Организация педагогом условий для игрового предметного взаимодействия детей раннего возраста
От того на сколько успешно проходит освоение игры в раннем возрасте зависит полноценное развитие игры в дальнейшем. Интерес к сверстникам проявляется уже в начале 2-го года. Если детей не учить устанавливать взаимодействие они могут не адекватно реагировать на действия сверстника.
Начинаем взаимодействие детей друг с другом, используя любые катающиеся предметы. Наприм. : мяч по скамеечки, или дорожке.
Схема такая:
1. Активизировать ребенка;
2. Переключаем внимание на партнера-сверстника;
3. Замыкаем действия детей друг на друге.
(используем тележки, вагончика, грузовички; скамеечку тоже заменяем: дорожкой, ковриком и т. д.). Совместная постройка башни из кубиков, или совместный сбор пирамиды.
Резюме: Организация условий для совместного предметного взаимодействия очень быстро дает результат: изменяется эмоциональное отношение в группе. Дети начинают проявлять инициативу для вступления в контакт. Все это закладывает основу совместной сюжетной игры в дальнейшем.
Условия и методы развития творческой игры детей младшего и среднего возраста
К 3-м годам дети начинают понимать условное, предметное действие. 3-х летний ребёнок становится способен овладеть ролью: от простого ролевого подражания до включения роли в разнообразные связи и отношения. Если ребёнка не учить, игра остаётся на уровне подражания. Ролевое поведение имеет 2 аспекта: ролевое действие, ролевая речь.
Педагогические условия организации игры на данном этапе: а) отведение достаточного времени и оборудования для них; б) проектирование педагогического внимания на развитии игры; в) организация предметно-игровой среды; г) использование разнообразного потенциала развивающих игрушек.
Методы развития творческой игры:
1. упражнения по развитию воображения;
2. телефонные разговоры, игры придумывания, игры фантазирования;
3. психогимнастика;
4. показ сценок, сказок;
5. словесно-дидактические игры;
6. выполнение тематических программ;
7. составление детьми рассказов на определённые темы, связанные с наблюдениями;
8. выполнение детьми практических опытов и поручений.
Методы по развитию детского ролевого поведения и сотрудничество с партнёром:
1. Показ способов принятия образа другого;
2. Раскрытие образа, через особенности внешнего вида;
3. Использование рассказов мотиваций для побуждения детей принятия роли;
4. Поощрение детей взявших на себя ролевое поведение.
5. Организация взаимодействия: обмен действиями, создание проблемных ситуаций, разделение действий.
Условия и методы формирования у детей старшего возраста раннего ролевого поведения и ролевой речи.
Задачи формирования ролевого поведения детей старшего дошк. возраста:
1. Вызвать у ребёнка желание отождествлять себя с человеком определённой профессии;
2. Способствовать использованию ролевой речи в игре;
3. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (эмоции, мимика);
4. Формировать умение выражать нравственный смысл деятельности, чувство и переживание героев.
Игра должна развёртываться таким образом, чтобы для реб. возникла необходимость смены роли в процессе развёртывания сюжета.
Структура ролей включает главные и дополнительные роли. «Куст ролей»
Для того, чтобы реб. открыл возможность смены роли, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников игры. В этом возрасте необходимо использовать минимальное кол-во игрушек, чтобы не отвлекать детей от ролевого взаимодействия.
С детьми у которых слабо развито ролевое поведение используют сказочные сюжеты, т. к. появление следующего персонажа ожидаемо. Реб. должен иметь возможность к игровой импровизации. Если от реб. поступило предложение, инициатива — его нужно поддержать.