Гуманистических воспитательных систем сельских школ
Сергей Александрович Рачинский родился 2 (4) мая 1833 года в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских, в родовом поместье в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).
Получив прекрасное домашнее образование, он в 1849 году поступил в Московский университет. Сферой его научных интересов стала ботаника, физиология растений. В 1866 году он защищает докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей». Но его интересы не ограничивались естественными науками. Рачинский активно занимается философией, а также общественной и преподавательской деятельностью. У него, как человека энциклопедических знаний, был широкий круг друзей и знакомых. Он общался с философами А. С. Хомяковым, братьями Киреевскими,
В. В. Розановым, С. М. Соловьевым, был дружен с В. П. Боткиным и зоологом К. Ф. Рулье. Желанными гостями в доме Рачинского в Москве были Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, братья Аксаковы, историк В. И. Герье и многие другие.
Уйдя в 1868 году в отставку с должности профессора Московского университета, С. А. Рачинский поселился в Татеве. Здесь он основал школу и еще 18 школ в округе, которые образовали некое воспитательное и образовательное пространство. Возникло сообщество педагогов, объединенных одной идеей и одним лидером. Влияние
С. А. Рачинского и созданных им школ на школьное дело оказалось столь значительным, что споры о его роли в отечественной педагогике не стихают до настоящего времени. Ключом к пониманию всей педагогической концепции этого ученого и педагога-практика является, по мнению исследователей, то, что в основе его школы лежали семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои.
Несмотря на то, что школы С. А. Рачинского достигли блестящих результатов, многие педагоги конца XIX – начала XX века и современные ученые относили С. А. Рачинского к апологетам церковно-приходской школы. Его называли даже «махровым реакционером».
С. А. Рачинский усматривал в религии прежде всего основу духовности ребенка в условиях своего времени. В служителях церкви в условиях тогдашней деревни он видел наиболее подготовленных учителей и замечал, что «народ сам признает духовенство своим учителем».
Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению С. А. Рачинского, состоит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сельской общинности. Его школу можно назвать школой «добрых нравов». Ее учебная программа имела художественно-эстетическую направленность. Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль выполняли игра и праздники.
Школы С. А. Рачинского – учреждения своего времени. Организация учебно-воспитательного процесса в них учитывала интересы родителей и особенности крестьянского быта. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам. Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. При этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности.
Если применить современные представления теории воспитательных систем, то воспитательную систему С. А. Рачинского, реализованную им в Татевской школе и ряде других сельских школ, можно охарактеризовать через совокупность компонентов.
Первый компонент воспитательной системы – цели воспитания и вытекающие из них задачи школы.
Цели воспитания, по Рачинскому:
· развитие умственных сил ребенка;
· развитие его воли;
· гармоническое развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований;
· создание нравственно-цельного характера.
Школы Рачинского ставили себе такие задачи:
· учить детей для последующей жизни;
· воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности;
· развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы.
В школах Рачинского культивировался индивидуальный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель – классный наставник.
Характер взаимоотношений в школе С. А. Рачинского был семейный. Первым условием успешного воспитания считались дружеские отношения с учениками. Учителю в школах Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга. Профессиональные требования к учителю складывались из любви к делу воспитания и знания учебного предмета. Школы сами для себя готовили учителей из наиболее одаренных своих учеников.
Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания:
· большая свобода во всем, что не несет в себе зла;
· разрешение конфликтов внутри коллектива;
· разнообразные занятия по интересам в свободные часы;
· годовой цикл школьных торжеств, праздников.
Школа Рачинского активно осваивала окружающую среду. Это выражалось в ее участии во всех сельских событиях. Признавалось необходимым пользоваться всеми силами, готовыми прийти на помощь воспитанию и обучению детей.
Педагоги школ Рачинского выступали в роли сообщества, в котором происходил обмен опытом и шла учеба. Такие встречи проходили в Татеве и притягивали к себе учителей, многих образованных людей не только из школ округи, но и из других мест России.
В отдельных школах С. А. Рачинского было введено самоуправление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председатель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средствами и реально определяли состояние и развитие школ.
Таким образом, «во главу угла» в сельской школе Рачинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух.
Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях, те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.
Исследователи того времени оставили нам свое понимание педагогических взглядов С. А. Рачинского и устройства его школы.
Жизнь в Татевской школе строилась в согласии с народным характером и народным бытом. «С. А. Рачинский глубоко обдумывал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий, в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой. Школа поражала своей чистотой и убранством. С. А. Рачинский сумел придать своей школе красивый и художественный вид... силами почти исключительно самих учеников». Школа приучала детей к труду и воспитывала любовь к крестьянским работам и ремеслам. Ученики по хозяйству делали все: топили печи, носили воду, мыли полы, убирали школу, помогали кухарке, сторожили.
Обычный школьный строй жизни украшался целым рядом школьных торжеств. Гениальный педагог устранил один важный недостаток нашей школы – невнимание к детям со стороны школы в праздничные дни. Он говорил даже, что школа должна запомниться не буднями, а праздниками.
Рачинский впервые в педагогической практике применил народный способ воспитания патриотизма – путешествия по русским святым местам. Ему удалось впервые полнее, ярче, нагляднее и убедительнее всех показать, чего ищет народ в школе и что должна дать русскому народу сельская начальная школа.
Дополняют наши знания о школе Рачинского педагогические статьи В. Лясковского, который 20 лет переписывался с Сергеем Александровичем и неоднократно посещал Татево. Из первого же своего посещения он вынес много интересных суждений об увиденном и услышанном. Одно из них: «Руководитель этих школ путем долгого опыта пришел к убеждению, что прочно прививаются детям не знания, а умения». Второе наблюдение: «Требования, предъявляемые к учению родителями учеников... носят по существу своему чисто практический характер. Не образования или развития вообще... ищет крестьянин для своего сына, отдавая его в школу, а тех же простых и немногосложных умений...». С. А. Рачинский «первый решился прямо сказать, что школа должна согласоваться с требованиями, предъявляемыми к ней родителями учеников, хотя бы и неграмотными». Между тем повсеместно «начальная школа в России велась по образцу школ иностранных: это была, во-первых, школа совершенно светская и, во-вторых, ее программа не сообразовалась нисколько с запросами русской народной жизни».
Важная особенность – «почти все учителя, преподающие в школах Сергея Александровича, суть воспитанники этих самых школ»
(Рачинский подготовил более 50 преподавателей).
В деревне Глухово, в 12 верстах от Татева, учительствовал с
43 учениками кандидат словесности Н. М. Горбов. Свою теорию воспитания он изложил в работе «О внешних приемах воспитания в народной школе», где использовал и взглядыС. А. Рачинского.
Н. М. Горбов определяет воспитание следующим образом: «Оно есть забота о развитии в учениках хороших навыков: умственных, нравственных, физических». Н. М. Горбов считал, что «сила воспитания» должна быть прежде всего силой внутренней. К «внешним приемам воспитания» он относит меры понуждения: поощрения и наказания. Им признается практический смысл наград за учебные успехи; награды за хорошее поведение, по его мнению, вредны, а на наказаниях строить систему воспитания нельзя.
Современная теория воспитательных систем может включить в свой арсенал страстный призыв Н. М. Горбова, обращенный им к учителям начала XX века: «О учитель! Сойди с твоей неприступной кафедры, оставь на ней твое жалкое, смешное величие, подойди к ученикам твоим как друг и скажи им: «Давайте вместе работать».
Это и другие высказывания ученого, сельского учителя и ученика С. А. Рачинского как нельзя лучше отражают суть представлений о построении отношений в сельской школе, бытовавших в школах
С. А. Рачинского: «Бодрый самостоятельный труд учеников при помощи и под руководством близкого друга учителя, вот картина, которую... должна представлять школа... Помните, что вам надо не обуздывать ваших учеников и не бороться с ними, а жить с ними в любовном общении истины и добра».
Отдавая должное роли школы в воспитании детей, тем не менее, Н. М. Горбов утверждал, что «естественное место воспитания – в семье. Школа – помощница семьи».
Татевская школа была «умственным центром» свыше 17 лет. Здесь сформировались особые взгляды на программу школы и приемы преподавания. С. А. Рачинский требовал от учителей прежде всего знания предмета, целей обучения и полагал, что «чем проще они будут учить, тем лучше – лишь бы учили усердно». Важное место отводилось словесности и математике. Рачинский утверждал, что сама грамотность есть «средство в жизненной борьбе». Научные знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. Но, как уже подчеркивалось, отличительная черта его программы – или устройства Татевской школы – была ее воспитательная сторона.
Ярко охарактеризована и раскрыта теория воспитания С. А. Рачинского и в дневнике учителя Дровнинской школы, ученика Сергея Александровича, В. Лебедева. В этой школе, находившейся в с. Дровнино Гжатского уезда Смоленской губернии (соседний район с Бельским), процветало обучение ремеслам.
Школа с двухгодичным курсом обучения была открыта в 1886 году, учеников было 40. Через 7 лет в ней обучалось 200 детей. Курс обучения стал шестилетним. Он был расширенным и носил и общеобразовательный характер. По окончании курса воспитанников разделяли на группы: на покидающих школу, на ремесленников и на стремящихся к учительству.
Основываясь на своих наблюдениях, учителя Дровнинской школы посчитали необходимым заведование каждой школой вверить совету, состоящему из председателя-священника, учителей, попечителя и из выборных представителей от прихода. Совет мог «сокращать и расширять. программу, переносить из одного года в другой положенное по программе, составлять и изменять расписание уроков, устанавливать порядок дня в школе, назначать сроки приема учеников, начало и конец учебного года, переводить из одного отделения в другое без экзаменов, увольнять ученика, излагать условий приема учеников в общежитие, выбирать учебники и пособия,.. приискивать учителей...».
Наблюдение за ходом школьной жизни проходило через дежурство всех учителей.
Большое внимание уделялось правильной постановке работы мастерских. Учителя Дровнинской школы считали, что в условиях сельской школы «ремеслу нельзя обучиться, можно разве ознакомиться с ним». Чтобы «провести в крестьянскую среду ремесленные знания, особенно применимые к сельскому хозяйству, и задержать побольше учеников при школе, и ослабить вредное влияние столичных мастерских», обучение ремеслу при школе строилось следующим образом:
· учеников мастерству обучал мастер;
· учитель наблюдал и руководил мастером;
· учитель, заведующий мастерской, должен был обладать специальными знаниями в достаточной степени (доверяться одному мастеру никогда не следует);
· главная цель для учеников в мастерских – изучение ремесла;
· науки и ремесла одновременно и в равной степени в школе существовать не могут.
В школах Рачинского сельхозтруд, приобщение, к культуре земледелия «становится предметом почти общеобразовательным».
Ясно осознавая, что воспитание, рассчитанное исключительно на узкую сферу местных временных потребностей, заглушает врожденную человеку способность развития, С. А. Рачинский ищет ответы на им самим поставленные вопросы. Где же средний путь между такими крайностями как развитие личности ребенка и конкретные потребности общества? До какой степени воспитание должно быть национально и современно, до какой степени должен быть развит в нем элемент общечеловеческий, вечный? Не менее затруднительна, считал Рачинский, другая проблема воспитания. Это противоречие между правом индивидуальности на самобытное развитие и «нестерпимым насилием» над личностью, когда мы подводим ее под стандартный уровень. С другой стороны, индивидуализм может развиться до опасного для общества уровня. Есть ли и где она, истинная, законная граница этому стремлению, где средства удержать его развитие в должных пределах, не насилуя природы ребенка?
В. В. Розанов, который хорошо знал Сергея Александровича, так высказывался о Рачинском: «Он никогда не был только специалистом... Круг умственных и сердечных его интересов был бесконечно и неопределенно разнообразен. Он был философ по жизненному труду своему, особенно – по практической философии, выразившейся в делах».
Свои педагогические идеи С. А. Рачинский изложил в сборнике статей «Сельская школа». Книга издавалась в 1891, 1892, 1898, 1899, 1902 и 1991 годах. В свое время она была настольной книгой учительства России и поистине может быть названа школьным заветом для русской народной школы[9].
§ 7. ШКОЛА Е. С. ЛЕВИЦКОЙ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ: