Импресарио — Сергей Павлович Дягилев

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал писал эскизы к декорациям и костюмам.

Труд хореографа давался Нижинскому непросто. Будучи одарённым танцовщиком, он, занявшись постановкой балета, столкнулся с собственным неумением ясно выражать свои мысли и излагать коллегам-артистам своё (и дягилевское) видение того, что должно происходить на сцене. Поставить «Весну священную» стоило ему, равно как и Стравинскому с Дягилевым, немалого труда, что, впрочем, совершенно не оценила публика. Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая в театре Елисейских полей, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов. Балерина Ромола Пульская, будущая жена Нижинского, присутствовала на премьере и впоследствии описала происходившее: Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там все шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слезы. Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции — и, наконец, этот кавардак.

Тем не менее, «Весна священная» оставалась одним из любимых балетов Дягилева. По свидетельству Николая Рериха, он считал, что публика ещё оценит эту постановку, и говорил: Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия.

Рерих также писал: Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями.

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».

Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-мудрейшим завершает яростное «Вытаптывание земли».

Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

Часть I. Поцелуй земли

Вступление

Весенние гадания. Пляски щеголих (Les augures printaniers. Danses des adolescentes)

Игра умыкания (Jeu du rapt)

Вешние хороводы (Rondes printanières)

Игра двух городов (Jeu des cités rivales)

Шествие Старейшего-Мудрейшего (Cortège du sage)

Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) (Le sage)

Выплясывание земли (Danse de la terre)

Часть II. Великая жертва

Вступление

Тайные игры девушек. Хождение по кругам (Cercles mystérieux des adolescentes)

Величание избранной (Glorification de l'Élue)

Взывание к праотцам (Évocation des ancêtres)

Действо старцев — человечьих праотцов (Action rituelle des ancêtres)

Великая священная пляска (Избранница) (Danse sacrale (l'Élue))

Композитор Игорь Стравинский долгое время жил в Швейцарии в окрестностях города Монтрё. Именно там он написал «Весну священную». В честь этого названа одна из улиц в Кларансе: Rue du Sacre du Printemps (Улица Священной Весны)

Петрушка

Комический балет в 4 действиях

Музыка: Игорь Стравинский

Сценография: Александр Бенуа

Хореограф: Михаил Фокин

Возобновление: Николай Борисов

Cреди обширного и разнообразного наследия Игоря Федоровича Стравинскоговесьма заметное место занимают балеты. К этому жанру композитор обращался на протяжении почти всего своего жизненного пути. "Жар-птица"- фантастический балет с музыкой, продолжающей. традиции учителя Стравинского Н. А. Римского-Корсакова, - и абстрактно-хореографический "Агон",буйная мощь "Весны священной" - и аллегорическая стилизация "Поцелуя феи", сочный, остроумный, исполненный безудержного веселья "Петрушка" - и окрашенный в просветленно-архаичные тона барочный "Орфей" - таковы грани балетного творчества одного из крупнейших художников XX века.

Ocенью 1910 года после блестящего успеха "Жар-птицы", написанной по заказу С. Дягилева, Стравинский начал работать над следующим балетом летом для дягилевской антрепризы в Париже. Предполагалось, что это будет спектакль на тему из славянских языческих времен - "Весна священная". Однако внезапно замысел этот отодвинулся на задний план. Вот как рассказывает сам композитор: "Прежде чем приступить к "Весне священной", над которой предстояло долго и много трудиться, мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль... Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. "Петрушка"! Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название!"

13 июня 1911 года на сцене парижского театра Шатле состоялась премьера "Петрушки". Спустя 36 лет композитор вернулся к своему раннему произведению и создал новую оркестровую версию

Авторская программа "Петрушки" такова: "Во время масленичною разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: - Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы. Магия фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чемит Балерина и Арап. Горько чувствует он жестокость фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.

Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон. Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный куольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение".

Музыка Стравинского вышла далеко за рамки условного содержания "кукольной" драмы. Ей свойственны яркая реалистичность, конкретность образов. В страницах, посвященных Петрушке, музыка поднимается до трагедийности. Вспоминается романтическая трактовка одинокой личности и равнодушной к ней, холодной окружающей среды. Но все же автор помнит, что герои его - куклы. Он относится к ним с иронией, и это своеобразно окрашивает музыку балета.

Построение "Петрушки" очень оригинально. Его четыре картины (каждой соответствует один абзац в изложении содержания) напоминают части симфонии: I - Allegro, II - медленная, III - аналогичная симфоническому скерцо и, наконец, финал. Сходство тем более велико, что идут все четыре картины без перерыва.

"Народные гулянья на масленой" - так названа первая картина, музыка которой насыщена стремительным движением, передающим масленичный разгул. На его фоне выделяются несколько эпизодов: шарманщик и уличная танцовщица (наслаиваются друг на друга мотивы "Под вечер осенью ненастной", и избитого вальса); сцена фокуса, насыщенная зловещими таинственными и словно завороженными звучаниями; блестящая огневая "Русская". Картина заканчивается резкими вскриками кларнетов и гобоев, предвосхищающих стоны ожившего Петрушки. Вслед за ними раздается сухая барабанная дробь. Она будет продолжаться, пока меняют декорации, вплоть до второй картины, которая носит название "У Петрушки". Ремарка: "При поднятии занавеса дверь в комнате у Петрушки внезапно отворяется; чья-то нога грубо его выталкивает; Петрушка валится. Дверь за ним затворяется". Стравинским в нескольких тактах музыки различными тембрами переданы истеричные крики Петрушки, его скорбные стоны, его недоумение и негодование.

Начинается Адажиетто - горестный танец. Он сменяется более спокойным, а потом и радостным: к Петрушке приходит Балерина. Но внезапно она исчезает; Петрушка вновь в отчаянии. Его стоны (деревянные духовые) заглушают веселый масленичный гул. Вновь барабанный бой заполняет антракт.

Третья картина - "У Арапа" - начинается, после дико звучащего вступления, гротесковым танцем Арапа. Следующий за ним "танец обольщения" Балерина танцует под нарочито пошлую мелодию, которую играет корнет в сопровождении барабана. Арап пленен. Его дуэт с Балериной - сентиментальный, карикатурно зучащий вальс. Внезапно врывается Петрушка. Музыка "захлебывается" криком. Ссора заканчивается тем, что Арап выталкивает Петрушку. Снова барабанный бой.

Заключительная картина балета - "Народные гулянья на масленой (под вечер)" - возвращает к настроению и образам завязки балета. Как и в 1 картине, здесь господствует буйное веселье. Широко выписанные сцены следуют одна за другой: "Танец кормилиц", в котором звучат мотивы "Вдоль по Питерской" и "Ах, вы сени, мои сени"; эпизоды мужика " медведем и купца с цыганками; "Танец кучеров и конюхов" с тяжелым топотом, в котором слышится мелодия русской плясовой "А снег тает"; удалой пляс ряженых. Сцена достигает кульминации, и в этот момент раздается дикий крик Петрушки (труба с сурдиной). Арап настигает его и убивает. Смерть Петрушки передана звуками падающего бубна и вибрирующей тарелки, на фоне которых жалобно "стонут" флейты-пикколо. Скорбное послесловие струнных прерывается приходом фокусника, который трясет мертвую куклу. Внезапно малая труба пронзительно поет лейтмотив Петрушки, над театром появляется его тень. Фокусник в ужасе убегает. На полуслове обрывается музыка...

В редакции 1947 года Стравинский заменил четверной состав оркестра более удобным тройным, уравновесил в отдельных местах звучание оркестра, ввел дополнительно тембр фортепиано и почти исключил колокольчики. Кроме того, композитор дал два варианта коды финала: в одном схита заканчивается смертью Петрушки, в другом - танцем ряженых.

Леонид Фёдорович Мясин (9 августа 1896, Москва — 15 марта 1979, Кёльн, Германия)

американский танцовщик и хореограф русского происхождения. За свою долгую жизнь он сочинил более 70 балетов.

Учился балету в Императорской школе Большого театра в Москве. Там его заметил Сергей Дягилев и увез в Европу. С 1915 по 1921 Мясин был одним из главных хореографов Русских сезонов. После ухода Вацлава Нижинского он стал главным танцором. После смерти Дягилева и фактического прекращения его Балетов, Мясин совместно с полковником де Базилем основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила репертуар «Русского балета Дягилева» и во многом продолжала его традиции.

Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Красные башмачки» (1948) и «Сказки Гофмана» (1951). Он также работал как хореограф при постановке фильмов.

В 2005 году в Большом театре впервые за долгое время были представлены три балета Мясина: «Треуголка», «Предзнаменования» и «Парижское веселье».

Пикассо и Танец "Голубой экспресс" / "Треуголка"

"Треуголка"

Музыка Мануэля де Фальи (Manuel De Falla).

Либретто Грегорио Мартинеса Сьерры (Gregorio Martinez Sierra) по повести Педро Антонио де Аларкона "Треугольная шляпа".

Хореография Леонида Мясина (Léonide Massine).

Декорации и костюмы Пабло Пикассо (Pablo Picasso).

Основным шедевром Леонида Мясина - скромного артиста Большого театра, ставшего центральной фигурой мирового балета ХХ века, вокруг которого объединились дягилевские артисты, осиротевшие после смерти великого импресарио - до сих пор считается "Треуголка" (1919). Одноактный балет, являвшийся излюбленной фантазией Дягилева на фольклорно-историческую тему: динамичная картинка из испанской жизни, над которой Мясин работал "на натуре". Очутившись во время войны в Испании, дягилевская труппа под руководством испанского цыгана Феликса ревностно изучала фламенко и прочие местные танцы, из которых Мясин выстроил изящную театральную стилизацию. Результат ошеломил даже привычного к триумфам Сергея Дягилева: первый в мире фольклорный балет имел оглушительный успех. В 1919 году, на премьере в Лондоне выступили Леонид Мясин и Тамара Карсавина. С тех пор "Треуголка" путешествует по сценам мировых театров.

"Голубой экспресс"

Музыка Дариуса Мийо(Darius Milhaud).

Либретто Жана Кокто(Jean Cocteau).

Хореография Брониславы Нижинской (Bronislava Nijinska).

Оформление спектакля Пабло Пикассо(Pablo Picasso),

костюмы Габриэль Шанель (Gabrielle Chanel).

"Женщины, бегущие по пляжу" (1922, Париж, Музей Пикассо). Это произведение стало символом неоклассического поиска, которому Пикассо посвятил начало двадцатых годов. Картина послужила украшением театрального занавеса для "Голубого экспресса", а архитектурные декорации пляжа выполнил А.Лоран. Это хореографическая опера, придуманная в 1924 году Дягилевым и Кокто, опера, в которой танцевали настоящие спортсмены и спортсменки в спортивных костюмах от Chanel. Балетные зарисовки на мотивы модного пляжа, модного спорта и новой весьма свободной бытовой моды. Костюмы конструировала Г.Шанель - легендарная Коко Шанель, и пляжные костюмы составляли одну из главных приманок спектакля. Балет был о молодости, уносящейся в голубом поезде на Лазурный берег. Для этой компании все было символично: они сами часто ездили этим экспрессом. Удачней всего была хореография, построенная на спортивных движениях и акробатике. Особым успехом пользовался исполнитель главной роли Долин, англосаксонская спортивность которого всячески обыгрывалась. Он ходил на руках, легко делал сальто, становился на голову, чтобы потом перекувырнуться и стать на колени. Главную роль исполнила сестра Вацлава Нижинского Бронислава. Премьера спектакля состоялась в Париже (20.6.1924, Театр Елисейских полей). Затем спектакль был показан в Лондоне в зале "Coliseum".

Классическое наследие:

  • балеты "Сильфида", "Жизель" - эпоха романтизма;
  • "Дон-Кихот", "Баядерка", "Спящая красавица", Лебединое озеро", "Раймонда" - эпоха М. Петипа;
  • "Шопениана" М. Фокина.
  • балет "Пламя Парижа" В. Вайнонена;
  • опера "Евгений Онегин", поставленный А. Горским;
  • опера Моцарта "Дон-Жуан" в постановке М. Петипа (образец сценической формы танца XVIII века)
  • постановки К. Голейзовского, Ф. Лопухова, Я. Якобсона;
  • выдающихся произведений мастеров хореодрамы ("Бахчисарайский фонтан" Р. Захарова, балет "Ромео и Джульетта" Л. Лавровского);
  • балетмейстерского творчества 1960 - 90-х годов ("Легенда о любви", "Спартак" Ю. Григоровича);
  • выдающихся произведений зарубежного балета (Дж. Баланчин, С. Лифарь, К. Макмиллан, М. Бежар и другие).

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Муз. Камиль Сен-Санс

Хор. Михаил Фокин 1924 Анна Павлова

НОЧЬ

Муз. А. Рубинштейн

Хор. 1924 Анна Павлова

ЖИЗЕЛЬ

Муз. Адольф Адан

Хор. Жюль Перро, Жан Коралли,

1932 Ольга Спесивцева 1956 Галина Уланова Наталья Макарова

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Муз. Петр Ильич Чайковский

Хор. Лев Иванов Марина Семенова Наталья Дудинская

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Муз. Сергей Прокофьев

Хор. Леонид Лавровский отрывок, 1951 Галина Уланова

БАЯДЕРКА

Муз. Людвиг Минкус

Хор. Мариус Петипа,1940 Наталья Дудинская Вахтанг Чабукиани Михаил Барышников

РАЙМОНДА

Муз. Александр Глазунов

Хор. Мариус Петипа, 1953 Наталья Дудинская Константин Сергеев

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

Муз. Петр Ильич Чайковский

Хор. Мариус Петипа, 1961 Ирина Колпакова 1964 Наталья Макарова

ШОПЕНИАНА (СИЛЬФИДЫ)

Муз. Фредерик Шопен

Хор. Михаил Фокин мазурка, 1958 Ирина Колпакова Галина Уланова

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Муз. А. Петров

Хор. Наталья Касаткина, Владимир Василев дуэт: Ирина Колпакова Михаил Барышников

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

Муз. Петр Ильич Чайковский

Хор. Мариус Петипа вариация Феи Сирени, 1974 Алла Осипенко

КОРСАР

Муз. Адольф Адан

Хор. Мариус Петипа вариация, 1958 Рудольф Нуриев

ДОН КИХОТ

Муз. Людвиг Минкус

Хор. Мариус Петипа, 1968 Михаил Барышников

ВЕСТРИС

Муз. Г. Баньщиков

Хор. 1969 Михаил Барышников

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

Муз. Шарль Гуно

Хор. Леонид Лавровский 1963 Майя Плисецкая

Владимир Васильев

Марис Лиепа

ДОН КИХОТ

Муз. Людвиг Минкус

Хор. Мариус Петипа отрывки из I акта, 1962 Майя Плисецкая

УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ

Муз. Камиль Сен-Санс

Хор. Михаил Фокин Анна Павлова 1966 Майя Плисецкая

ГАЯНЕ

Муз. Арам Хачатурян

Хор. Нина Анисимова фрагменты Татьяна Вечеслова

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Муз. Михаил Глинка

Хор. Михаил Фокин танцы из оперы Габриэлла Комлева

ЩЕЛКУНЧИК

Муз. Петр Ильич Чайковский

Хор. Василий Вайнонен адажио Ирина Колпакова

Владилен Семенов

ЗОЛУШКА

Муз. Сергей Прокофьев

Хор. Константин Сергеев, 1976 Ирина Колпакова

ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ

Муз. Игорь Бородин

Хор. Михаил Фокин 1983 Юрий Гумба

А. Каширина

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

Муз. Борис Асафьев

Хор. Ростислав Захаров финал, 1981 Алла Сизова

Н. Остальцов

Любовь Галинская

ТАРАС БУЛЬБА

Муз. В. Соловьев-Седой

Хор. Федор Лопухов отрывки, 1940 Вахтанг Чабукиани

М. Дудко

ЭСМЕРАЛЬДА

Муз.

Хор. Мариус Петипа, Жюль Перро, Агриппина Ваганова

ЛАУРЕНСИЯ

Муз. Александр Крейн

Хор. Вахтанг Чабукиани отрывок Рудольф Нуриев

Владимир Малахов - 1968

Балетмейстер Владимир МАЛАХОВ родился 7 января 1968года в Кривом Роге Днепропетровской области (Украина). В 1986 году окончил Московское хореографическое училище и был принят в труппу Московского классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Исполнял партию Адама в балете «Сотворение мира», партии Ромео и Меркуцио в «Ромео и Джульетте», принца Зигфрида в «Лебедином озере». В 1991 году эмигрировал за границу. В 1992 году стал ведущим солистом балета Венской оперы. С 1994 года – солист Национального балета Канады. В 1995 году дебютировал в балете «Метрополитен опера» в Нью-Йорке. В 1999 году в Венской опере впервые осуществил собственную постановку балета «Баядерка». В 2001 году там же поставил балет «Бал маскарад» Верди. С 2002 года – художественный директор и ведущий танцор балета Берлинской оперы Unter den Linden.

Владимира Малахова считают первым танцовщиком мира. Один из фильмов о нем называется "Настоящий принц". Парень из Кривого Рога окончил Московское хореографическое училище и стал звездой труппы "Классический балет" Наталии Касаткиной и Владимира Василева.

Потом уехал на Запад, работал в театрах Вены, Штутгарта, Торонто, танцевал на всех главных оперно-балетных сценах мира. Сейчас он директор Берлинской балетной труппы.

Володимира Малахова сьогодні називають ідолом світового балету, мега-зіркою, неперевершеним майстром сцени, танцюристом сторіччя, а ще – з легкої руки європейських "акул пера" – принцом сучасного балету. З 1992 року уродженець українського міста Кривого Рогу, який емігрував за межі "єдиного і непорушного" Радянського Союзу, досяг колосальних висот у сучасному балеті. На початку своєї зарубіжної кар'єри він був солістом на сцені Віденської опери. З 1994-го – на перших ролях у Національному балеті Канади, в 1995 році дебютував у Метрополітен-опера в Нью-Йорку. Шість років тому Малахов очолив балетну трупу Берлінського державного оперного театру "Унтер-ден-Лінден". І танцював, танцював, танцював. Буквально - до втрати пульсу. Зараз наш великий земляк - балетний директор Державної опери Німеччини. Саме Володимир зумів об'єднати три головні балетні колективи Берліна в один суперколектив - Штаатсопер. Цінителі високого і прекрасного називають цей театр унікальним і неповторним у своєму роді.

Владимир, вы в полной мере владеете информацией о ситуации и в западном балете, и в российском. Можно ли говорить о все еще сохраняющемся влиянии традиций русского балета на Западе?

– Я, во всяком случае, стараюсь удержать такие традиции, да и на Западе любят русское классическое наследие.

Наши рекомендации