Линия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана
(издательство «Просвещение»)
Учебно-методический комплекс для 8-9 классов включает следующие элементы: рабочие программы (таблица 5); учебники; рабочие тетради; методические пособия для 8 и 9 классов (поурочные разработки); мультимедийные приложения «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс».
Таблица 5
Программы к линии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы
№ | Выходные данные программы | Количество часов в неделю | Документы | |
8 класс | 9 класс | |||
Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов [Текст] / под ред. Гара Н.Н. – М. Просвещение, 2013. – 57 с. Программа в свободном доступе на сайте издательства http://www.prosv.ru/_data/assistance/140/a64db04d-dea4-11e0-acba-001018890642.pdf | ФК ГОС и ФГОС |
Логика изучения курса «Химия. 8-9 классы» по линии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана представлена следующим образом:
8 класс. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений). Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Количественные отношения в химии. Классификация химических реакций. Галогены.
9 класс. Химические реакции в водных растворах. Неметаллы, общая характеристика. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Металлы. Общие сведения об органических соединениях.
Обратите внимание, что учебники для 8 и 9 классов (2012 − 2015 гг.) различаются по нумерации заданий и расположению учебного материала.
Согласно авторской программе в 8-9 классе – по 6 практических работ и 5 и 4 контрольных работ.
На сайте издательства http://www.prosv.ru можно познакомиться с информацией по электронным учебникам к указанному УМК, проанализировать видеоуроки с использованием ЭФУ (http://www.prosv.ru/news/show/863.html), а также в свободном доступе скачать поурочные разработки учебных занятий:
1. Гара, Н.Н. Химия \: уроки в 8 классе : пособие для учителя / Н.Н. Гара. − 2-е изд., перераб. − М.: Просвещение, 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.prosv.ru/_data/assistance/136/69299f66-985e-11de-b619-0019b9f502d2.pdf);
2. Гара, Н.Н. Г. Химия \: уроки в 9 классе : пособие для учителя / Н.Н. Гара. − 2-е изд., перераб. − М.: Просвещение, 2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.prosv.ru/_data/assistance/137/69299f69-985e-11de-b619-0019b9f502d2.pdf ).
В федеральных нормативных документах отсутствуют указания по организации углубленного изучения химии в основной школе. Также нет программ к действующим УМК, в которых было бы указано, что «предмет «Химия» изучается на углубленном уровне». В программах для ряда УМК указывается только возможность преподавания химии в 8-9 классах в количестве 3 часов в неделю, т.е. «расширенно» (таблицы 2).
Для педагога, организующего целенаправленную работу с обучающимися 8-9 классов по подготовке к предметным конкурсам и олимпиадам по химии, в качестве дополнительных источников информации, будет полезна литература УМК по химии под редакцией Еремина В.В. и коллектива авторов МГУ им. М.В. Ломоносова (Дрофа). Методические материалы к данному УМК можно скачать на сайте http://www.drofa.ru/ после регистрации.
Планируется создание электронной версии УМК, которая позволит снизить стоимость комплекса и использовать его по направлениям: а) мотивации обучающихся к изучению предмета через организацию химического практикума; б) методика и практика решения комплексных задач по химии; в) подготовка к итоговой государственной аттестации.
1.2. Программно-методическое и учебно-методическое обеспечение по предмету «Химия» (среднее общее образование)
На ступени среднего общего образования преподавание предмета «Химия» предполагает в 10 классе – 1 часа в неделю (базовый уровень), 3 часа в неделю (профильный уровень), в 11 классе – 1 часа в неделю (базовый уровень), 3 часа в неделю (профильный уровень) [6].
Результаты мониторинга особенностей использования учебно-методических комплектов по химии на территории Белгородской области в 2015/2016 учебном году на ступени среднего общего образования приведены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты мониторинга особенностей использования учебно-методических комплектов по химии на территории Белгородской области
(в % от общего числа УМК)
№ | УМК | Классы | |
УМК под редакцией Габриеляна О.С. (издательство «Дрофа) | |||
УМК Рудзитиса Г.Е. с соавторами (издательство «Просвещение») | |||
УМК Кузнецовой Н.Е. с соавторами (издательство «Вентана-Граф») |
Линия Габриеляна О.С. с соавторами (издательство «Дрофа»)
Учебно-методический комплекс для 10-11 классов включает следующие элементы: рабочие программы (таблица 7); учебники (базовый и профильный уровни); рабочие тетради; тетради для оценки качества знаний; контрольные работы для 10-11 классов; методические пособия для 10-11 классов (базовый и профильный уровни).
Таблица 7
Программы к линии Габриеляна О.С. с соавторами. 10-11 классы
№ | Выходные данные программы | 10 класс | 11 класс | Документы | ||
Б* | П* | Б | П | |||
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008-2012 гг. | 1(2) | 1(2) | ФК ГОС | |||
Б | У* | Б | У | |||
Химия. 10-11 классы: Рабочие программы [Текст]/ сост. Т.Д. Гамбурцева. – М.: Дрофа, 2015. – 78 с | 1(2) | 3(4) | 1(2) | 3(4) | ФГОС |
*Б – базовый уровень, П – профильный уровень, У – углубленный уровень (по ФГОС «профильный уровень» заменяется на «углубленный уровень»).
Логика изучения курса «Химия. 10-11 классы» по линии Габриеляна О.С. представлена следующим образом:
10 класс (базовый уровень). Введение. Строение органических соединений. Реакции органических соединений. Углеводороды. Природные источники углеводородов. Кислородсодержащие органические соединения. Спирты и фенолы. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы. Азотсодержащие органические соединения. Синтетические полимеры. Биологически активные соединения. Химический практикум.
11 класс (базовый уровень). Строение атома. Строение вещества. Химические реакции. Вещества и их свойства. Химия в жизни общества. Химический практикум.
На профильном уровне логика курса за 10-11 классы не меняется, происходит более углубленное изучение ряда тем и отводится время на закрепление изученного материала.
На базовом уровне предполагается 2 практические работы и 2 контрольные работы за один год обучения. На профильном уровне в 10 классе − 10 практических работ и 4 контрольные работы; в 11 классе – 8 практических работ и 4 контрольные работы. Рекомендуем проводить зачеты в формате ЕГЭ на основании авторских методических материалов Габриеляна О.С. [8].
На сайте http://www.drofa.ru/ зарегистрировавшемуся пользователю предоставляется возможность бесплатно скачать учебно-методические материалы (таблица 8).
Таблица 8
Учебно-методические материалы к линии Габриеляна О.С. с соавторами.
10-11 классы
№ | Материалы | Содержание | Документы |
Химия. 10-11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие к линии учебников О.С. Габриеляна | Тематическое планирование. Разработки уроков. Рекомендации по организации промежуточного и итогового контроля по предмету в зависимости от уровня обучения | ФГОС | |
Химия. 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие к линии учебников О. С. Габриеляна | ФГОС | ||
Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методическое пособие (О. С. Габриелян, А. В. Яшукова) | ФК ГОС | ||
Химия. 10 класс. Углубленный уровень. Методическое пособие (О. С. Габриелян,И. Г. Остроумов) | ФК ГОС | ||
Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие (О. С. Габриелян, А. В. Яшукова) | ФК ГОС | ||
Химия. 11 класс. Углубленный уровень. Методическое пособие (О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова) | ФК ГОС |
Линия Кузнецовой Н.Е. с соавторами (издательство «Вентана-Граф»)
Учебно-методический комплекс для 10-11 классов включает следующие элементы: рабочие программы (таблица 9); учебники (базовый и профильный уровни); рабочие тетради; задачники для 10 и 11 классов; методические пособия для 10-11 классов (базовый и профильный уровни).
Рабочие тетради для 10-11 классов (базовый уровень) к УМК Кузнецовой Н.Е. с соавторами, разработанные Ахметовым М.А., позволяют организовать самостоятельную работу школьников по изучению предмета в условиях 1 часа в неделю, а также продолжить развитие умений работать с различными формами представления химической информации.
Таблица 9
Программы к линии Кузнецовой Н.Е. с соавторами. 10-11 классы
№ | Выходные данные программы | 10 класс | 11 класс | Документы | ||
Б | П | Б | П | |||
Кузнецова, Н.Е. Химия: программы: 8-11 классы/ Н.Н. Кузнецова, Н.Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2011-2013 гг. | 1(2) | 1(2) | ФК ГОС | |||
Б | У | Б | У | |||
Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф 2015 гг (+ CD с тематическим планированием) | 1(2) | 1(2) | Ф ГОС |
Логика изучения курса «Химия. 10-11 классы» по Кузнецовой Н.Е. с соавторами представлена следующим образом:
10 класс (базовый уровень). Теоретические основы органической химии. Классы органических соединений. Углеводороды. Производные углеводородов (кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения). Органическая химия в жизни человека.
11 класс (базовый уровень). Теоретические основы органической химии. Вещества и их состав. Металлы, неметаллы и их соединения. Химическое производство.
На базовом уровне согласно авторской программе на два года обучения предлагается 5 практических работ и 2 контрольные работы. На профильном уровне для 10 класса – 8 практических работ и 6 контрольных работ, для 11 класса – 11-12 практических работ и 6 контрольных работ.
УМК Кузнецовой Н.Е. с соавторами для изучения химии в 10-11 классах на базовом уровне включает избыточный теоретический материал и предполагает изучение химии не менее, чем 2 часа в неделю. Указанный УМК может быть использован для изучения химии в физико-математическом, биолого-географическом профилях.
Линия Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (издательство «Просвещение»)
Учебно-методический комплекс для 10-11 классов включает следующие элементы: рабочие программы (таблица 10); учебники; рабочие тетради; методические пособия для 10 и 11 классов (поурочные разработки); мультимедийные приложения «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс».
Таблица 10
Программы к линии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 10-11 классы
№ | Выходные данные программы | 10 класс | 11 класс | Документы | ||
Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 10-11 классов [Текст]/ Под ред. Гара Н.Н. – М.: Просвещение, 2015. – 78 с. | Б | П | Б | П | ФК ГОС | |
- | - | |||||
Б | У | Б | У | Ф ГОС | ||
- | - |
УМК предполагает изучение химии только на базовом уровне, логика изучения курса представлена ниже.
10 класс. Теория химического строения органических соединений. Углеводороды. Природные источники углеводородов. Спирты и фенолы. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы. Азотсодержащие органические соединения. Синтетические полимеры.
11 класс. Важнейшие химические понятия и законы. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение вещества. Химические реакции. Металлы и неметаллы.
На сайте издательства http://www.prosv.ru в свободном доступе можно скачать поурочные разработки учебных занятий:
1. Гара, Н.Н. Химия \: уроки в 10 классе : пособие для учителя / Н.Н. Гара. − 2-е изд., перераб. − М.: Просвещение, 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.prosv.ru/_data/assistance/138/69299f6c-985e-11de-b619-0019b9f502d2.pdf );
2. Гара, Н.Н. Г. Химия \: уроки в 11 классе : пособие для учителя / Н.Н. Гара. − 2-е изд., перераб. − М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://www.prosv.ru/_data/assistance/139/69299f6f-985e-11de-b619-0019b9f502d2.pdf).
В качестве тренировочных материалов для отработки и закрепления наиболее сложных вопросов курса «Химия. 8-11 классы», не зависимо от выбранной педагогом линии, может стать материал учебных пособий и тетрадей-учебников Дерябиной Н.Е., доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (таблица 11).
Таблица 11
Учебные пособия и тетради-учебники Дерябиной Н.Е (http://minispravochnik.narod.ru/)
№ | Пособия | Основные вопросы |
Вопросы блока «Неорганическая химия» (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ) | ||
Дерябина, Н.Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах [Текст] /Н.Е. Дерябина. − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. – 103 с | 1. Классификация неорганических соединений. 2. Основные свойства окислов, кислот, оснований, солей. 3. Генетическая связь между классами неорганических соединений. 4. Деятельностный подход в изучении химии. | |
Дерябина, Н.Е. Химия. Основные классы неорганических веществ. Теория, программы деятельности, вопросы, задания, упражнения, справочный материал [Текст] /Н.Е. Дерябина.. − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2011. – 69 с | ||
Дерябина, Н.Е. Химия. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии [Текст] /Н.Е. Дерябина. − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014. – 65 с | 1. Типичные окислители и восстановители. 2. Классификация ОВР. Методы расстановки коэффициентов. 3. Деятельностный подход в изучении химии. | |
Вопросы блока «Органическая химия» (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ) | ||
Дерябина, Н.Е. 300 попроще и 300 посложнее. Задания-цепочки по органической химии [Текст]/ Н.Е. Дерябина. − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013. – 150 с | 1. Генетическая связь между классами органических соединений. 2. Разбор наиболее сложных вопросов ЕГЭ по блоку «Органическая химия». 3. Решение разноуровневых заданий и подготовка к ЕГЭ. | |
Дерябина, Н.Е.Органическая химия: сборник упражнений [Текст]/ Н.Е. Дерябина. − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013. – 63 с | ||
Дерябина, Н.Е. Органическая химия. Книга 1. Углеводороды и их монофункциональные производные [Текст]/ Н.Е. Дерябина. − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. – 190 с | 1. Разбор наиболее сложных вопросов ЕГЭ по блоку «Органическая химия». 2. Решение разноуровневых заданий и подготовка к ЕГЭ. | |
Вопросы блока «Общая химия» (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ) | ||
Дерябина, Н.Е. Термохимия [Текст]: учебное пособие для школьников/ Н.Е. Дерябина. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013 – 57 с | 1. Экзо- и эндотермические реакции. Решение задач с использованием основных понятий термохимии. | |
Дерябина, Н.Е.Строение атома [Текст]: учебное пособие для школьников/ Н.Е. Дерябина – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013 – 89 с | 1. Строение электронных оболочек, правила заполнения электронами. 2. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – физический смысл. | |
Дерябина, Н.Е. Периодическая система Д.И. Менделеева [Текст]: учебное пособие для школьников/ Н.Е. Дерябина – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013 – 68 с. | 1. Особенности организации деятельности обучающихся по усвоению ключевых понятий периодического закона. 2. Правила «навигации» по периодической системе Д.И. Менделеева. | |
Организация самостоятельной работы обучающихся, подготовка к предметным конкурсам и олимпиадам | ||
Серия мини-справочников по неорганической и органической химии, особенностям решения расчетных и качественных задач | Справочный материал для обучающихся и дидактический материал для педагога. | |
Дерябина, Н.Е. От общей химии к химии элементов [Текст]: учебное пособие для школьников/ Н.Е. Дерябина − М.: ИПО «У Никитских ворот», 2015. – 80 с | 1. Периодическая система Д.И. Менделеева: основные понятия, особенности классификации химических элементов. | |
Занимательные задачи по химии [Текст] / под ред. Н.Е. Дерябиной. – М. ИПО «У Никитских ворот», 2013. – 56 с | Творческие задания по химии различных уровней сложности. |