УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 23

ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

Требования к компетентности:

· понимать признаки экоцентрической (экогуманитарной) парадигмы экологического воспитания школьников;

· осознавать сущность экологической культуры как цели экологического воспитания; знать структурные компоненты экологической культуры школьников;

· осознавать самоценность, многостороннюю ценность природы для человека; уметь определить свой уровень экологической культуры;

· уметь спланировать комплекс педагогических условий формирования экологической культуры школьников;

· знать разнообразные организационные формы экологического воспитания школьников; уметь организовать экологическую деятельность учащихся.

Основная литература

1. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика / С.Н.Глазачев, С.С.Кашлев, А.А.Марченко. – М.: Горизонт, 2004.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С.Н.Глазачев, С.С.Кашлев // Народная асвета. – 2005. – №2.

3. Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание школьников / И.Д.Зверев // Воспитание школьников. – 1985. – № 6.

4. Кашлев, С.С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений / С.С. Кашлев. – Минск: Беларусь, 2003.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: от 14.12.2006 г. № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі РБ. – 2007. – С. 11, 24–28.

Дополнительная литература

1. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

2. Кашлев, С.С. Игры-путешествия с экологическим содержанием / С.С. Кашлев. — Минск: НМЦентр, 1997.

3. Кашлев, С.С. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся / С.С.Кашлев. – Минск: Респ. экол. центр детей и юношества, 2001.

4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2007.

5. Кашлев, С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности / С.С. Кашлев // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. –№9–10.

6. Кашлев, С.С. Организация целенаправленного общения учащихся с природой: метод. разраб-ка пед. совета в школе/ С.С. Кашлев // Народная асвета. – 2005. – № 2.

7. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1981.

Основные понятия

экологическая культура, ценностные экологические ориентации, экологический императив, экологическая деятельность, природа как педагогическое средство, окружающая среда, экологическое воспитание, экологическое образование, устойчивое развитие, экоцентрическая парадигма экологического образования.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Экологическая культура представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Экологическая культура характеризует особенностисознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой. Только владея этой культурой, человек в качестве существа разумного способен рационально, конструктивно ставить и решать свои жизненные и общественные задачи природопользования и природовосстановления, давать адекватную оценку самому себе, своей экологической деятельности, поведению в природе, сложившейся экологической и социокультурной ситуации. Ядро экологической культуры составляют цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Ответственность отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность рассматривается как внутреннее свойство личности, представляющее единство рационального и эмоционального, гармоническое сочетание разума и чувств.

Ответственность за состояние и сохранение окружающей среды представляет собой сознательное осуществление личностью и обществом рационального природопользования; деятельность по сохранению для будущих поколений богатства и разнообразия ресурсов биосферы; взаимодействие личности и общества в преобразовании биосферы в ноосферу – сферу разума; органическое единство совершенного экологического сознания личности и ее эмоциональной отзывчивости к природе, к экологическим проблемам, поведения и деятельности в природе.

В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты:

— мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности;

— аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;

— гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы;

— этический(нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика);

— операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;

— эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.

Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде.

Понятие «экологической деятельности» впервые ввел в научный обиход А.Д.Урсул (1983).

Если сама по себе деятельность есть специфически социальный, человеческий тип отношений к действительности вообще, то экологическая деятельность как ее составная часть выражает аспект отношения только к природе. Экологическая деятельность заключается во взаимодействии человека, общества с окружающей природной средой. Все взаимодействия субъекта этой деятельности с ее объектом, т.е. экосредой, приводящие к определенным экологическим последствиям (позитивным или негативным) составляют содержание экологической деятельности.

Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.

О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по её системным и функциональным критериям. Системные критерии выражают целостные свойства экологической культуры, эти свойства присущи не отдельным компонентам, а экологической культуре как интегративному качеству личности в целом. Функциональные критерии – это проявление свойств отдельных компонентов экологической культуры.

Системные критерии экологической культуры: адекватность экологического сознания и поведения личности; субъектность в экологической деятельности; осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации; способность и потребность к рефлексии своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой; гуманное отношение к людям, к окружающей природе; творчество в экологической деятельности; самооценка своей деятельности и поведения в природе; гармония разума и чувств; способность к актуализации экологических знаний и умений; соразмерность компонентов экологической культуры личности.

Функциональные критерии экологической культуры: мотивы поведения и деятельности в природе; представления о многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека; представления о природе как общечеловеческой ценности; представления о самоценности природы; глубина и системность экологических знаний; система научных экологических знаний; знание экологических проблем современности; оценка современной экологической ситуации; проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; знание норм и правил поведения в природе; проявление знаний о нормах и правилах поведения в природе в поведении и деятельности; способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности; спектр экологических умений и навыков; владение технологиями экологической деятельности; умение рассказать о различных технологиях взаимодействия человека и природы; проявление широкого спектра эмоций при общении с природой; проявление воли в решении локальных экологических проблем; положительный эмоциональный фон экологической деятельности; потребность в познании окружающей природы; потребность в общении с природой и другие.

Признаками экоцентризма являются:

n ориентированность человека на экологическую целесообразность;

n отсутствие противопоставления человека и природы;

n восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

n баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Экоцентризм является альтернативой антропоцентризма, господствующего сегодня в практике работы многих учреждений образования. Антропоцентризм характеризуется такими признаками, как:

n человек как высшая мера всех вещей;

n природа как собственность человека;

n противопоставление человека и природы;

n восприятие природы как объекта воздействия человека;

n прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.

Исходя из понимания общего смысла категории «педагогическое средство», природу как педагогическое средство можно определить как совокупность материальных и духовных объектов и явлений природы, непосредственно целенаправленно используемых педагогом для развития учащихся (в педагогическом процессе).

«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах», – подчеркивал в «Великой дидактике» Я.А. Коменский.

Природа как педагогическое средство непосредственно находит свое вещественное выражение в педагогическом процессе в следующих аспектах:

· компонентах природы (вода, воздух, почвы, растения, животные, минеральные ресурсы и т.д. непосредственно используются педагогом в педагогическом процессе для организации разнообразных видов деятельности учащихся);

· растениях (произрастающих в естественной природе; сельскохозяйственных культурах; комнатных растениях);

· предметах жизнедеятельности растений (листья, коряги, кора, лепестки цветов, шишки, семена, высушенные растения и т.д.);

· животных (диких животных, обитающих в естественных природных условиях, а также содержащихся в вольерах заповедников, зоопарках, живых уголках; сельскохозяйственных животных, разводимых на фермах; домашних животных);

· природных явлениях и процессах (дождь, ветер, восход и заход солнца, роса, туман и т.д. являются содержанием, предметом изучения на уроках, многих воспитательных делах);

· природных ландшафтах (ландшафт – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы; например, ландшафт окрестностей сельской школы, ландшафты леса, поля, берега озера и т.д., которые целенаправленно наблюдают, изучают учащиеся, используют в своей деятельности);

· пейзажах (образ природного ландшафта, отраженный в сознании и зрительно воспринимаемый человеком) и т.д.

«Зовите меня варваром в педагогике, – отмечал К.Д.Ушинский, – но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.- М., 1959, Т.1.- С.287).

Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся.

Среди этих условий выделяются следующие:

— целеполагание в процессе развития экологической культуры учащихся;

— педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры учащихся;

— целенаправленное общение учащихся с природой;

— организация разнообразной экологической деятельности учащихся;

— экологически ориентированное содержание педагогического процесса;

— межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся;

— систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры

— сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем;

— единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению;

— единство процессов природопользования и природовосстановления во взаимодействии человека и природы;

— использование искусства в процессе развития экологической культуры;

— организация мыследеятельности учащихся в процессе экологического образования;

— организация смыслотворчества учащихся в процессе экологического образования;

— создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;

— диалогичность общения участников процесса развития экологической культуры;

— организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования;

— взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся;

— диагностика готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности;

— организация занятий по повышению уровня готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности и др.

Наши рекомендации