Коррекционная работа по преодолению ринолалии у дошкольников
Логопедическое обследование дошкольника с ринолалией
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ детского сада №71 «Незабудка» г. Тамбова. В исследовании принимал участие один ребёнок. Согласно данным речевой карты ребёнок имеет логопедическое заключение – ОНР (II уровень, Ринолалия) . Логокоррекционная работа проводилась по нескольким методикам, разработанными несколькими учёными.
Цель:аппробация эфективных методик преодоления нарушения речи при ринолалии.
Задачамидиагностического исследования являются:
1. Изучить анамнестические данные , речевые карты детей;
2. Разработать диагностический комплекс для выявления особенностей детей с ринолалией;
3. Провести исследование ;
4. Обработать полученные результаты;
5. Провести качественный анализ результатов;
6. Определить основные направления и методы коррекции ринолалии;
Исследование проходило в несколько этапов :
1. Подготовительный этап (изучение и анализ анамнестических данных,логопедической документации; беседы с логопедом; выбор метдов и приёмов логопедического обследования; подбор диагностического материала).
2. Основной этап (проведение диагностического обследования состояния речевого аппарата у ребенка с ринолалией).
3. Заключительный этап ( анализ и оценка данных ,полученных в результате диагностического исследования).
На подготовительном этапе была проведена следующая работа: изучение сведений о детях в ходе беседы с учителем-логопедом ,анализ анамнестических данных и логопедической документации. В результате этой работы были получены следующие данные которые представлены в таблице.
Диагностический комплекс для выявления детей с диагнозом
Ринолалия
Задание №1.
Цель: Исследовать умение ощущать разницу в направлении воздушной струи.
Оборудование: Игрушка «Цветочек»,игрушка «Пирог», клочок бумаги
Инструкция: Посмотри пожалуйста какой у меня красивый цветочек. Представим, что он очень вкусно пахнет. Сейчас мы его понюхаем .Ты должена вдохнуть аромат носом и выдохнуть носом.
Теперь представь ,что мама приготовила вкусный пирог. Ты должна сделать вдох носом ,а выдохнуть ртом.
Затем представь, что ты только что быстро бежал. Сделай вдох и выдох ртом.
Задание № 2.
Цель: Уточнить состояние фонематического слуха.
Оборудование: Игрушки: медведь, корова, кошка, собака, волк, петух
Инструкция: Сейчас мы поиграем в подражание голосов разных животных. Посмотри кто сегодня к нам пришёл- медведь . Давай издадим низкий голос рычащего медведя. ( Логопед на своём примере показывает какие звуки должен издавать медведь, ребёнок повторяет. Затем логопед имитирует звуки таких животных ,как корова, кошка, собака, волк, петух . Затем благодарит ребенка)
Задание № 3.
Цель: Исследование звукопроизношения.
Оборудование: Игрушка-кукла Соня
Инструкция: Логопед не торопясь чётко произносит:
Стала Сонечка зевать
Скоро Соне отдыхать.
(Выдох – пффф- пауза; возврат дыхания и форма «зевка»; выдох-пффф-пауза ;возврат дыхания – расслабление брюшного пресса)
Задание № 4.
Цель: Определить, умеет ли ребёнок удерживать язык у верхних зубов в форме чашки.
Инструкция: Логопед просит ребенка сделать «чашечку»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Задание № 5.
Цель: Определить, достаточно ли подвижны губы и щеки у ребёнка.
Инструкция: Представим, что ты только что покушала и тебе нужно прополоскать ротик. Набираем в рот как можно больше воздуха и делаем вид что полощем рот (в течение 1 мин).
Критерии оценки
Система оценки разрабатывалась специально для диагностического исследования. Выполнение ребенком заданий оценивалось по трёх бальной шкале :