Система М. Монтессори в контексте свободного воспитания
Пользующаяся мировым признанием и получившая широкое распространение система М.Монтессори представляет собой замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, прочно вошедшего в гуманистически ориентированное педагогическое течение. И главное, чем отличается ее школа среди различных авторских школ, это, прежде всего гуманизмом цели – созданием условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ученика, развития его личности, полноценной самореализации и самоутверждения; гуманностью методов и средств достижения поставленной цели, демократическим стилем управления и гуманистической окрашенностью конечного результата – возникновением чувства «мы» и у педагогов, и у учащихся, а также эмоционально комфортным климатом и культурой школы.
Именно в контексте свободного воспитания в школах Монтессори понимают воспитание как помощь в саморазвитии, ибо учителя формации Марии Монтессори искренне верят в то, что у ребенка есть своя миссия и «план строительства» своей личности. Здесь не воспитывают специально, поскольку в атмосфере свободы любая учеба и жизнедеятельность становится тем путем, по которому идет ребенок, образовывая в себе человека.
Во всех школах свободного воспитания, куда входит и школа Монтессори, особая роль принадлежит душевной экологии, атмосфере, которая позволяет ребенку пройти свой путь познания без ненужных задержек.
Новое воспитание Монтессори видела в том, что «взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию. Его надо оставить в покое и действовать лишь исходя из его глубинного понимания». Она считала, что каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект. Воспитание зависит от веры в этот потенциал ребенка и поэтому необходимо единственно предоставить его самому себе и не препятствовать в выборе собственной жизненной цели. Подобной же оценки свободы как саморазвития придерживались многие приверженцы свободного воспитания, которые были убеждены в том, что принцип свободы непременно согласуется с принципом саморегуляции, самодисциплиной, которая не навязана извне педагогом, а определена самим ребенком.
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной и активной личности. У каждого ребенка есть врожденная потребность в свободе и саморазвитии. Поэтому необходимо отказаться от авторитарного воздействия на ребенка, создать специальную педагогическую среду, отвечающую его потребностям. Важно предоставить ребенка самому себе, не препятствуя ему в свободном выборе занятия в соответствии с актуальными интересами. Дисциплина в связи с этим становится активностью, контролируемой самим ребенком и не навязанной педагогом.
Эта идея свободного развития получила практическое воплощение в различных педагогических концепциях, в частности, А.Нейлла. Создавая Саммерхилл, он, например, сознательно противопоставил концепцию своей школы концепции, опирающейся на режим, дисциплину и принуждение.
Принципу свободы Монтессори, как и ее коллеги, придавала фундаментальное значение в деле преобразования педагогики. Если педагоги смогут создать условия для свободного развития ребенка, то, как полагает Монтессори, им удастся много достигнуть в развитии человеческого общества.
Создавая свою педагогику в контексте свободного воспитания, конкретную реализацию принципа свободы Монтессори видела в создании условий для высвобождения внутренних созидательных сил ребенка, его спонтанной творческой активности. При этом конкретизация свободы ребенка предполагает, как считает Монтессори, границу, которая в отношении предметов и пространства определяется мерой, стоящей между такими величинами, как «слишком много» и «слишком мало».
Согласно теории свободного воспитания, по педагогике Монтессори свобода выбора и принятия решения, свободное осуществление деятельности ведет ребенка по пути формирования у него умения организовать свои собственные действия и поведение, быть «мастером самого себя».
Одним из важнейших аспектов, что роднит педагогику Монтессори с другими представителями свободного воспитания, является самореализация личности, котораяпредставляет собой созидаемую педагогически подготовленной средой, воспитанием и самовоспитанием характеристику такого уровня развития личности, когда индивид достигает удовлетворяющее его состояние ощущения счастья.
В связи с выше сказанным приведем свойства, качества, параметры личности, культивируемые в школах свободного воспитания, к которым относится и школа Монтессори. Наиболее основными из них являются следующее:
- постоянное стремление к познанию других людей, установление взаимоотношений с ними, искренность и готовность к открытому диалогическому общению;
- способность к самоорганизации и саморегуляции;
- творческое проявление самостоятельности и умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях;
- последовательность в достижении цели и при этом проявление уверенности в себе;
- стремление личности к полному выявлению и развитию своих возможностей и задатков с целью превращения их в способности;
- стремление индивида развиваться в направлении все большей сложности, компетентности, зрелости и самодостаточности;
- осознание необходимости самопознания, потребности понимать внутренние переживания и адекватно их оценивать, а также умения изменить точку зрения на самого себя;
- постоянное стремление к актуализации собственного личностного потенциала;
- непрекращающаяся деятельность по созданию собственных потребностей, не противоречащим запросам других членов коллектива и необходимых обществу на данный момент социального развития;
- практическое осуществление собственных способностей и дарований через ту или иную сферу социальной деятельности;
- постоянное стремление быть настолько хорошим по нраву и умелым в какой-нибудь сфере деятельности, насколько это возможно;
- творческая направленность, не зависящая от того, чем человек занимается, а также стремление к самоосуществлениюсвоей творческой сущности в процессе самодеятельности;
- способность находить каждый раз новое в уже известном;
- стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.
Таким образом, идея свободы лейтмотивом проходит через всю педагогику Монтессори, по которой считается, что природный потенциал саморазвития у каждого ребенка уникален и неповторим. Каждый ребенок, каждый человек выявляет силу жизни и достигает реализации своих возможностей единственным, только для него характерным способом. Реализация возможностей ребенка происходит благодаря проявлению индивидуальных внутренних импульсов. И смысл человеческой жизни с этой точки зрения состоит в наиболее полном раскрытии своего духовного потенциала, о чем ратовали в своей повседневной педагогической работе Мария Монтессори и все те, кто исповедовал идеи свободного воспитания.