Достоинства модульного обучения

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Эволюция процесса обучения.

2. Общая характеристика основных видов обучения.

Эволюция процесса обучения. Процесс обучения на протяжении человеческой истории эволюционировал вместе с обществом. На первых стадиях своего возникновения он носил характер подражательной деятельности. Накапливаемый опыт передавался обществом и воспринимался подрастающим поколением в процессе непосредственной практической деятельности. Дети непосредственно включались в различные виды жизнедеятельности семьи и общества. Такая технология передачи опыта существовала довольно длительное время на ранних стадиях истории человечества и способствовала его определенному развитию.

По мере эволюции общества, оно уже не могло ограничиваться только включением подрастающих поколений в подражательную деятельность с целью выработки у них практических умений и навыков. Совершенствовалось новое средство передачи накопленного опыта, новое средство обучения - слово.Так возникла новая обучающая система - догматическое обучение. Суть его заключалась в механическом запоминании передаваемой информации и механическом же ее воспроизведении. Основой процесса обучения стал схоластический способ познания, поскольку для многих явлений в окружающем мире еще не было объяснений. Такой способ обучения долгое время удовлетворяла общество.

С внедрением машинной техники, с накоплением все большего объема знаний в недрах догматического обучения стали появляться элементы более прогрессивного и более эффективного способа передачи опыта подрастающим поколениям. Наряду со словом и практическими упражнениями стали более эффективно использоваться различные средства доказательности - наглядные, а в последствии и технические средства обучения. Педагоги стали стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически, а осознанно усваивали и воспроизводили информацию. Так, в недрах догматического обучения возникла новая обучающая система - объяснительно-иллюстративное обучение. Особенности такого обучения были обобщены Я.А. Коменским в «Великой дидактике» еще в 1632 г. Объяснительно-иллюстративный характер обучения долгое время оставался ведущим. Это связано с тем, что техника и технология общественного производства совершенствовалась сравнительно медленно, и человеку хватало полученных знаний на весь период его активной трудовой деятельности.

При ускорившемся внедрении новой техники и технологии в общественное производство, знаний, получаемых подрастающими поколениями в процессе объяснительно-иллюстративного обучения, уже не всегда хватало на весь период активной трудовой деятельности. Все большее количество людей, совершенствуя свою трудовую деятельность, вынуждено было прибегать к самостоятельному добыванию новых знаний. Более активно стала осуществляться передача самих способов добывания новых знаний об окружающей действительности. Таким образом, на определенном этапе стала эффективно развиваться и внедряться в процесс обучения специально организованная творческая, поисково-познавательная деятельность учащихся. В начале 20-х гг. XX столетия в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения - самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.).

Общим в разных подходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. По завершении этапов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась систематичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.

Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение. С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение. По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.

Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с отдельным учащимся тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося. Такое обучение гарантирует надежность в усвоении материала, но оно требует большой работы специалистов высокого уровня.

С целью повышения результативности передачи опыта подрастающим поколениям, в процессе его эволюции постоянно совершенствовались и средства обратной связи. Существенными этапом в этом стало возникновение кибернетики, новых средств организации обратной связи (от простейших обучающих и контролирующих уровень усвоения знаний технических устройств в конце 50-х гг. до современных компьютеров).

Эволюция процесса обучения требовала не только эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, но и формирования потребности у подрастающих поколений в самостоятельном приобретении новых знаний. Не случайно в начале 60-х гг. на уровне ЮНЕСКО обсуждалась проблема перманентного (постоянного) обучения людей, что привело впоследствии к возникновению различных обучающих систем повышения квалификации и переквалификации специалистов.

Все выше названные системы обучения, возникая на различных этапах эволюции, не отвергали предыдущих систем. Они и сегодня все вместе и в определенной взаимосвязи присутствуют в процессе обучения. Но где, когда и какой учебный материал должен усваиваться подрастающим поколением с помощью элементов той или другой технологии обучения, всегда определяется самим педагогом в зависимости от его профессиональных и творческих способностей.

В начале 70-х гг. стали осуществляться попытки уже теоретического осмысления наиболее эффективного соотношения элементов разных классических технологий обучения. На основе исследования научной организации педагогического труда (И.П. Раченко) возникла теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский). Суть последней заключалась в том, чтобы на научной основе вооружить педагогов приемами нахождения оптимального соотношения элементов всех выше названных технологий. Однако при всей актуальности данной проблемы сочетание элементов разнообразных технологий в современном процессе обучения, как и прежде, определяется уровнем подготовки и индивидуальными способностями практических работников.

Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так называемое модульное обучение, ориентированное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем. Если мы в основном лишь декларировали принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы, то модульное обучение позволяет реализовать данный принцип на практике. Он основан на достижении конкретных результатов каждым учеником, усвоившим способы овладения учебным материалом, способы самоконтроля.

Следует отметить, что поиски новых технологий обучения - это объективное явление в эволюции способов передачи накопленного опыта. Если классические технологии ориентировались прежде всего на усвоение определенного содержания (догматическое обучение), на его уровень (объяснительно-иллюстративное обучение), а затем на характер усвоения (проблемное и программированное обучение), то сегодня новые технологии ориентируются на развитие самой познавательной деятельности учащихся.

Общая характеристика основных видов обучения. Виды обучения различаются:

· по характеру обучаю­щей и учебной деятельности;

· по построению содержа­ния;

· методам и средствам обучения.

К наиболее известным видам обучения относят: сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное, модульное обучение и др. Наряду с этими общеизвестными, имеются другие, которые чаще называют дидак­тическими концепциями, системами. Остановимся на характеристике наиболее известных видах обучения.

Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обу­чение характеризуется тем, что учитель излагает знания в об­работанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.

Содержание деятельности учителя и ученика на каждом её этапе при объяснительно иллюстративном обучении выглядит следующим образом:

Действия учителя Действия ученика
1. Информирует о новых знаниях. 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное по­нимание.
2. Организует осмысливание учебной информации. 2. Осмысливает, углубляет по­нимание учебного мате­риала.
3. Организует обобщение знаний 3. Обобщает усвоенный мате­риал.
4. Организует закрепление учебного материала. 4. Закрепляет изученное путем повторения.
5. Организует применение знаний и оценивает сте­пень усвоения 5. Применяет изученное в уп­ражнениях, заданиях и пр.

Достоинства сообщающего обучения: систематич­ность, относительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется развивающая функ­ция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее, так происходит обучение в большинстве случаев. Это традиционное обучение по И. Гербарту

Проблемное обучение.В основе проблемного обучения лежит идея известно­го отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе проти­воречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (учите­лем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации.

При решении проблемного вопроса предполагается поиск разных вариантов ответа, заранее готовый ответ здесь неприемлем. Примеры проблемных вопро­сов: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?», «Что в при­роде меняет цвета?»

Проблемная задача — это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (уче­ник или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает дан­ных, и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности.

При проблемном обучении педагог не со­общает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслитель­ной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, экспе­римент, результаты поиска.

Содержание деятельности учителя и ученика на каждом её этапе при проблемном обучении выглядит следующим образом:

Действия учителя Действия ученика
1. Создает проблемную си­туацию. 1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.
2. Организует размышле­ния над проблемой и ее формулировкой. 2. Формулирует проблему.
3. Организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий. 3. Выдвигает гипотезы, объяс­няющие явления.
4. Организует проверку ги­потезы. 4. Проверяет гипотезы в экспе­рименте, решении задач, анализе и т.д.
5. Организует обобщение результатов и примене­ние 5. Анализирует результаты, де­лает выводы, применяет полученные знания

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся; стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у учащихся; развивает интуицию и дискурсивное («проникновение в суть»), конвергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление; учит искусству решения различных научных и практических проблем, опы­ту творческого решения теоретических и практических задач.

Недостатки: не всегда можно применять из-за ха­рактера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много вре­мени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Программированное обучение. При программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена — переходят к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное - это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы), ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.

При разветвленном, (если задание не выполнено), ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Содержание деятельности учителя и ученика на каждом её этапе при программированном обучении выглядит следующим образом:

Учитель (учебник, компьютер) Ученик
1. Предъявляет первую дозу материала. 1. Воспринимает информа­цию.
2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним. 2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.
3. Ставит контрольные во­просы. 3. Отвечает на вопросы.
4. Если ответ верный, предъ­являет вторую дозу мате­риала. Если нет - объяс­няет ошибку, возвращает к работе с первой дозой 4. Переходит к.следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы

Достоинства программированного обучения: позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний; развивает самостоятельность; открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме; мел­кие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты.

Недостатки: не всякий материал поддается поша­говой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает де­фицит общения и эмоций в обучении.

Модульное обучение. Предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоя­тельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскры­тии учебной темы или всей учебной дисциплины.

Целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информа­ции в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий опе­рационный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упраж­нений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации, проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу уча­щихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

Достоинства модульного обучения

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования.

Наши рекомендации