126», по этой теме мастер п /о оснащает рабочие места учащихся в лаборатории следующим:

- оборудование: верстак, стол – дефектовочный; смотровая яма;

- инструменты: набор ключей автослесаря, сьемники;

- материалы: смазка шрус; ветошь, перчатки, вода , керосин

- автомобиль ИЖ – 2126.

Средства наглядности и ТСО:планшеты, плакаты, мультимедийное устройство, учебный видеофильм.

Лист
 

Лист
 
5 Методика проведения вводного инструктажа

Началу объяснений и показу мастера, проводящего вводный инструктаж, должна предшествовать проверка знаний и умений, учащихся по вопросам, имеющих отношение к теме занятия.

Мастер должен сформулировать вопросы, которые предстоит задать учащимся. Необходимо не просто задать, но и обосновать их

Содержание проверки подготовленности студентов может быть обосновано, прежде всего, меж предметными связями, знаниями, умениями, приобретенными ими при выполнении предыдущих заданий, при изучении специальных теоретических предметов и выполнения ЛПЗ по ним. Не надо забывать и того, что учащиеся изучали предметы естественного цикла, в которых также содержится материал, имеющий отношение к уроку производственного обучения. Не исключено, что в какой-то степени подготовиться к теме учащиеся смогли, благодаря своей практической деятельности.

Одним из основных требований к самостоятельному выполнению учащимися заданий на занятии является осознанность выполняемых действий, что, в свою очередь, определяется уровнем его знаний по соответствующему вопросу. Поэтому перед мастером встает задача определить содержание своих объяснений по теме.

Рекомендуя содержание объяснений в процессе вводного инструктажа, мастер должен начать с цели этой темы занятия. А она заключается в том, чтобы подготовить учащихся к работе по выполнению учебно-производственного задания: с соблюдением требований культуры быта.

Прежде всего, мастер должен решить, какие учащемуся нужны знания, чтобы выполнить задание, соблюдая перечисленные требования. Мастер должен учитывать при этом и фактор времени.

Определяя содержание объяснений, мастер должен рекомендовать их в таком объеме и глубине, которые позволили бы большую часть занятия оставить для самостоятельной работы учащихся. Необходимо привести объяснения в соответствие с требованиями квалификационной характеристики, определяющей уровень теоретической подготовки, которую должен получить учащийся в период обучения по основным видам работ, выполняемых им во время производственной практики.

В работе мастера исключительно большое значение имеет личный показ способов и приемов выполнения задания. Поэтому мастеру следует определить трудовые приемы, выполнение которых мастер должен продемонстрировать в процессе проведения урока. Оценка в основном будет определяться по результатам наблюдения мастера за проведением вводного

Лист
 
инструктажа по описываемому занятию. Следует также объяснять необходимость применения именно этих приемов.

Мастер разработал содержание изложения нового материала. Теперь встает вопрос о том, в какой последовательности это делать. Чаще всего последовательность развития событий, протекаемых процессов и явлений.

В этом случае мы ведем свои объяснения так, чтобы каждая последующая мысль вытекала из предыдущей, и в свою очередь, готовила учащихся к пониманию и развитию следующего вопроса, то есть ведем объяснения по логике, последовательности развития, процесса, хода события. Это так сказать, прямая, естественная, обычная, последовательность. Нередки случаи, когда объясняемый материал дает нам возможность избрать такую последовательность изложения, которая, на первый взгляд кажется нелогичной.

Одним из важнейших средств, используемых мастерами на уроке, являются наглядные пособия. Их роль трудно переоценить. Они являются и непосредственным объектом изучения, и средством иллюстрации мыслей, приводимых в данный момент, и средством, помогающим развивать некоторые качества учащихся. В настоящее время, благодаря развитию современной техники и педагогики, арсенал средств, обеспечивающих наглядность обучения, значительно расширился, и поэтому их роль в обучении и воспитании учащихся стала значительно выше. Лучшие мастера и учащиеся освоили комплексное использование наглядных пособий, систематизировали их.

На уроках производственного обучения очень велика роль показа последовательности и техники выполнения трудовых приемов. Умение правильно показать – это большое искусство, требующее и знание законов выполнения этой работы и тщательной подготовки.

Демонстрация на первом этапе преследует цель показать учащемуся трудовой процесс в законченном виде, помочь ощутить время, которое требуется квалифицированному рабочему для его выполнения, увидеть привлекательность, красоту действия мастера. Словом, чтобы создать общее представление, заинтересовать.

Второй этап демонстрации решает основную задачу – дает возможность учащемуся увидеть и понять все элементы трудового процесса. Это достигается и замедленным вниманием на узком круге вопросов, пояснениями и повторением.

Демонстрация на заключительном этапе решает вопрос последовательности выполнения работы. Изучаемый процесс вновь предстает перед учащимися как единое целое. Такая стадийная демонстрация полностью обеспечивает понимание учащимися способов выполнения работы. Она применима в тех случаях, когда трудовой процесс, который предстоит освоить учащемуся , сложен, не содержит элементов, знакомых учащемуся по предыдущим занятиям.

Лист
 
Эффективность вводного инструктажа определяется только качеством изложения нового материала и показа приемов выполнения задания, но и тем, каким образом мастер организует проверку объясненного и показанного.

Опытные мастера и преподаватели стараются формулировать вопросы для проверки понимания и закрепления пройденного учащимися материала и делают их такими, чтобы учащийся, отвечая, был попросту лишен возможности прямо, повторить рассказанное и объясненное. Иногда в порядке закрепления пройденного материала учащимися предлагается какая-либо работа, задание, выполнение которых требует применения полученных знаний. Иногда объясненный материал таков, что путем выполнения каких либо графиков, схем, заполнение таблиц можно провести его закрепление.

Многое сделано по разработке общей методики применения технических средств обучения на конкретных уроках по предметам часто приходится разрабатывать самостоятельно.

Перед студентом, приступающим к разработке этого вопроса, открывается широкое поле деятельности. Он должен дать рекомендации о том, какие из технических средств обучения целесообразно использовать на вводном инструктаже данного урока, при объяснении каких вопросов их использовать, как сочетать использование технических средств обучения с другими методами.

Большое внимание должно быть уделено рекомендации по использованию с помощью технических средств обучения оригинальных, предлагаемых студентом схем рисунков, звукозаписей. В обучении, особенно практическом, исключительное значение имеет необходимость обучить учащегося выполнению учебно-производственного задания, а значит и своей будущей работы, с учетом всех требований безопасности и труда. Это одна из первоначальных задач мастера. Решая эту задачу, необходимо обеспечить не только выполнение учебного задания с соблюдением правил безопасности труда, но и выработать у учащихся основную на глубоком понимании привычку всегда соблюдать эти правила. Нарушение правил безопасности труда иногда проявляет себя сразу, в других – позднее. Факторов, определяющих условия безопасной работы, много. Это и техническое состояние оборудования, соответствие его технологическому процессу и виду работ; это техника выполнения приемов работы, и соблюдение принятой технологии; это, наконец, самая элементарная аккуратность и внимательность, не только по отношению к себе, но и к окружающим. Каждому из этих факторов студент должен уделить внимание, давая конкретные рекомендации. Не менее важна и другая задача - воспитание у учащихся культуры труда во всех ее проявлениях. Необходимо включать в это понятие и такую организацию и состояние рабочих мест, позволяющих наиболее рационально организовать труд в процессе самостоятельной работы учащегося, и выполнении задания с соблюдением принятой технологии производства, и

Лист
 
содержание оборудования, инструмента, приборов и приспособлений, а также рациональное использование рабочего времени в течении всего урока.

Разрабатывая методические вопросы по освещению требований предъявляемых культурой труда, студент, естественно начнет с определения

Лист
 
того, что следует объяснить учащимся, а уж затем дает рекомендации о методах, позволяющих ему сделать эту часть объяснения убедительной.

К любому виду обучения, в том числе и к профессиональному, предъявляются требования, способствующие подготовке мыслящего, думающего рабочего человека. Обучение должно быть таким, чтобы оно развивало способность учащегося мыслить.

Вполне вероятно, что это задача должна решаться в процессе всего обучения, на всех частях урока, в ходе всей воспитательной работы. Здесь речь должна идти только об одном – как развивать мышление учащихся в процессе проведения вводного инструктажа. Возможностей для этого много, и студет должен понимать это, давая рекомендации.

Тема практического занятия «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ - 2126», по этой теме мастер объясняет следующие вопросы:

-Неисправности тормозной системы.

-Техническое обслуживание тормозной системы.

-Ремонт тормозной системы.

Лист
 
Конспект вводного инструктажа по теме «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ – 2126»

Неисправности тормозной системы ИЖ-2126

Неисправности тормозной системы. Основными признаками не­исправностей тормозной системы являются: утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров, воздух в тормозной системе, замасливание фрикционных накладок, заедание поршня в рабочем цилиндре, отсутствие свободного хода педали тормоза.

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров может быть нарушение герметичности вследствие износа резиновых манжетов главного тормозного цилиндра ГТЦ, необходимо проверить на наличие подтеков рабочих тормозных цилиндров, При визуальном осмотре всех элементов тормозной системы, чтобы определить, куда уходит тормозная жидкость не стоит забывать о резиновых шлангах. Со временем резина пересыхает, при этом на их поверхности могут образовываться трещины, через которые и происходит утечка “тормозухи”.

Воздух в тормозной системе может появиться по следующим причинам: значительно уменьшилось количество тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, что привело к «захвату» воздуха, как правило, эта причина тесно связана с последующими причинами; износ уплотнительных манжет, как в главном тормозном, так и в рабочих цилиндрах; потеря герметичности в соединениях тормозных трубок и шлангов, как правило резиновые тормозные трубки необходимо менять раз в 4 года; потеря герметичности в металлических тормозных трубках за счет их коррозии.

Замасливание фрикционных накладокможет происходить из-за одного или двух колес одной стороны, утечки тормозной жидкости или заедания поршня в одном из колесных тормозных цилиндров, затрудненного поступления тормозной жидкости вследствие смятия подводящего трубопровода.

Заедание поршня в рабочем цилиндре возникает в результате засорения нагнетательных отверстий в рабочем цилиндре, разбухание уплотнительных манжет или повреждению уплотнительных манжет.

Отсутствие свободного хода педалипоявляется из-за утечки или отсутствия тормозной жидкости, Ненадлежащая регулировка люфта педали тормоза.

Лист
 
3. Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ-2126

Ремонт тормозной системы состоит в прокачке тормозов, замене передних тормозных колодок, замене задних тормозных колодок, снятие главного тормозного цилиндра, снятие вакуумного усилителя тормозов и регулировка свободного хода педали тормоза, регулировка и снятие узлов стояночной тормозной системы.

Замена передних и задних тормозных колодок, а так же регулировка и снятие стояночной тормозной системы производится при необходимости замены колодок или тросов стояночной тормозной системы. Прокачка тормозов:снимаем защитные колпачки со штуцеров прокачки всех рабочих тормозных цилиндров. Если штуцер не удается отвернуть, перед прокачкой его можно предварительно стронуть шестигранным накидным ключом «на 8» или высокой головкой той же размерности. Надеваем на штуцер тормозного цилиндра левого заднего колеса прозрачный шланг и опускаем его свободный конец в сосуд с тормозной жидкостью. Помощник нажимает на педаль тормоза три-четыре раза с интервалом одна-две секунды и удерживает педаль нажатой. Ключом «на 8» отворачиваем на 1/2-3/4 оборота штуцер прокачки. При нажатии педали часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в сосуд, а педаль опускается до пола. Пузырьки воздуха хорошо видны в прозрачном шланге или в сосуде с жидкостью. Заворачиваем штуцер прокачки и продолжаем прокачку до тех пор, пока выход пузырьков воздуха не прекратится. При удалении воздуха из системы следим за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, при необходимости доливая ее. Прокачиваем другой цилиндр того же контура — передний правый. Аналогично прокачиваем второй контур тормозной системы. По мере удаления воздуха из системы тормозная педаль должна становиться «жесткой», т.е. при нажатии проходить не более половины расстояния до пола. После полного удаления воздуха из тормозной системы при включении зажигания обычно загорается контрольная лампа сигнализации аварийного состояния тормозной системы, указывая на то, что поршни сигнального устройства находятся не в среднем положении. Чтобы сместить поршни и тем самым погасить контрольную лампу, необходимо создать давление в тормозной системе (помощник должен плавно, но сильно нажимать на педаль тормоза, следя за контрольной лампой при включенном зажигании). В это время слегка ослабляем затяжку одного из штуцеров тормозных трубок на главном цилиндре, разгерметизировав контур тормозной системы. Если лампа погасла, немедленно заворачиваем штуцер. Если лампа не погасла, а педаль тормоза медленно опустилась до пола, то, удерживая педаль нажатой, заворачиваем штуцер данного контура и повторяем операцию с другим. Отрегулировать сигнальное устройство можно и другим способом. Отворачиваем выключатель контрольной лампы сигнализации аварийного состояния тормозной системы и вставляем в открывшееся отверстие стержень (см. «Снятие сигнального устройства» ). Пока помощник нажимает на педаль тормоза, разгерметизируем один из контуров тормозной системы и следим за ходом стержня, упираясь им в шарик. Если шарик вошел в проточку поршня, следует, удерживая педаль нажатой, завернуть ослабленный штуцер. Если шарик в проточку не вошел, повторяем операцию со вторым контуром. Замена передних тормозных колодок :Вывешиваем и снимаем переднее колесо. Зубилом отгибаем края стопорной пластины нижнего болта крепления суппорта с цилиндром к направляющему пальцу. Накидным ключом «на 13» отворачиваем нижний болт. На ушке тормозного цилиндра выполнен буртик, препятствующий проворачиванию шестигранника направляющего пальца. Если палец проворачивается, удерживаем его отверткой, вставив ее между шестигранником и буртиком. Вынимаем болт со стопорной пластиной. Монтажной лопаткой поддеваем и приподнимаем суппорт, поворачивая его с цилиндром вокруг оси верхнего направляющего пальца. Вынимаем тормозные колодки. Перед установкой новых колодок необходимо утопить поршень внутрь тормозного цилиндра. Для этого можно воспользоваться раздвижными пассатижами (а также большой струбциной, газовым ключом) или монтажной лопаткой, вставив ее в окно суппорта между поршнем и тормозным диском. Устанавливаем тормозные колодки в обратной последовательности. Не забудьте законтрить болт крепления суппорта с цилиндром к направляющему пальцу, а перед выездом нажмите несколько раз на педаль тормоза, чтобы подвести колодки к диску.

Лист
 
Замена задних тормозных колодок:Заменять задние тормозные колодки удобнее на смотровой канаве или подъемнике, но можно и на ровной площадке. Снимаем заднее колесо и в салоне ослабляем трос привода стояночной тормозной системы (см. «Регулировка и снятие узлов стояночной тормозной системы» ). Если тормозной барабан имеет буртик, возникший в результате износа его рабочей части, колодки необходимо свести. Для этого вворачиваем в диаметрально расположенные отверстия фланца полуоси два болта крепления колеса. Проворачиваем барабан до совпадения его отверстия с отверстием в передней тормозной колодке и вставляем в них стержень подходящего диаметра. Нельзя проворачивать барабан за направляющие шпильки для установки колеса во избежание их поломки.

Вставив монтажную лопатку между болтами, с усилием проворачиваем барабан назад, сдвигая верхний конец передней колодки внутрь колесного цилиндра. Совмещаем отверстие в барабане с гайкой крепления разжимного рычага стояночного тормоза к задней колодке. Надев на гайку головку «на 13» с удлинителем или подходящую трубку, проворачиваем барабан монтажной лопаткой за болты вперед и сдвигаем внутрь колесного цилиндра верхний конец задней колодки. Тормозной барабан крепится к фланцу полуоси шпильками, служащими одновременно и направляющими для установки колеса. Шпильки перед отворачиванием желательно обстучать молотком. Накидным ключом «на 12» отворачиваем две шпильки крепления тормозного барабана. Лучше использовать шестигранный накидной ключ или высокую головку. Снятые шпильки вворачиваем в два резьбовых отверстия барабана. При заворачивании шпильки будут упираться во фланец полуоси, и сдвигать барабан.

Лист
 
Снимаем тормозной барабан. Поддев отверткой, отсоединяем от колодки конец верхней стяжной пружины и снимаем ее. Также поддев отверткой, отсоединяем от колодки конец пружины распорной планки и снимаем пружину. Выводим переднюю тормозную колодку из-под прижимной пружины и отсоединяем нижнюю стяжную пружину колодок. Снимаем распорную планку. Снимаем заднюю колодку и отсоединяем от разжимного рычага наконечник троса стояночного тормоза. Если прижимные пружины колодок нуждаются в замене (потеряли упругость), поддев отверткой, выводим их из отверстий тормозного щита. Отсоединяем от задней колодки разжимной рычаг привода стояночного тормоза. Для этого, накидным ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления разжимного рычага, удерживая специальный болт от проворачивания ключом «на 17». Снимаем пружинную шайбу, втулку, разжимной рычаг, шайбу и вынимаем болт из отверстия в колодке. Детали крепления разжимного рычага, расположенные в последовательности их сборки. Перед установкой новых колодок утапливаем поршни на одинаковую глубину внутрь колесного цилиндра, аккуратно нанося удары молотком по поршням через выколотку из мягкого металла. Собираем заднюю колодку с разжимным рычагом привода стояночного тормоза. Фиксируем наконечник троса стояночного тормоза в разжимном рычаге и вводим колодку под прижимную пружину. Устанавливаем распорную планку, соединяем нижние концы колодок нижней стяжной пружиной и вводим переднюю колодку под прижимную пружину. Зацепляем короткий конец верхней стяжной пружины за овальное отверстие в верхней части задней колодки. Тонкой прочной отверткой подцепляем пружину за длинный конец и вводим его в верхнее треугольное отверстие передней колодки. Пружину распорной планки устанавливаем, зацепив ее короткий конец за отверстие в распорной планке, а длинный вводим тонкой отверткой в нижнее треугольное отверстие передней колодки. После установки новых тормозных колодок необходимо отрегулировать стояночную тормозную систему (см. «Регулировка и снятие узлов стояночной тормозной системы» ). Снятие главного тормозного цилиндра: Снимаем с бачка главного тормозного цилиндра крышку, расположенную под ней прокладку-отражатель и шприцем или резиновой грушей удаляем тормозную жидкость из бачка. Специальным ключом «на 10», охватывающим пять граней, отворачиваем три штуцера тормозных трубок. Сдвинув штуцеры по трубкам, выводим трубки из отверстий в цилиндре и осторожно, чтобы не повредить, отводим их в сторону. Накидным или рожковым ключом «на 17» отворачиваем две гайки крепления главного тормозного цилиндра к корпусу вакуумного усилителя... Устанавливаем главный тормозной цилиндр в обратной последовательности и прокачиваем тормозную систему (см. «Прокачка тормозов» ).снятие вакуумного усилителя тормозов. Регулировка и снятие узлов стояночной тормозной системы: Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне до 23% включительно при перемещении рычага привода вверх на 4-5 зубьев храпового устройства. Если это не так, то нужна регулировка стояночной тормозной системы.

Лист
 
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник, вывешиваем заднюю ось и переводим рычаг привода стояночного тормоза в крайнее нижнее положение. Снимаем кожух пола (см. «Снятие кожуха пола») и воздуховод подачи воздуха в заднюю часть салона (см. «Снятие воздуховода подачи воздуха в заднюю часть салона» ). Для наглядности левое переднее сиденье снято. Придерживая регулировочную гайку рожковым ключом «на 13», таким же ключом ослабляем контргайку и вращаем регулировочную гайку, натягивая трос, чтобы ход рычага уменьшился до 4-5 зубьев сектора храпового устройства, а колеса при полностью отпущенном рычаге вращались свободно, без заедания. В этом положении затягиваем контргайку. Для замены троса отсоединяем его наконечники от разжимных рычагов задних тормозных колодок (см.«Замена задних тормозных колодок»), а оболочки — от нижних штанг задней подвески (см. «Снятие нижней штанги»). Отверткой отгибаем три язычка кронштейнов крепления оболочки правой ветви троса к днищу автомобиля. Накидным ключом «на 8» отворачиваем две гайки крепления заднего наконечника оболочки правой ветви троса к правому тормозному щиту и выводим конец троса из отверстия в щите. Аналогично освобождаем левую ветвь троса (кронштейнов крепления к днищу — два). В салоне двумя рожковыми ключами «на 13» расконтриваем и отворачиваем обе гайки регулировочного наконечника стояночного тормоза и снимаем уравнитель троса. Рожковым ключом «на 17» отворачиваем две гайки крепления передних наконечников оболочек троса к днищу кузова. Выводим петлю троса вместе с гайками и шайбами через прорезь в днище кузова и снимаем трос. Устанавливаем трос в обратной последовательности. Передний наконечник оболочки правой ветви троса (она длиннее левой) должен быть закреплен в верхней части прорези днища кузова, а передний наконечник оболочки левой (короткой) ветви — в нижней части прорези. Для снятия рычага привода стояночной тормозной системы переводим рычаг в крайнее нижнее положение. Отворачиваем обе гайки с регулировочного наконечника и снимаем, уравнитель троса. Отсоединяем провод от выключателя контрольной лампы стояночного тормоза. Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления кронштейна выключателя и зубчатого сектора рычага стояночного тормоза и снимаем кронштейн вместе с выключателем со шпильки. Отвернув тем же ключом вторую гайку крепления зубчатого сектора, снимаем сектор вместе с рычагом привода стояночного тормоза и регулировочным наконечником. Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности и регулируем натяжение троса стояночного тормоза, как описано выше.

Лист
 
2. Техническое обслуживание тормозной системы ИЖ-2126

Техническое обслуживание тормозной системы заключается в следующем: следите за тем, чтобы на трущиеся поверхности тормозных колодок не попадала смазка. Категорически запрещается применять для промывки деталей и узлов гидропривода тормозной системы бензин или минеральные растворители любого типа, так как это приведет к полному разрушению резиновых деталей. Гидропривод промывайте только свежей тормозной жидкостью. Проверьте величину полного хода педали тормоза 150–155 мм (рис. 1.35) при незаправленной тормозной системе и величину рабочего хода педали (не более 100 мм) при работе вакуумного усилителя и усилии на педали (500±10) Н или (50±1) кгс. Вакуумный усилитель 1 не нуждается в регулировке и техническом обслуживании при эксплуатации автомобиля.

Обслуживание дисковых тормозов передних колес: Если колодки дискового тормоза не имеют сигнализатора износа, то через каждые 15 тыс. км проверяйте их состояние. Осмотр тормозных колодок проводите при снятых колесах через окно суппорта 5 (см. рис. 6.3). Колодки заменяйте, если толщина фрикционных накладок уменьшилась до 1,5 мм. Порядок замены колодок см. «Замена тормозных колодок». Если колодки снимают не для замены, а для доступа к другим деталям, пометьте колодки, чтобы при последующей сборке поставить их на прежнее место. Перед установкой новых колодок убедитесь, что тормозной диск 8 не имеет повреждений, например, особо глубоких рисок или износа более 0,5 мм на сторону. При необходимости замените диск новым. При обнаружении трещин, разрывов на пыльнике поршня или защитного чехла направляющего пальца замените их. После замены колодок несколько раз нажмите на педаль тормоза для подведения колодок к диску.

Обслуживание барабанных тормозов задних колес: Для осмотра тормозных колодок снимите колеса и тормозные барабаны. Поверхности фрикционных накладок должны быть чистыми, без следов смазки или грязи. При обнаружении следов смазки устраните причину ее появления, после чего очистите фрикционные накладки металлической щеткой и промойте их поверхность керосином. Поврежденные колодки замените. Колодки замените и в том случае, если толщина фрикционной накладки уменьшилась до 1,5 мм. Если на рабочей поверхности тормозных барабанов глубокие риски, кольцевой буртик или неравномерный износ (овальность), барабаны расточите на станции технического обслуживания или замените новыми. Снижение эффективности действия стояночного тормоза свидетельствует о вытягивании троса, замасливании или полном износе накладок колодок тормозов задних колес.

Лист
 
6 Самостоятельная работа учащихся и методика проведения текущего инструктажа

Самостоятельная работа учащихся по выполнению учебно-производственного задания и сопровождающий ее текущий инструктаж мастера – основная часть занятия производственного обучения. В это время учащиеся приобретают и углубляют профессиональные умения и знания. Поэтому рекомендациям по методике и организации этой части урока студент обязан уделить особое внимание.

Прежде всего, мастер должен четко и ясно представлять себе суть операционно – комплексной системы, определяющей организацию и методику профессионального образования на современном этапе, или хотя бы ее главные положения. Одним из основных является разделение обучения на два этапа. На первом этапе главной задачей является приобретение учащимися первоначальных умений по выполнению в нарастающей сложности отдельных трудовых приемов или даже трудовых действий. В это время учащиеся еще не изготавливают изделий и не выполняют общественно-полезного труда. Главная задача – заложить основы правильного выполнения приемов работы.

На втором этапе – дальнейшее совершенствование умений уже на основе производительного труда, заключающегося или в выполнении изделий или общественно – полезном труде.

Такое разделение процесса обучения дает возможность на первом этапе сосредоточить все усилия учащегося и мастера только на усвоении трудовых приемов.

Одним из факторов, в значительной степени определяющих успех занятия, и его основной части – самостоятельной работы учащихся, является его структура. Потому, определив характер самостоятельной работы учащихся, конкретизировав ее содержание, учащийся должен перейти к рекомендациям последовательности действий, разделению работы на части.

Чтобы сделать такие рекомендации обоснованными, учащийся, прежде всего сам, должен ясно представить себе, что даст расчленение, с какой целью и учетом каких факторов его следует производить.

Одним из основных педагогических требований в организации и методике выполнения упражнений (а на этих занятиях учащиеся выполняют упражнения, многократные повторения действий) является постановка перед учащимися задач, позволяющая им действовать сосредоточенно и целенаправленно.

Лист
 
В любой работе, в любом задании, которое имеет учащийся на уроке, содержатся в операции и приемы, имеющие различное значение. Исходя из этого, мастер должен проанализировать работу, которую учащимся предстоит самостоятельно выполнить на занятии. Его задача будет заключаться в том, чтобы найти наиболее важное, принципиальное в самостоятельной работе учащихся. Это поможет поставить задачи перед учащимися, нацелить их внимание на овладение важнейшим, и в процессе работы обеспечит целенаправленную деятельность мастера, то есть в известной степени определит содержание текущего инструктажа.

Правильная, рациональная и целенаправленная организация самостоятельной работы учащихся на занятии – один из факторов, обеспечивающих успешное решение учебно-воспитательных задач, позволяющих каждому учащемуся выполнить задание в полном соответствии с требованиями учебной программы.

Здесь перед учащимся, прежде всего, встает задача определенная и обоснованная организационной формы выполнения задания: фронтальную или по циклам.

В процессе обучения исключительно важную роль играет оценка работа учащихся на уроке. Она не только фиксирует степень освоения учащимися задания, характеризует качество изделия или выполненной работы, но и является средством, стимулирующим дальнейшую деятельность учащегося. Именно поэтому необходимо уделить серьезное внимание разработке этого вопроса в курсовом проекте. Речь должна идти только об одном виде аттестации – оценке по результатам занятия.

Личный показ способов выполнения трудовых приемов мастером осуществляется в основном в процессе вводного инструктажа, поэтому и содержание, и методика его осуществления должна быть разработана студентом в разделе методических рекомендаций по вводному инструктажу. Но применять этот важный метод обучения только на вводном инструктаже нельзя. Его следует широко использовать и в процессе самостоятельной работы учащихся на занятии. Рекомендации о том, какие трудовые приемы следует показать мастеру, как это сделать, и должен дать учащийся как уже говорилось, продолжительность многих занятий велика. Именно поэтому представляется нецелесообразным демонстрировать все трудовые приемы, с которыми сталкивается учащийся на занятии, во время вводного инструктажа. Часть из них можно показать и во время текущего инструктажа.

Одной из задач мастера является вооружение учащегося умениями, в основе которых лежит глубокое понимание конкретных способов выполнения работы.

В методических рекомендациях по вводному инструктажу разработано содержание и методика объяснения учащимся вопросов, имеющих

Лист
 
отношение к культуре труда. Теперь следует разработать рекомендации о том, как научить учащихся соблюдать, выполнять эти требования. Такие рекомендации будут касаться и организация рабочего места, и поддержание порядка на нем в процессе работы, и применяемого инструмента и приспособлений, и использования времени. Может быть дано описание стеллажей для размещения на них снимаемых при разработке деталей и узлов, а также приспособлений, облегчающих ручной труд. Особое внимание следует уделить рекомендациям по тем сторонам в работе, из имеющих отношение к культуре труда, которые являются наиболее специфичными, характерными в данном задании.

Необходимость научить учащихся безопасным приемам работы очевидца. Содержание и методика ознакомления с ними учащихся в процессе вводного инструктажа разработаны. Теперь предстоит дать рекомендации о том, как обеспечить практическое освоение учащимися этих требований. Самостоятельность учащихся в работе одно из ценнейших качеств, которые необходимо вырабатывать в процессе всей учебно-воспитательной работы и если логично – на каждом занятии. Можно решать эту задачу и при выполнении учащимися учебных заданий.

Средств и путей для самостоятельности учащихся, в том числе и при работе на занятии, очень много. Это, прежде всего, такая организация выполнения задания, при которой мастер не «ведет» учащегося «с одной ступени на другую», а дает задание большими частями, предоставляя его самому разобраться в деталях. Задача в данном случае сводится к тому, чтобы дать рекомендации подобной организации работы. Применение технических средств обучения в самостоятельной работе учащихся освоило Всесоюзное объединение производственных предприятий по производству учебно-наглядных пособий, а те, которые разрабатываются и изготавливаются педагогическими коллективами училищ.

Для того чтобы в своей будущей практической работе учащийся мог освоить новые машины и орудия , новую технологию производства , необходимо , чтобы еще в период обучения он научился пользоваться технической документацией. На рабочем месте постоянно должны находиться инструкционные или инструкционно-технологические карты , справочная литература , таблицы и учебники. Из них основная роль отводится инструкционным картам.

Лист
 
Тема практического занятия «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ - 2126», по этой теме мастер п/о выдает учащимся самостоятельную работу:

- разобрать устройство тормозной системы автомобиля ИЖ – 2126;

- провести техническое обслуживание тормозной системы автомобиля;

- выполнить ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ – 2126.

Лист
 
7 Методика проведения заключительного инструктажа

В этом разделе проекта мастер должен разработать:

- рекомендации и обоснование вопросов, которые следует вынести на инструктаж;

- рекомендации методов проведения инструктажа;

- рекомендации о времени, отведенном на инструктаж.

Вопросы, которые мастер рекомендует вынести на заключительный инструктаж, удобнее разбить на группы:

- решение учебно-воспитательных задач на занятии;

- полнота выполнения задач;

- степень освоения приемов работы;

- соблюдение труда при выполнении заданий;

- соблюдение учащимися требований безопасности труда.

Конечно, содержание беседы мастера по этим вопросам, не проведя самостоятельной работы, предусмотреть невозможно.

Рекомендуя вопросы для инструктажа, мастер должен исходить из особенностей задания главных целях урока. Методы проведения инструктажа мастер также не может разработать подробно. Поэтому, будет вполне достаточно, если он порекомендует провести в ходе инструктажа беседу или дать свои обобщения и заключения.

Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков проведенного урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.

Проводя заключительный инструктаж, мастер исходит из того, что: заключительный инструктаж, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения, коллективная форма работы с учащимися, и чем активнее в его проведение вовлечены учащиеся, тем больший эффект он дает.

Лист
 
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы: сообщение о выполнении цели занятия; анализ успешности выполнения упражнений; разбор типичных ошибок и характерных недостатков; рассмотренных путей их предупреждения и устроения; анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда, использования рабочего времени; сообщение оценок, темы следующего занятия; выдача домашнего задания.

Для повышения эффективности заключительного инструктажа руководствуются следующими рекомендациями:

- на первый план всегда ставить подведение учебных задач урока, то есть чему научились учащиеся;

Лист
 
- придавать заключительному инструктированию обучающий характер, то есть строить его так, чтобы учащиеся получали на нем что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;

- вовлекать всех учащихся в активное обучение итогов прошедшего урока;

- широко привлекать их к самостоятельному анализу выполнения учебно-производственных заданий;

- анализ итого урока производить всесторонне, выставляемые оценки аргументировать;

- не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.

Лист
 
8 Методические рекомендации по выполнению домашнего задания

Выполнение учащимися домашнего задания – важная составная часть всего процесса обучения. Поэтому мастер должен разрабатывать и этот вопрос.

Этот раздел должен содержать:

- определение и обоснование характера домашнего задания;

- определение и обоснование его содержания.

Вначале студент должен определить, будет ли домашнее задание носить характер повторения соответствующего материала по учебникам или оно будет заключаться в разработке схем, выполнении таблиц, чертежей.

Рекомендации по содержанию домашнего задания удобнее разделить на 2 части:

- задание по закреплению материала проведенного занятия;

- задание по подготовке к следующему занятию.

Рекомендации должны быть конкретными, обоснованными.

Тема практического занятия «Ремонт тормозной системы автомобиля ИЖ - 2126» по этой теме мастер выдает домашнее задание:

- повторить теоретический материал этой темы;

Наши рекомендации