Раздел 4. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке
Просмотр - основная форма промежуточного и итогового контроля, выставка, демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи учащегося. Также просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля учащегося.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Графическое изображение животных и птиц.
При изображении меха зверя, оперения птицы, чешуи рыбы, фактуры кожи и т.д. применяется большое количество приемов, используются все доступные художественные материалы.
Стилизация животных исполняется учащимися после завершения анималистических зарисовок и набросков.
Тема 1.2. Зарисовки чучел птиц и животных с натуры.
Задача: поиск пластического движения, пропорции, характерных особенностей. Знакомство с работой мягким материалом.
Выполнить:
1) зарисовки птиц (чучел) – ворона, глухарь, тетерев, голубь, журавль и т.д.;
2) зарисовки животных – собака, кошка, хомяк и т.д.
Цель: выявить образность изображения, силуэт.
Техника: графический рисунок.
Материал: соус, сангина, уголь, маркер.
Формат А3.
Тема 1.3. Стилизация животного на основе натурных зарисовок.
Задача; выявление образа животного через силуэт, фактуру.
Выполнить два черно-белых графических изображения:
1) образно-эмоциональное (силуэт);
2) орнаментально-пластическое(фактура).
Цель: развитие умений и навыков в графической стилизации животных.
Техника: графический рисунок.
Материал: гелевая ручка, маркер.
Формат А3.
Тема 1.4. Портрет дома.
Задача:знакомство с принципом абстрагирования.
Абстрагирование – это один из способов мышления. Его результат – образование наиболее общих понятий и суждений (абстракция).
В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм, в художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, для которого характерны отказ от изображения реальных объемов, предельное обобщение или полный отказ от формы. Абстракция – это отвлечение от одних свойств или качеств предмета, в данный момент не существенных, и выделение других.
Выполнить: изображение дома-образа:
1) по свойствам: волшебный, сломанный, водяной, огненный, заколдованный, брошенный, веселый, умный и т.д.;
2) по ассоциациям: дом-овощ, дом-башмак, дом-кувшин, дом-гриб, дом-риф и т.д.
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Техника: графический рисунок.
Формат А3.
Материал: тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Раздел 2. Организация декоративной композиции
Существует два способа художественного видения при организации декоративной композиции:
1) все подчиняется центру и работает на него;
2) видение в целом без выделения главного; в такой композиции все элементы – единый ансамбль.
При организации пространства планы располагаются условно за счет фронтального изображения объектов друг над другом. Условно показывается объем, минимально модулированный, или показанный темным пятном в теневой части. Существует несколько приемов, усиливающих впечатление декоративности композиции:
1) оверлеппинг – когда один предмет перекрывает второй и оба в то же время изображаются полностью. Они цепляются друг за друга, вторгаются один в другой и создают другую, плотно связанную группу;
2) членение плоскости на части, при этом линии могут быть прямые и кривые, ими можно регулировать композиционное равновесие;
3) насыщение орнаментом – необходимо решить, где размещать орнаментальные мотивы: по всей плоскости или ограничиться изображением одного-двух;
4) дробление изображения – при этом изображение будет восприниматься не очень четко. Для выявления силуэта можно использовать более четкий контур и более спокойный фон.
Тема 2.1. Графическая композиция на темы: «Цирк», «Птицы на ветках», «Птичий базар», «Хищники на охоте», «Жители болота» и другие темы с изображением животных.
Задача: расширение графических навыков и композиционных решений. Создать динамическую композицию, обеспечивая равновесие. Уметь работать с дополнительным материалом (фото, рисунки животных). Научиться последовательно вести работу от эскизов до окончательного варианта.
Выполнить: декоративную композицию с изображением стилизованных животных.
Цель: развитие образного и эмоционального мышления.
Техника: графический рисунок, граттаж.
Формат А2.
Материалы: тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка, гуашь, мыло, игла.
Тема 2.2. Графическая композиция на тему «Сказочный город».
Город-огород, город башмаков, посудный город, лесной город, морской, космический и т.д.
Задача: расширение графических навыков и композиционных решений. Научиться последовательно вести работу от эскизов до окончательного варианта.
Выполнить: графическую композицию на организацию доминанты – композиционного центра.
Цель: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и воображения.
Техника: графический рисунок, граттаж.
Формат А2.
Материалы: тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.
Раздел 3. Введение
Тема 3.1. Иллюстрация.
История развития книжной иллюстрации связана с историей книги - сначала рукописной, потом печатной.
Иллюстрация – это не беспристрастное воспроизведение узловых моментов литературного произведения, это авторское эмоционально-творческая способность «режиссерски» раскрыть и прочитать литературу средствами графического искусства. Существует деление иллюстрации на жанры, соответствующие направленности литературного жанра.
· Психологическая иллюстрация (к произведениям Достоевского, Толстого, Некрасова, Горького, Островского, Хемингуэя). Художники – Лансере, Клячко и др.
· Опоэтизированная реальность – романтическая иллюстрация (мир легенды, поэзии, романтической прозы – Жуковский, Блок, Куприн, Гете). Художник Каношевич и др.
· Реалистическая иллюстрация (к произведениям Некрасова, Толстого, Горького, Достоевского, Пушкина). Художники Шмаринов, Дубинский и др.
· Сатирическая иллюстрация (к произведениям Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Барто, Лескова, Зощенко, Ильфа и Петрова, Рабле, Свифта). Художники Кукрыниксы, Корневский и др.
· Политическая публицистика (к произведениям Барбюса, Гейне). Художники Дейнека, Лебедев.
· Ассоциативная иллюстрация – стремление к условности, интуитивности. Художники Якутович, Попова, Костина, Власов.
Направление и стиль иллюстраций столь же различны, сколько различны индивидуальности их авторов, общим же остается одно – лучшим образцам книжной графики присущи образная значительность, глубокая человечность, социальная значимость.
Тема 3.2. Композиционная иллюстрация с включением орнамента к басням и русским народным сказкам.
Задача: знакомство с иллюстрацией. Умение вести последовательную работу от эскизов до законченного варианта. Грамотно построить композицию, используя орнаментальные мотивы.
Выполнить: эскиз линейный и тоновый (силуэт).
Эскиз – белые фигуры на черном фоне и наоборот.
Эскиз с пластической проработкой фигур.
Законченный вариант двух иллюстраций в едином стилевом решении.
Цель: развитие умений и навыков в освоении искусства книжной иллюстрации.
Техника: графический рисунок.
Формат А4 (одна работа).
Материалы: тушь, кисть, перо, маркер, гелевая ручка.