Запишите в таблицу названия учебных отделений по физическому воспитанию в вузе и укажите целевую направленность занятий в этих отделениях
Название учебных отделений по физическому воспитанию | Целевая направленность занятия в отделении |
основное учебное отделение | зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т.е. не имеющие отклонений всостоянии здоровья, но физически слабо подготовленные. Восновном отделении учебный процесс направлен на: —всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической,профессионально-прикладнойиметодико-практическойподготовленности; —формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом. |
специальное учебное отделение | зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу, т.е. имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья. Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на: —укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения; —использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни; —приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания. |
спортивное учебное отделение | зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта. учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента: 1)базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности; 2)спортивный компонент, дополняющий базовый и включающий занятия в избранном виде спорта, учитывая индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности. |
Для проведения занятий по физическому воспитанию студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья (в зависимости от характера заболевания), делятся на четыре группы. Запишите в таблицу название каждой группы, укажите какие характерные заболевания органов и систем включают в себя эти группы и какие преимущественно физические упражнения в них применяются.
Название группы | Характерные отклонения в состоянии здоровья | Рекомендуемые физические упражнения |
Группа А | комплектуется из студентов с заболеванием сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем. | Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся. |
Группа Б | формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. | В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний. |
Группа В | состоит из студентов с нарушение моторно -двига-тельного аппарата. | В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно коррегирующие физические упражнения. |
Лечебная группа | комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. | Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам. |
8. Заполните таблицу «Формы организации физического воспитания студентов и их характеристика»
Формы организации физического воспитания | Характеристика формы организации физического воспитания |
в режиме учебной работы | предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах. |
1.Учебные занятия | |
2.Факультативные занятия | являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное расписание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с кафедрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам возможность их посещения. На факультативных занятиях (по2—4ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная физическая подготовка, расширяются знания по теории и методике* физического воспитания, продолжается подготовка студентов к общественной физкультурно-спортивной деятельности. |
во внеучебное время | утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни тельные занятия и др. Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10мин. Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготовленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию. Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха. |
1.Физические упражнения в режиме учебного дня | |
2. Организованные занятия студентов во внеучебное время | В спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту. |
3.Самостоятельные занятия студентов | физическими упражнениями в свободное от учебы время: а) на основе полной добровольности и инициативы (по желанию); б) по заданию преподавателя (домашние задания). |
4.Массовые физкультурно-спортивныемероприятия | Проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эстафеты, праздники физической культуры, соревнования различного уровня, туристские походы и др. |
5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях | в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановительно - оздоровительный, закаливающий и развивающий эффекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортивные соревнования и др. |
9. Перечислите основные функции физической культуры в быту трудящихся:
1.оптимизация физического развития человека (совершенствование тех или иных физических качеств, формирование правильного телосложения, укрепление функциональных систем и т.д.);
2.коммуникативная, удовлетворяющая потребность людей в приятном общении в процессе совместных занятий физическими упражнениями;
3.организация здорового досуга, в частности активизация восстановления жизненных сил человека после производственной деятельности:
4.социально-профилактическая,тесно взаимосвязанная с организацией здорового досуга (предупреждение появления таких асоциальных привычек, как алкоголизм, курение, наркомания, пустое времяпровождение и т.д.);
5.психорегулирующая, направленная на воспитание культуры управления психическим состоянием человека с помощью физических и психофизических упражнений, (дыхательной гимнастики, психомышечной тренировки и др.);
6.стетическая, связанная с проявлением эстетических начал в физкультурной деятельности (с формированием красивого телосложения, культуры движений, познанием эстетических закономерностей в процессе осуществления данной деятельности и т.п.);
7.педагогическая, проявляющаяся в совместных занятиях физическими упражнениями родителей и детей, в процессе физического самовоспитания и т.д.
10. Заполните таблицу «Функциональные изменения в организме (в системах и органах) в пожилом и старшем возрасте»