Актуальность и новизна программы
Изменения, произошедшие в сфере политических, социально-экономических и других отношений в жизни России привели к изменениям в системе моральных ценностей, общему снижению культурного уровня, широкому распространению негативных явлений, как среди взрослого населения, так и среди молодежи. В целом гражданское общество России переживает трудные времена.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современном обществе является одной из первоочередных задач. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена следующими ключевыми моментами:
С одной стороны, характерной особенностью развития современного образования является повышенный интерес к сущности, истокам и формам патриотизма, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого поколения.
С другой стороны, мы сталкиваемся с такими проблемами, как утрата нравственного идеала, отсутствие у молодого поколения иммунитета в отношении безнравственности, подростки оказались весьма податливыми порокам алкоголизма, наркомании, преступности.
В связи с этим, необходимо четко обозначить набор положительных основных качеств и проводить их последовательную пропаганду. Такие качества как дисциплинированность, трудолюбие, целеустремленность, мораль, патриотизм являются надежной основой для формирования личности современного молодого человека.
Одной из оздоровительной формы организации летнего отдыха детей является военно-спортивный лагерь.
Военно-спортивный лагерь – форма военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы, начальной военно-профессиональной и допризывной подготовки молодежи, обеспечивающая путем моделирования условий, приближенных к условиям современной военной службы, комплексное и многостороннее развитие личных качеств будущего защитника Отечества, его способности и готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционной обязанности по защите интересов своей Родины в мирное и военное время.
Отличительной особенностью военно-спортивного лагеря «Партизан» является:
· Содержательная деятельность органически соединена с условиями жизни, которые существуют в современных Вооруженных Силах Российской Федерации.
· Занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме (с учетом особенностей детской психики и физического состояния).
Идёт процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшей жизни.
Военно-спортивный лагерь «Партизан» имеет свои специфические особенности, которые выражаются в следующих основных характеристиках:
- Автономность.
Дети, подростки или молодые люди, находясь в военно-спортивном лагере, оказываются вне влияния семьи, школы, дворового сообщества или какого-либо другого постоянного социального окружения, определяющего набор основных ролей, отыгрываемых растущим человеком и во многом определяющих стратегию его жизни.
Оторванность от постоянного социального окружения, пусть и временная, дает ребенку и молодому человеку уникальную возможность быть другим, быть разным, возможность экспериментировать со своим поведением, что, безусловно, является одним из очевидных и важных условий осуществления полноценного психического и социального развития человека.
Также автономность, независимость и оторванность от привычных связей, отношений, ожиданий и зависимостей позволяют создать оптимальные социальные, педагогические и психологические условия для развития такого важного качества, как самостоятельность. Большинство детей первый опыт практически полного самообслуживания и самоконтроля в повседневном быту получают именно в лагерях или походах – недостаток подобного опыта впоследствии негативно может сказаться на личностном и социальном самоопределении и самоутверждении человека.
- Сборность.
Как правило, в одной группе, в одном временном коллективе оказываются ребята с различным (и, в каждом случае, неповторимым и оригинальным) жизненным опытом, мировоззрением, комплексом умений и навыков, ценностными ориентациями, представлениями о нормах поведения, отношений. Кроме того, зачастую это бывают группы, членами которых становятся дети и молодые люди из разных местностей, районов и даже регионов. Все это в условиях практически постоянно осуществляющегося общения (с учетом того, насколько важной и принимаемой подростками и молодыми людьми является информация, исходящая от сверстников) приводит к тому, что за достаточно короткий промежуток времени осуществления жизнедеятельности в условиях военно-спортивного лагеря ребята получают довольно значительный, объем жизненного опыта. При этом они нередко узнают о том, что имеет огромное значение в жизни, но о чем бы они навряд ли узнали бы в школе или даже семье. Многое из того, что было когда-то закрытым для понимания, становится доступным и осознаваемым. Поэтому родители так часто поражаются разительным переменам и непривычной им взрослости, которые они замечают в своих детях, вернувшихся из лагеря.
- Необходимая согласованность.
Попадая в новые, непривычные условия – условия временного коллектива – ребенок или молодой человек оказывается в такой социальной ситуации, в которой постоянно возникает необходимость подчиняться новым требованиям и правилам, которые нередко вступают в противоречие с его внутренними правилами, установками и ожиданиями. Педагогически правильно организуемый процесс коллективного принятия ряда правил и периодически осуществляемой их коррекции потенциально может привести к достижению довольно высокого уровня развития взаимодействия, согласованности совместной деятельности.
- Высокая интенсивность взаимодействия.
Условия жизнедеятельности временного коллектива способствует высокой интенсивности общения детей и молодых людей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Объективная необходимость устанавливать коммуникативные связи ведет к высокому моральному напряжению, что, в рассматриваемом контексте, становится положительным фактором развития личности и коллектива. Достаточно быстро возникают и получают дальнейшее развитие контакты, завязываются довольно тесные отношения. Постоянно осуществляемая совместная деятельность также требует особого и очень высокого темпа в поиске общих решений и их дальнейшей реализации. Ребята практически сразу могут увидеть результаты коллективных усилий, проанализировать и оценить их эффективность, сделать выводы, совместно принять очередное решение и т.д. Все это приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов: стремительное развитие отношений, постоянно осуществляемое деление на микрогруппы (в творчестве, труде, спорте, быту, общении и пр.), частая смена позиций, функций и ролей.
Необходимо отметить, что реализация программ (образовательных, досуговых и пр.) в условиях полевого палаточного лагеря вводит подрастающее поколение в социальную среду, знакомит с ней, чем значительно ускоряет процесс воспитания. В полевых лагерях проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, дружба, товарищество, ответственность, трудолюбие и многие другие. В лагере курсанты находятся в таких условиях, когда каждый из них оказывает помощь своему товарищу, одновременно принимая помощь от него.
Выполняя на виду у всех общественные поручения, каждый участник этой деятельности несет за нее ответственность перед своими товарищами, а удовлетворение личной потребности сливается с выполнением общественной обязанности. Это делается добровольно, под влиянием внутренней потребности молодого человека действовать сообща, в условиях простора для его инициативы и самостоятельности.
Дисциплинированнее поведение в военно-спортивном лагере – это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого участника к выполнению своего долга перед коллективом. На этой основе возникают отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения руководства и контроля, которые цементируются едиными целями и задачами коллектива, их высокой общественной значимостью. Если общественная деятельность в школе формирует в основном нравственные понятия, представления, то пребывание в военно-спортивном лагере служит основой для закрепления их в поступках, поведении. Особенно необходимы эти качества сейчас, когда молодежь постоянно испытывает негативное влияние через средства массовой информации, практически не встречающее противодействия.
Таким образом, военно-спортивный лагерь «Партизан» реализует задачи и направления молодежной политики в области интеграции физической, психической, социально-психологической, военно-профессиональной подготовки юношей на основе моделирования характера и условий военной службы.
Цели и задачи
Цель программы:
· Создание условий для формирования необходимых качеств и навыков для гражданского становления личности молодого человека через вовлечение в деятельность военно-спортивного лагеря «Партизан».
· Организация полноценного летнего отдыха и оздоровления детей через участие в деятельности военно-спортивного лагеря «Партизан».
Обучающие задачи
· Приобретение знаний и умений в области военной истории России, права, начальной военной подготовки.
· Оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их самопознании, самореализации и самосовершенствовании.
· Овладение учащимися навыками начальной военной подготовки в условиях, приближенных к условиям военной службы.
Воспитательные задачи
· Оказание адресной помощи подросткам из «группы риска».
· Формирование коллектива лагеря на основе общечеловеческих ценностей: долга, дружбы, товарищества и традиций.
· Вовлечение родителей и детей в совместную досуговую и социально-значимую деятельность.
Развивающие задачи
· Содействие формированию мировоззрения молодого человека на основе истинных ценностей, нравственных идеалов, норм поведения.
· Формирование навыков здорового образа жизни.
· Формирование позитивного отношения воспитанников к военной службе и положительной мотивации относительно деятельности правоохранительных органов.