Глава 1 теоретические аспекты изучения жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.
1.1. Сущность и содержание понятий «жизненные ценности» и «жизненные перспективы».………………………………………………………7
1.2. Теоретические подходы к определению понятий «правонарушение» и «несовершеннолетний подросток»....………………….13
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей……………………………………………………………….18
Выводы………………….. …………………...…………………...……....24
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.
2.1. Результаты исследования жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей……………………………………...26
2.2.Методические рекомендации родителям и учителям по развитию жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей….......................................................................................…..30
Выводы ………………………………………………………………..….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………....40
ПРИЛОЖЕНИЕ………….………………………………..……...…………….43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Жизненные ценности и перспективы человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии. В данное время благодаря СМИ мы наблюдаем быстрый рост правонарушений несовершеннолетних подростков и детей. Подростковый возраст квалифицируется как трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития. Любое физическое заболевание, семейные проблемы, проблемы в школе изменяют жизненную ситуацию ребёнка, препятствует его полноценной, гармоничной социализации и развитию, влекут за собой большое разнообразие социальных и психологических проблем, это может стать причиной нарушения жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних детей. Следовательно, в настоящее время исследование особенностей жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей является актуальной.
В подростковом периоде происходит формировании личности и получении опыта от взрослых. Но, к большому сожалению, родители и взрослые не всегда могут дать положительный пример жизненных ценностей и перспектив своим детям. Подростку трудно существовать в современном мире не имея жизненных ценностей и перспектив. У каждого должны быть планы, цели и идеи на будущее. Если взрослые люди имеют не правильные жизненные ценности и перспективы, то и у детей она сформируется не правильно.
У несовершеннолетних правонарушителей часто нарушены и правильный образ жизни. Нарушенные условия жизни так же вносит существенные изменения в жизненные ценности этих детей, а также систему координат ее существования, восприятия и переживания. Кроме того, у них изменяется жизненная перспектива, что выражается в таких социально-психологических особенностях как её сокращение, отсутствие планов на будущее и нежелание их строить.
Для того чтобы понять и изучить особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей мы опирались на исследования зарубежных и отечественных ученых, психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Л.В. Мардахаев, Д. Майерс, Г. Оллпорт, М. Смит, Э. Стотленд).
Исходя из вышеизложенного, мы выбрали тему исследования: «Особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей».
Проблема исследования: каковы особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей?
Цель исследования: выявить и определить особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей.
Объект исследования:несовершеннолетние правонарушители.
Предмет исследования: структура жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей.
Гипотеза исследования:мы полагаем, что особенностями жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей являются:
1) высокая материальная обеспеченность;
2) власть и карьера;
3) высокий социальный статус.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ отечественной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) уточнить содержание и сущность понятий «жизненные ценности» и «жизненные перспективы».
4) выявить особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей;
5) составить методические рекомендации родителям и учителям по развитию жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей.
Методологической основой исследования явились теоретические положения, разработанные в трудах таких ученых, как: Л.С. Выготский, А.Н. Л.В. Мардахаев, Д. Майерс, Г. Оллпорт, М. Смит, Э. Стотленд.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2016г.) –выбор темы выпускной квалификационной работы и определение место прохождения практики.
Второй этап (ноябрь – декабрь 2016г.) –выполнение исследования поискового характера, включающее в себе изучение психолого–педагогической литературы по проблеме исследования, уточнение и научный анализ литературы, исследование особенностей жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей, написать научный аппарат.
Третий этап (январь - май 2016г.) - оформление исследования и обобщение особенностей несовершеннолетних правонарушителей, оформление выводов исследования, подготовка к защите.
Методы исследования:
Ключевым теоретическим методом выступает исследование особенностей жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей.
Вспомогательные методы исследования:
теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение;
эмпирические – наблюдение, тестирование, анкетирование, обобщение опыта, анализ документации.
Научная новизна исследования:
-заключается в том, что нами проведен анализ отечественной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявлены и определены особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что нами уточнено содержание и сущность понятий «жизненные ценности» и «жизненные перспективы». Так же состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы представляют интерес в дальнейшей разработке воспитательных и обучающих вопросов несовершеннолетних правонарушителей, а также обобщение опыта деятельности социального педагога и психолога в учреждениях образования.
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что намиподобраны методики и определены особенности жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей. Составлены методические рекомендации родителям и учителям по развитию жизненных ценностей и перспектив несовершеннолетних правонарушителей. Считаем, что результаты проведенного исследования могут быть полезны для учителей, педагогов- психологов и инспекторов по делам несовершеннолетних в организации воспитательной деятельности и проведение консультативной работы.
Апробация результатов:публикация статьи в сборнике региональной студенческой конференции «Неделя науки – 2017», проведенной на базе Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Сибай, апрель 2017 года).
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.
1.1. Сущность и содержание понятий «жизненные ценности» и «жизненные перспективы».
В нашем исследование необходимо рассмотреть сущность и содержание понятий «жизненные ценности» и «жизненные перспективы».
Рассмотрим понятие «ценности». «Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и.т.п. Ценности являются одним из источников смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет и почему; какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни. Ценность есть выражение уникальности человека. Они оказывают сильное влияние на предпочтение человека, на принимаемые им решения и поведение. Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которыми человек следует в своей жизни». (Шашкина А. О., Конюхова К. О. Исследование ценностей современной российской молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 868-871.)
Из этого определения можно понять, что ценность – это то, что в нашей жизни для нас значимо и важно, одобряемые людьми представления о добре, любви и справедливости.
В педагогическом словаре, написанном академиком Российской академии образования А.М. Новиковым, даётся следующее определение понятия «ценности»: «ценности – явления и предметы материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности). А также социальных групп, классов, общества (социальные ценности), служить их интересам и целям. Люди не только познают свойства явлений и предметов, но и оценивают их с точки зрения их полезности или вредности для своей жизни, для общества, для природы. (http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf)
По мнению Новикова А.М. ценности – это явления или предметы, удовлетворяющие потребности человека.
В социально-педагогическом словаре под понятием ценность понимается 1) это объект, имеющий жизненно важное, значение для субъекта (группы, слоя, этноса); 2) духовные идеи, заключенные в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. (http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/505.pdf)
Можно сделать вывод, что в разных педагогических словарях по разному даётся определение понятию «ценности». Но во всех определениях есть одно общее слово – «значимое». Из педагогических словарей можно понять что ценности – это то, что значимо для человека.
В кратком психологическом словаре даётся такое определение: ценность – качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценным. (Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Краткий психологический словарь, Издательство: «Феникс», 2012. С.298)
Ценность - то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов жертвовать чем-то другим, платить усилиями, временем или деньгами. Это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах. У каждого из нас есть что-то очень важное, что мы любим, ценим и хотим, чтобы этого в нашей жизни было больше. (http://www.psychologos.ru/articles/view/cennost)
Из выше сказанных определений мы можем понять, что ценность – это то, что важно человеку, чем он дорожит и что для него желанно.
Рассмотрим философские определения понятия «ценности».
«Ценность - философская категория, обозначающая социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом». (Кикель, П. В., Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. – 2-е изд. – Минск : БГПУ, 2008.– 266 с.)
В другом философском словаре, ценности – это значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты), как человеческой деятельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза), так и различных видов ценности науки, экономики, морали, политики. (Философия науки. Словарь основных терминов. 2-ое изд., Автор: Лебедев С.А. Год издания: 2006 Место издания: Акдемический проект Москва Объём: 320 страниц)
От сюда можно понять, что ценности – это значимость духовных и материальных явлений и значимые универсальные цели и идеалы.
Рассмотрим понятие ценностные ориентации.
Ценностные ориентации – относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. (Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Краткий психологический словарь, Издательство: «Феникс», 2012. С.298)
В «Большом психологическом словаре» дается такое определение: «ценностные ориентации (англ.value orientations) — это важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.)». [Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: 2003. С.327].
Из психологических словарей можно понять, что ценностные ориентации - это отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, и компонент мировоззрения личности или группы выражающий предпочтения в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей.
Проанализируем определения понятия «ценностные ориентации» педагогических словарей.
В словаре терминов по общей и социальной педагогике А.С. Воронина даётся следующее определение: «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного».( http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf)
В педагогическом словаре Новикова А.М. даётся такое определение: «Ценностные ориентации – одна из воззренческих форм направленности личности. Ценностная ориентация определяется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, выраженное в его поведении, деятельности». (http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf)
Из педагогических словарей о понятие «ценностные ориентации» можно понять, что это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям и важнейшие элементы внутренней структуры личности.
В советском философском словаре понятие «ценностные ориентации» раскрывается следующем образом: «Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного»
В новейшем философском словаре Грицанова А.А. даётся следующее определение понятия «ценностные ориентации»: «Ценностные ориентации – это элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации». (http://terme.ru/termin/cennostnye-orientacii.html)