Развитие ориентации в пространстве
Упражнения по ориентации в пространстве также проводятся в несколько этапов. Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: Мяч вправо, влево, вверх. Ребенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже проговаривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И, наконец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции. 190
Упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.
Важное значение в развитии пространственных представлений имеет восприятие и воспроизведение формы предметов. Эти упражнения также проводятся поэтапно. Вначале ребенок ощупывает различные по форме предметы, например, кубики. Затем обводит пальцем контуры этих предметов, нарисованных на доске, в тетради; затем копирует изображения простых геометрических фигур. После таких подготовительных упражнений у ребенка развиваются пространственные представления в рисовании, конструировании и игровой деятельности.
Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются различные дидактические игрушки и специальные пособия.
Начиная с 3 лет ребенка учат конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — по образцу. Вначале ребенок смотрит и копирует образец, затем делает все самостоятельно, по памяти.
Большое значение при подготовке ребенка к обучению имеет руководство взрослого его самостоятельной игрой изобразительной, и трудовой деятельностью.
Изобразительная деятельность(рисование, лепка, конструирование, аппликация).
В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, «готовность» руки к письму. Изобразительная деятельность стимулирует у ребенка интерес к познанию окружающего мира и способствует его психомоторному развитию. При руководстве и обучению ребенка изобразительной деятельности важно обращать внимание на развитие его личности, способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Педагог и родители должны создать благоприятные условия для развития художественной деятельности детей. Необходимо использовать разнообразные формы организации художественной деятельности детей. Это, прежде всего, самостоятельная деятельность ребенка, развлечения, праздники, специально организованные занятия. Для развития у ребенка интереса к художественной деятельности важно обогащать его впечатлениями, с учетом индивидуальных особенностей подбирать специальные приемы и методы работы, воспитывать эмо-
191циональное отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, художественным произведениям; стимулировать развитие образного мышления. Важное значение имеет развитие у ребенка специальных умений: лепить, рисовать, конструировать, владеть кукловождением (кукольный театр), петь, танцевать.
Игра и ее развитие
Игра имеет исключительно важное значение для психомоторного, личностного развития ребенка и подготовки его к школе. Игра у здорового ребенка развивается поэтапно в процессе эмоционально-положительного его общения с окружающими. У детей с особыми нуждами развитие игры часто нарушено в связи с самыми разнообразными причинами: прежде всего, это различные нарушения психо-моторного развития, изоляция ребенка от коллектива сверстников, отставание в физическом развитии, повышенная психическая истошаемость и т.п.
Игры, как и психика ребенка развиваются поэтапно. На первом этапе игры ребенка являются действиями с определенными предметами — это предметные игры, которые развиваются на основе предметно-манипулятивной деятельности. Исключительно важное значение для психического и личностного развития ребенка и подготовки его к школе имеют специальные игры-упражнения на конструктивную деятельность. Они особенно важны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разборными игрушками. В этих играх формируются не только представления о величине предмета, но развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространственные ориентации.
Вначале, особенно ребенку раннего возраста, дается игрушка — большая раскрывающаяся коробка, а в ней несколько маленьких. Ребенку предлагается ощупывать коробки, вынимать из большой маленькие, вкладывать их обратно, а также располагать их в ряд в соответствии с величиной. Затем даются коробки различного размера с крышками, ребенок подбирает к каждой коробке крышку. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками и т.д. При сборе матрешек маленький ребенок, прежде всего, должен научиться различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, затем из четырех и более частей. Цель этих игр — развитие пространственного воображения, конструктивной деятельности, развитие представлений о величине.
Уже с двух-трех лет ребенку можно предлагать игры по развитию цветоощущения, соотношения целого и частей.
Ребенка учат различать высоту предметов {высокий — низкий), длину (длинный — короткий), объем. Эти понятия закрепляются в быту, в игровой и конструктивной деятельности. Для формирования этих понятий также полезно проводить специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, осваивают навыки пространственной ориентировки. Во время этих игр у них развивается целенаправленная деятельность, произвольность восприятия и способность к подражанию.
Особенно важное значение в психическом развитии ребенка имеет ролевая игра, которая обычно наиболее интенсивно развивается в 5—6 лет. В ролевой игре ребенок берет на себя роли взрослых и в специальных игровых условиях воспроизводит и деятельность, и отношения между ними. При этом он использует разнообразные игровые предметы. Развитие ролевой игры характеризуется постепенным усложнением ее сюжета и содержания, в котором с возрастом все меньше проявляется действий с предметами и все больше отражаются взаимоотношения людей и выполнение правил в соответствии со взятой на себя ролью. Ребенок все больше и больше отражает в своих играх то, что происходит вокруг него.
Игра ребенка проходит несколько этапов развития (Д.Б.Эль-конин, 1978).
На первом этапе преобладают действия с определенными предметами, направленные на партнера по игре. Это действия прежде всего, «матери», «врача», «воспитательницы».
На втором этапе игровое действие в большей степени соответствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность действий, отражающих реальную действительность.
На третьем этапе действия становятся еще более разнообразными, их логика и характер определяются взятой на себя ролью. В игре начинает использоваться специфическая ролевая речь.
Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя выполнений действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная взаимосвязь ролевых функций, речь четко выполняет ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий.
193В игре развиваются различные виды взаимоотношений которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение для развития коммуникативного поведения и личности.
Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры — игры с правилами. В этих играх уже более четко определена основная задача, отмечается соотнесение между сюжетно-ролевым содержанием и правилами. Особую группу игр с правилами составляют подвижные игры, например, «Кошки-мышки».
К играм с правилами относятся и так называемые дидактические игры. В этих играх детям предлагается решение определенных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, формируют у него познавательную активность.
Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-инсценировки, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и другие. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребенка.
Глава 6. Развитие познавательной деятельности
'Для развития познавательной деятельности ребенка преддо-школьного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.
Умственное воспитание ребенка осуществляется в процессе различных видов его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для развития мышления имеют так называемые дидактические игры.
Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций (Ж.Пиаже). На первом этапе работы важной задачей является максимальное развитие так называемого дооператорного мышления. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 194
7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка.
Концепция умственного развития ребенка Ж.Пиаже имеет важное значение при разработке системы умственного воспитания дошкольника.
Для развития мышления ребенка важное значение имеет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления. Особенностью этого вида мышления является его неразрывная связь с практической деятельностью ребенка.
В процессе наглядно-действенного мышления развиваются мыслительные процессы. У ребенка формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является важным показателем умственного развития. Процесс мышления вплетается в практическую деятельность ребенка. Наглядно-действенное мышление является основой формирования других, более сложных форм. Поэтому одной из важных задач подготовки к обучению детей с особыми нуждами является развитие у них наглядно-действенного мышления. Прежде всего, ребенка необходимо научить соотносить условия задач с их требованиями. Вначале ребенку предлагаются простые практические задания, например, в процессе его игры с кубиками, конструировании.
На основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма — наглядно-образное мышление. У ребенка развивается возможность выполнять те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
В работах многих исследователей показана роль речи, в том числе и «речи про себя» для развития образного мышления. Отмечается также, что переход детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к образному мышлению зависит от степени сформированности ориентировочно-исследовательской деятельности, умения устанавливать существенные ситуационные связи.
Ведущее значение для развития этой формы мышления имеют такие виды деятельности ребенка как конструирование, изобразительная деятельность, труд.
В процессе развития образного мышления у ребенка развивается возможность планирования своих действий.
195Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на две группы: Первая — содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении со взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
Вторая — более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.
Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно, чтобы ребенок усвоил систему сенсорных эталонов путем перцептивных и интеллектуальных действий. Важное значение при этом имеет развитие у ребенка обобщенных способов обследования предметов с одновременным подключением нескольких анализаторов; зрительного, тактильно-кинестетического, слухового. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, т.е. необходимо сочетать умственное и сенсорное воспитание. Во всех видах деятельности ребенка необходимо активизировать как сенсорные, так и умственные процессы, развивая у ребенка обобщенные способы обследования предметов и мыслительные процессы. Важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделения существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. При развитии самостоятельности детского мышления важно, чтобы педагог, ставя перед ребенком ту или иную задачу, обучал его способам ее решения, формируя таким путем важнейшие мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.
Важнейшей задачей умственного развития ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи и взаимоотношения .между ними. Таким путем у ребенка создаются предпосылки для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий.
Формирование понятий является одной из важнейших задач подготовки ребенка к обучению в школе.
В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами показано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. В развитии умственных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью специальных педагогических методов научить ребенка выделять существенные признаки предметов. Существует специальная методика поэтапного формирования умственных действий, с помощью которых ребенок усваивает системы понятий. Их основу составляют приемы, обеспечивающие возможность передачи детям в доступной форме систематизированных знаний, отражающие существенные связи и зависимости окружающей действительности. Прежде всего, важно определить содержание знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Важно использовать своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатом формирования умственных действий. Для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития. В настоящее время показана важнейшая роль ранних стадий развития и раннего обучения для формирования психики ребенка. Стадии психического развития ребенка, детерминированные генетической программой развития, конкретно реализуется в процессе общения со взрослым, воспитания и обучения. При этом особо важное значение имеет обучение ребенка конструктивной деятельности, рисованию, ознакомление его с окружающим миром, развитие у него математических представлений, подготовка его к обучению чтению и письму.
Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия, суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями типа: Кошка — это животное, машина — это транспорт и т.п. Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, о временных отношениях, представления о количестве, пространстве и т.п.
197В настоящее время большинство авторов показатели умственного развития на сводят только к знаниям и представлениям об окружающем мире, а обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость активности, инициативы при выполнении ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием умственного развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими. В последние годы углубляются представления об умственном развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С.Выготским понятия психологического новообразования, т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе12. При этом основное внимание уделяется тем психическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития3.
Основным источником развития считается обучение4. Важной задачей обучения считается не только формирование у ребенка конкретных знаний И представлений, а активизация познавательной деятельности самого ребенка.
Развитие познавательной деятельности направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии: конкретно-понятийную; абстрактно-понятийную5.
На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции неразрывно связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи.
На конкретно-понятийной стадии ребенка учат выделению признаков предметов на основе цвета, формы, величины, сравнению предметов по определенным заданным признакам. На-
1 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М, 1891.- С. 388.
1 Маркова А.К. Лидере А.Г. Якоыева ЕЛ. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.— Петрозаводск, 1992. — С. 16.
3 Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1986. — С. 55—66.
4 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М, 1983. — С. 388.
s Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. — М, Просвещение, 1991.
пример, сравнению предметов по длине, ширине, высоте. Ребенок усваивает такие понятия как: одинаковые, длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, больше — меньше и т.п.
Затем ребенка учат сравнивать предметы по степени выраженности того или иного признака, например, по интенсивности цвета, по убывающей величине. Для этой цели широко используются ряды матрешек, которые ребенок выстраивает по убывающей величине, а также ставит недостающую матрешку в ряд. Умение строить последовательный ряд по величине является важным этапом в развитии конкретно-понятийного мышления.
Важное значение имеют занятия, направленные на обучение ребенка узнавать предметы по определенным основным признакам. С этой целью широко используются загадки.
На конкретном, знакомом для ребенка материале, развивают обобщающие понятия и просят его называть обобщающим понятием определенные группы слов, например, стол, стул, шкаф, кровать... чашка, тарелка, стакан, блюдце и т.п. Ребенка учат отвечать на вопросы:
Каких ты знаешь животных?
Какие ты знаешь фрукты?
Назови овощи.
Какие ты знаешь игрушки?
Что такое посуда? Перечисли предметы, которые относятся к посуде.
Что такое одежда? Назови предметы одежды и т.д.
Очень важно научить ребенка группировать предметы по одному главному признаку: по цвету, форме или величине, предметные картинки по родовым и видовым понятиям (посуда, одежда, игрушки, овощи, фрукты и т.д.).
На следующем этапе ребенка учат группировке предметов по двум признакам: например, одновременно по цвету и величине, по форме и цвету и т.п.
Важное значение для развития логического мышления имеют специальные игры-упражнения на классификацию предметов. Ребенку дается набор картинок с изображением отдельных предметов и предлагается разложить их на группы: «похожие с похожими» и назвать эти группы одним словом, например, овощи, фрукты, одежда, посуда и т.п.
Кроме того, проводят специальные занятия по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки. Например:
199Нерешенный вопрос
Жили на одном дворе кот, петух, собака и коза. Жили они дружно, но один раз поссорились, так как не могли согласиться друг с другом, что вкуснее всего.
— Вкуснее всего молоко, — сказал кот Васька.
— Ничего подобного, — сказал петух. — Вкуснее всего крупа или овес.
— Пустяки вы говорите, — сказала собачка Жучка, — вкуснее всего косточка.
— Нет, — сказала коза, — я не согласна с вами, вкуснее всего сено. Так и спорят они до сих пор. Помоги им помириться. Как решить их спор?
Проводят также специальные занятия по развитию памяти, внимания, конструктивной деятельности (ребенка учат из частей складывать целое: предлагаются разрезные картинки, разрезанные на две части, потом — на три, четыре и т.п.).
Для развития восприятия формы и пространственных представлений ребенку предлагаются фигуры, разные по форме, и коробка, закрытая крышкой, на которой сделаны прорези, соответствующие форме данных фигур. Ребенку предлагается опускать фигуры в соответствующие прорези коробки, которые ребенок должен сам подбирать путем зрительного соотнесения.
Важное значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
Для развития и активизации познавательной деятельности детей учат отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задают наводящие вопросы.
Для стимуляции логического мышления проводятся также занятия по выделению линией четвертой картинки.
Важное значение для развития познавательной деятельности и подготовки ребенка к обучению имеет работа по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, работа с загадками, а также развитие памяти и внимания1.
При развитии познавательной деятельности очень важно опираться на психическое состояние радости, ненапряженности2. Педагогическое занятие должно всегда вызывать у ребенка состояние радости и ненапряженности. Самочувствие и настроение ребенка после занятий должны оставаться хорошими3.
1 Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
2 Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л.: Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. — С. 73.
3 Там же.
Глава 7. Подготовка к обучению математике, чтению и письму
7.1. Подготовка к обучению математике
При подготовке ребенка к обучению математике важное значение имеет развитие у него количественных, пространственных и временных представлений, а также навыков сравнения предметов по форме, величине и протяженности. Необходимо научить ребенка наблюдать и сравнивать предметы по ведущему признаку. Необходимо также усвоение и уточнение элементарных представлений о величине {большой — маленький, больше — меньше, длинный — короткий, короче — длиннее, шире — уже, ниже — выше и др.).
Важно научить ребенка находить предметы нужной величины, формы, протяженности.
Следует также обращать внимание детей на то, что предметы одинаковой формы могут отличаться по величине. Затем ребенка учат подбирать предметы по какому-либо одному признаку: величины, формы, протяженности.
При подготовке ребенка к обучению математике важное значение имеет развитие у него предметно-практической деятельности, в процессе которой необходимо использование операций сравнения, сопоставления, противопоставления предметов и явлений, определения сходства и различия.
На основе практических действий с предметами у ребенка формируют и уточняют понятия о величине, количестве, пространственных и временных представлениях. Ребенка обучают операциям с группами предметов, что является основой для усвоения приемов математических действий. Детей учат объединять предметы по разным признакам. На основе этих представлений у ребенка формируют понятия один — много. Ребенка одновременно знакомят с числом и цифрой, его обозначающей. При этом важно, чтобы ребенок понял, что число обозначает количество предметов, независимо от их качественных признаков.
Проводят также специальные занятия по развитию памяти, внимания, конструкторной деятельности (ребенка учат из частей складывать целое: предлагаются разрезные картинки, разрезанные на две части, потом на три, четыре и т.п.).
Для развития восприятия формы и пространственных представлений ребенку предлагаются фигуры, разные по форме, и
201коробка, закрытая крышкой, на которой сделаны прорези, соответствующие форме данных фигур. Ребенку предлагается опускать фигуры в соответствующие прорези коробки, которые должен ребенок подбирать сам путем зрительного соотнесения.
Важное значение для развития мышления и речи имеют рассказы по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.
На основе практических действий с предметами ребенка учат отсчитыванию и присчитыванию по одному.
Одновременно проводится работа по развитию у ребенка представлений о величине предметов. Ребенка учат определять относительные размеры предметов и их параметры, овладевать терминами: выше — ниже, больше — меньше, шире — уже и т.п., а также понятиями длина, ширина, высота,
Особое внимание следует обратить на обучение ребенка измерению с помощью условной мерки. Необходимо также научить ребенка свободно ориентироваться в направлениях движений и пространственных отношениях между собой и предметами. Ребенок выполняет инструкции типа: Сядь на стул. Положи мяч под стол. Поставь машину между стульями и т.п.
Важно также уточнить и временные понятия, такие как сначала, потом, вчера, сегодня, завтра, время суток.
Все упражнения по развитию математических представлений проводят на разнообразном счетном материале.
Важно, чтобы ребенок понимал такие выражения как: одинаковые — разные, в процессе практической деятельности составлял множества, одинаковые по какому-либо одному признаку, но различные по другим: например, одинаковые по форме, но разные по цвету и величине, выделял из множества его части по заданному признаку.
Ребенок должен овладеть такими понятиями как много — мало — один на основе сравнения двух множеств. Он должен выполнять задания типа: Найди, где много предметов. Найди, где один предмет.
Ребенка обучают также таким понятиям, как столько же, поровну, больше, меньше.
Ребенок также должен усвоить названия и последовательность первых десяти чисел натурального ряда и их обозначения цифрами. Он должен научиться счету предметов и пониманию вопроса Сколько?
Важно, чтобы ребенок научился соотносить числа с количеством предметов, сравнивать два множества по числу предметов, понимать словесные определения отношений между числами — больше — меньше; больше на — меньше — на.
Проводят специальные занятия по обучению ребенка отсчитыванию и присчитыванию по одному, определению места числа в натуральном ряду, образованию чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых с помощью практических действий с предметами.
Проводятся также специальные занятия по развитию представлений о величине. Ребенок должен усвоить следующие понятия: большой — маленький; длинный — короткий; больше — меньше; выше — ниже; шире — уже; длиннее — короче.
Ребенка специально обучают способам сравнения (путем наложения, а затем зрительного соотнесения), учат пониманию сходства и различия между предметами по признаку величины, а также умению измерять и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте с помощью условной мерки, учат пользоваться линейкой, сантиметровой лентой, делить предметы на две — три равные части. Формируют понимание отношений целое — часть.
Одной из важных предпосылок обучения счету является сфор-мированность пространственных и временных отношений и понимание их словесных обозначений типа далекий ~ близкий, верхний — нижний, выше — ниже, дальше — ближе, правый — левый, справа — слева; около — рядом, посередине, между, за, перед, здесь, там, вверху — внизу, впереди — сзади, вперед — назад, вправо — влево, внутри, снаружи, один за другим. Проводят специальные пропедевтические упражнения по обучению ребенка умению ориентироваться в тетради, альбоме.
Ребенка учат свободно класть карандаш на стол, расслабляя правую руку. Затем его учат расставлять точки на различном расстоянии, проводить вертикальные, горизонтальные и косые линии, рисовать различные фигуры: овалы, круги, полукруги различных размеров, рисовать «улитку», начиная с объемного витка максимального размера, не отрывая карандаша, чертить все меньше и хМеныле витков и закончить точкой1. Полезны также штриховка и другие виды упражнений.
Проводится работа по различению на слух звуков речи и обозначению их буквами, разделению слов на слоги. Ребенка учат безошибочно списывать буквы и слова.
1 Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д. Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М.: Просвещение, 1980.
203При подготовке к обучению письму важно, чтобы ребенок научился различать звуки речи на слух, правильно их произносить и соотносить их с буквами, с учетом особенностей нашей графики.
При обучении ребенка письму важное значение имеет развитие зрительно-моторной координации, т.е. умения прослеживать глазами за движением пишущей руки.
Ребенка также учат пониманию соотношений: предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Формируют запас слов-существительных, отвечающих на вопрос кто?, что? и обозначающих предметы, а также слов, отвечающих на вопросы что сделать?, что сделал?
7.2. Формирование предпосылок к обучению чтению и письму
Развивают умение отвечать на вопросы по самостоятельно прочитанным предложениям, соблюдать в устной речи и при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения, выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение, а также заучивать стихотворения наизусть, умение воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку.
Учат рисовать простые иллюстрации к рассказу или сказке.
7.3. Подготовка к обучениюписьму
Прежде всего ребенка следует научить умению правильно сидеть и держать ручку (карандаш), ориентироваться в тетради, замечать разлиновку и всегда начинать писать слева направо.
Затем ребенка учат правильному письму букв и дифференциации сходных по написанию." л-м, т-п, и-ш, ц-щ, г-к, г-п, г-р, л-м, н-к.
Развивают моторику пальцев рук, тренируют тонкие дифференцированные движения пальцев при помощи следующих упражнений: ребенок разглаживает лист бумаги ладонью правой, затем левой руки; соединяет концевые фаланги выпрямленных пальцев рук; учится противопоставлению большого пальца остальным; свободно сгибает и разгибает пальцы рук без движений кисти; сгибает пальцы каждой руки одновременно и поочередно; поочередно противопоставляет первому пальцу все остальные.
Проводится также ряд подготовительных упражнений с карандашом. Ребенка обучают правильному удержанию карандаша как при письме, тремя пальцами. Важно научить ребенка слежению глазами за движением пишущей руки.
Вначале ребенка учат ставить несколько точек на листе бумаги при правильном удержании карандаша, следят, чтобы рука не сдвигалась и не напрягалась.
Затем его учат проводить черту сверху вниз при правильном удержании карандаша — к себе, на то расстояние, на которое можно это сделать без движения кисти.