Вопрос. Перечислите умения, формируемые у младших школьников в процессе изучения морфологии (Занков).
Принципы изучения морфологии
Принципы изучения | Содержание принципа, примерные задания, упражнения | Цель реализации принципа |
лексико-грамматический | сопоставление ЛЗ конкретного слова и общего значения слова как части речи. Используется при изучении слова как части речи: части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, т.е. с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксических функций. При этом важно последовательное разграничение частеречного и синтаксического вопроса (в лесу – в чем? И где?) как залог правильного синтаксического разбора предложения. | |
парадигматический | на морфологическом уровне основан на сопоставлении конкретной грамматической формы с исходной формой слова, на определении места данной словоформы в словоизменительной парадигме слова. Парадигматический принцип нацеливает на понимание того, что представителем слова в аспектных словарях является его начальная форма упражнение: Рамзаева 4 класс. 117 -Просклоняй существительные снегирь и река. Составь предложения, в которых слова снегирь и река являются подлежащими. В каком падеже стоят эти существительные? -166 определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика - по склонениям. -181 Поставь существительные из скобок в нужный падеж.Напиши словосочетания. Определи падеж и склонение существительных.Выдели окончание. Обозначь ударение. | |
Синтагматический | Сочетаемость частей речи с другими частями речи. Упражнения: Рамзаева 4 класс 164 Замени имена прилагательные однокоренными именами существительными с предлогами из, с, для. (сказочный герой-герой из сказки). | |
Морфолого-синтаксический | в современном обучении морфологии предполагает учет не только способности слов той или иной части речи занимать определенные синтаксические позиции в предложении, но и специфики её сочетаемости со словами других лексико-грамматических классов. Кроме того, подлинная лингвистическая сущность некоторых грамматических категорий может быть выявлена только на синтаксическом уровне, в структуре словосочетания и предложения.. Упражнения: Рамзаева 3 класс 96 -Спиши первое предложение, подчеркни главные члены. Поставь от главного слова вопрос и найди второстепенный член, который на него отвечает. Выпиши эти слова. -4 класс 99. Прочитай текст. Сравни какие прилагательные и глаголы использует автор, описывая лес, поля, луга. Какими членами предложения они являются. |
вопрос. Перечислите умения, формируемые у младших школьников в процессе изучения морфологии (Занков).
выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола в прошедшем времени.
5вопрос. На основе анализа учебников по русскому языку (2-4 классы) заполните таблицу «Виды морфологических заданий и упражнений». Укажите автора учебника.
Виды заданий и упражнений
Морфологическое умение | Вид задания или упражнения | Примеры |
выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); | рецептивные репродуктивные продуктивные | Рамзаева 3 класс упр 393 Прочитай. Найди в тексте имена существительные. На какие вопросы они отвечают? Рамзаева 3 класс упр 469 Прочитайте. Найдите в тексте имена прилагательные. Что обозначают эти слова? Рамзаева 3 класс упр 472 Подготовься рассказать о прилагательном по плану: 1 Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? 2 На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 3 С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Рамзаева 3 класс упр 368 Определите, какой частью речи явялется каждое слово. Что для этого надо сделать? Напиши слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Рамзаева 3 класс упр 538 Прочитай. Найди в тексте глаголы. Сравни значение слова стоят в первом и в последнем предложениях. Выпиши глаголы, относящиеся к слову часы. Рамзаева 3 класс упр 650 Выпиши словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного. Рамзаева 3 класс упр 371 Подбери из словаря десять слов с непроверяемыми гласными. Напиши. Какой частью речи они являются? Рамзаева 3 класс упр 375 Напиши три имени существительных, три глагола и три имени прилагательных. Составь и напиши предложение, обозначь части речи. Рамзаева 3 класс упр 394 Вспомни пять имен существительных, которые являются названиями домашних животных, и пять имен существительных обозначающие учебные вещи. |
ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; | рецептивные репродуктивные продуктивные | Рамзаева 3 класс упр 423 В каком числе стоят имена существительные? Рамзаева 3 класс упр 425 Выпиши имена существительные определи их род и число. Стр 163 анализ таблицы изменения имени существительного по падежам – склонение. Рамзаева 3 класс упр 491 Прочитай таблицу «Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам». Пользуясь правилом и таблицей, ответь на вопросы и выполни задания.
|
определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола в прошедшем времени. | рецептивные репродуктивные продуктивные | Рамзаева 4 класс упр 111 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж выделенных существительных. Пользуйся памяткой и таблицей. Рамзаева 4 класс упр 112 Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существительных. Пользуйся памяткой на стр.63. Напиши отгадку. Рамзаева 4 класс упр 121 Спиши только те предложения, в которых существительное друг стоит в родительном падеже. Рамзаева 4 класс упр 124 Выпиши словосочетания с существительными в родительном падеже. Рамзаева 4 класс упр 164 Замени имена прилагательные однокоренными именами существительными предлогами из, с, для. Определите падеж существительных с предлогом. Рамзаева 4 класс упр 166 Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям. Рамзаева 4 класс упр 566 Спишите текст. Определите, в каком времени, лице и числе употреблены глаголы. Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола? Рамзаева 4 класс упр 125 Прочитай о родительном падеже в «Справочнике» (с.48-49). Приведи свои примеры. Напиши два предложения с существительными в родительном падеже. |